В данный момент Европа столкнулась с серьезными проблемами в области энергетики. Последнее повышение цен на нефть и газ показало, как сильно Европа зависит от импорта энергоносителей. В 2003 году 15 стран ЕС импортировали 80% необходимой им нефти и 49% газа. Тенденция возрастающая.
В континентальной Европе цены на газ привязаны к ценам на нефть, так как между поставщиками газа нет особой конкуренции.
Поэтому повышающиеся цены на нефть увеличивают также расходы на импорт газа.
Великобритания пока могла сама покрыть свой собственный спрос на газ. Цены были низкими, так как между местными производителями газа была достаточная конкуренция. Однако британские запасы газа подходят к концу. Уже сейчас часть газа импортируют по высоким ценам с европейского континента.
В условиях свободного рынка рыночная цена газа определяется самой дорогой ценой газа, который еще покупают, чтобы покрыть спрос. Таким образом, весь британский газ продается по высоким импортным ценам, так что британцы тоже страдают от высоких цен на нефть.
С зависимостью Европы от импорта энергоносителей следует бороться при помощи продуманной и умной энергетической политики. Издав "Единый европейский документ", ЕС проявило инициативу, чтобы создать общеевропейский рынок товаров и услуг. После этого Европейская комиссия определила различные направления политики в области энергетики, чтобы с их помощью создать общий свободный европейский рынок энергоносителей.
Этот либерализированный внутренний рынок должен повысить эффективность рынка при помощи усиленной конкуренции и торговли. Однако вместе с тем надежность снабжения энергией не должна быть поставлена под угрозу, так как оно имеет как экономическое, так и стратегическое значение. Необходимы соответствующие производственные и транспортные мощности. Однако, прежде всего, нужно сделать так, чтобы зависимость ЕС от импорта энергоносителей не давала возможность внешним и иногда враждебно настроенным поставщикам его шантажировать.
Либерализация европейского рынка газа и электроэнергии одновременно поднимает целый ряд щекотливых вопросов и проблем. Самым неясным вопросом на настоящий момент является вопрос о том, можно ли доверять механизмам свободного рынка. Можем ли мы положиться на то, что будет производиться достаточно инвестиций, своевременно и в правильные технологии, если решения будут основываться только на механизмах свободного рынка?
Гарантировано ли, что электроэнергия добывается из топлива, на наличие которого можно положиться? Еще один важный вопрос: не вредят ли цены, которые образуются в условиях свободного рынка, частным клиентам с более низким доходом, а также энергоемким экспортным отраслям промышленности, таким, как, например, алюминиевая, химическая или сталелитейная промышленность. Либерализация предусматривает объединение свободных сил рынка с объективным, пропорциональным и никого не дискриминирующим регулированием, которым нужно заменить государственную политику отдельных правительств в области энергетики.
Следующей проблемой в области энергетики, решением которой должен заняться весь мир, это изменение климата, вызванное выпуском газов, вызывающих парниковый эффект. Подавляющая часть этих газов выделяется во время потребления энергии. Европа сделала правильно, попытавшись сократить выбросы углекислого газа и так способствовать развитию низкоуглеродистых технологий, что они становятся привлекательными для всего остального мира. Теперь, после того как Россия поставила свою подпись, Киотский протокол вступает в силу.
ЕС еще в январе 2005 года установила определенную цену на выброс диоксида углерода, в частности для отрасли электроэнергии. С июня по август 2005 цена сертификатов ЕС составляла более 20 евро за тонну углекислого газа. В связи с этим производство электроэнергии на основе угля дорожает.
Помимо высоких цен на СО2, государственные субсидии на возобновляемые источники энергии в большинстве стран ЕС также приводят к высоким ценам на электричество.
Еще одним камнем преткновения на пути к либерализации внутреннего рынка являются национальные интересы отдельных государств. Если либерализация должна создать конкурентные цены, то должно быть много предприятий, которые будут бороться за клиентов. Однако число реальных конкурентов из других стран обычно довольно ограничено.
К тому же политики опасаются, что излишняя конкуренция может поставить под угрозу инвестиционную стабильность и помешать местным предприятиям преследовать национальные интересы.
Объединения газовых и электропредприятий такие, как, например, слияние E.ON Ruhrgas особенно опасны для либерализации. Газовые предприятия, будучи сильными с финансовой точки зрения, могут как новые конкуренты вкладывать деньги в газовые электростанции. При этом способе производстве электроэнергии выделяется особенно мало углекислого газа, и поэтому он делается все более конкурентоспособным.
Кроме того, газ используется во многих домах для отопления. Таким образом, газовые предприятия могут предложить частным клиентам привлекательный комплексный пакет газа и электричества. Их сильная позиция на газовом рынке делает их серьезными конкурентами для предприятий, уже давно занявших свое место в этой сфере.
На примере газа очень отчетливо видно границу между теми, кто "за" и кто "против" либерализации внутреннего рынка. С одной стороны, экономисты приводят аргументы в пользу того, что эффективная либерализация газового рынка по американской или английской модели может поддержать либерализацию рынка электричества.
Цены на газ в Европе станут одинаковыми, и это повлечет за собой нивелировку цен на электричество. По другую сторону баррикады стоят политики, которые хотят защититься от опасности российского всесильного "Газпрома". Их беспокоит нестабильное положение крупных предприятий, которые поставляют нефть и газ в Европу, они намереваются защищать национальные угледобывающие предприятия, держать потребительские цены на энергию низкими и внедрять технологии, при использовании которых выделяется мало СО2.
Ко всем этим проблем добавляются "нормальные" конфликты, которые существуют между интересами стран ЕС и целью Европейской комиссии создать единый европейский внутренний рынок энергоносителей.
Статья получена: InoPressa.ru