Кэрол Хаймовитц
Даже если у компании есть время надлежащим образом подготовить кандидата на пост генерального директора, довольно часто, оказавшись на верхушке корпоративной пирамиды, новоиспеченный руководитель понимает, что он все-таки не готов. В этом отношении Скотту Форду, сменившему на посту генерального директора телекоммуникационной компании Alltel своего отца Джо Форда, повезло. Его готовили основательно.
Когда Форд-младший был еще очень молод, они с отцом решили, что никогда не будут работать вместе. Скотт вырос и пошел на работу в инвестиционный банк.
Однако после того, как в 1996 г. был принят закон о телекоммуникациях, предусматривавший в числе прочего дерегуляцию отрасли, Джо сказал сыну, что компании пригодился бы его опыт: к тому времени Скотт проработал в банке более 10 лет. В 1997 г. его сделали президентом Alltel, а год спустя - директором по оперативной деятельности.
За два года до того, как уйти в отставку, Форд-старший перестал являться на совещания руководства, которые проводятся каждую неделю в понедельник утром. За полгода до того, как уйти, он перестал работать по запланированному графику. Месяца за полтора они с сыном вместе вышли из офиса и отправились пообедать в ближайший ресторан, где обычно обедают многие руководители их компании. "Потом мы с отцом поехали в офис, - вспоминает Скотт, - но вместо того, чтобы поставить машину на парковке, он притормозил у входа в здание, а сам вылезать не стал". "Ну вот и все", - сказал Форд-старший. На недоуменный вопрос сына, разве они не вместе возвращаются в офис, он ответил так: "Я слишком часто наблюдал, как это делается неправильно. Сейчас я хочу показать тебе, как правильно передавать руководство компанией новому генеральному директору".
Официально пост генерального директора Alltel Скотт Форд занял только 1 июля 2001 г. "К тому времени, - вспоминает Скотт, - я уже хорошо знал, как управлять компанией". Сегодня Джо Форд занимает место председателя совета директоров, но переехал в другой город и в повседневном управлении компанией не принимает никакого участия.
В Alltel нового генерального директора растили внутри компании, потратив на это целых четыре года. Однако сегодня на такой пост все чаще начинают приглашать "варягов". Если 20 лет назад лишь 7% компаний из списка Fortune 1000 приглашали гендиректоров со стороны, то сегодня так поступают уже 40%.
Эд Брин, нынешний генеральный директор Tyco International, пришел на этот пост в июле прошлого года из компании Motorola. Ему пришлось возглавить этот конгломерат вскоре после того, как топ-менеджеры этой компании были признаны виновными, как говорят, в хищении корпоративных ценностей в целях личной наживы.
За истекшие 11 месяцев Брин полностью сменил весь состав высшего руководства. При этом нескольких директоров, проработавших в компании долгие годы, с его политикой были категорически несогласны.
"Когда требуется провести перемены, важнее сделать это быстро. Аккуратность в такой ситуации отходит на второй план, - считает Деннис Кери, заместитель председателя совета директоров компании Spencer Stuart, которая занимается трудоустройством руководящих работников. - Однако, если руководитель в коллективе совсем недавно, ему крайне тяжело разобраться в потоке информации, который поступает к нему от людей, с которыми он никогда не работал".
У топ-менеджеров, которые со временем надеются стать генеральными директорами, есть хороший способ набраться опыта в трудном деле корпоративного управления - какое-то время поработать в совете директоров другой компании. "Работа в советах директоров других компаний позволяет наблюдать, как именно решаются вопросы, с которыми вам придется столкнуться в качестве генерального директора", - рассказывает Рэндалл Тобиас, бывший гендиректор фармацевтической компании Eli Lilly, который ныне заседает в составе советов директоров трех компаний - Kimberly-Clark, Knight Ridder и Conoco Phillips.
В 1993 г. , когда Тобиас входил в состав совета директоров Eli Lilly, руководство, обеспокоенное снижением показателей компании, сообщило ему, что он должен стать новым генеральным директором. Тобиас выправил финансовое положение Eli Lilly, а заодно разработал и схему передачи управления компанией.
"Сам факт, что я стал генеральным директором, напрямую объясняется тем, что тогда в компании действовала неэффективная система отбора кандидатов на руководящую должность, их подготовки и передачи управления компанией, - вспоминает Тобиас. - Я решил, что такое положение недопустимо".
Приступив к осуществлению задуманного, Тобиас и его директор по персоналу нашли в компании 25 наиболее одаренных лидеров. Это были люди разного возраста, занимавшие различное положение на иерархической лестнице. К их работе стали внимательно присматриваться. Перед ними ставили цели, которые помогали этим сотрудникам набираться опыта в других областях. Когда через пять лет работы в качестве генерального директора компании Рэндалл Тобиас пожелал уйти в отставку, и он, и члены совета директоров уже твердо знали, кто придет ему на смену. (WSJ, Екатерина Кудашкина)
Статья получена: Клерк.Ру