Гигантский проект в рамках экономических отношений между ЕС и Россией обмен энергоносителей на технологии пока еще остается мечтой. Анализ "Энергетической стратегии на период до 2020 года", принятой российским правительством в августе 2003 года, дает дифференцированную картину.
За период с 2000 по 2020 год доля российской нефти в энергоносителях, импортируемых в Европу, снизится с 30% до 27%. Очень сильно сократится объем импортируемого природного газа: к 2020 году его доля в европейском импорте снизится с сегодняшних 70% до 30%.
Европа увеличит импорт природного газа из Африки, а также из стран Ближнего Востока и каспийского региона. Тем не менее Россия останется самым крупным поставщиком нефти и природного газа в Европу.
"Планы по расширению сети российских нефте- и газопроводов, а также строительство установок по сжижению природного газа на севере России и на побережье Тихого океана указывают на то, что Москва для увеличения объемов сбыта энергоносителей ищет рынки преимущественно в Юго-Восточной Азии и в США", говорится в исследовании берлинского Фонда науки и политики.
Русские, как следует из "Энергетической стратегии", собираются в больших масштабах экономить энергоносители и по возможности перейти с газа на уголь. Однако вероятно, что задачи, сформулированные в оптимистичном варианте "Энергетической стратегии", нацеленные на экономию и рост экспорта природного газа, достигнуты не будут. В этом случае участие России в снабжении Европы энергоносителями окажется в будущем еще менее значимым, чем предусмотрено настоящими планами. И это обстоятельство еще острее ставит перед Европой вопрос о скорейшем поиске альтернативных источников.
Россия может гарантировать свой экспорт энергоносителей в Европу до 2020 года только в случае притока в отрасль существенных инвестиций. При этом они должны пойти не только на разработку новых месторождений они необходимы и уже освоенным газодобывающим регионам. Также нельзя обойтись без обновления и развития транспортной системы, подчеркивается в исследовании.
Чтобы привлечь в необходимом количестве внутренний и иностранный капитал, нужно создавать благоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, необходимо гарантировать стабильность прав собственников. Инвесторы должны быть уверены, что государство, хотя и участвуют в доходах предприятий энергетического комплекса, однако не собирается становиться мажоритарным собственником и тем более идти на конфискацию частной собственности, подчеркивается в исследовании.
Статья получена: InoPressa.ru