Бюджет на развитие персонала в российских компаниях вырос в четыре раза
Елена Горелова
Конкуренция российских компаний за лучших и редких специалистов в 2003 г. ужесточилась - это показало июльское исследование рынка зарплат кадровой компании "АНКОР". Об этом свидетельствует резкое увеличение расходов на обучение и развитие карьеры сотрудников, повышение статуса и зарплат директоров по персоналу.
В опросе приняли участие 69 компаний с годовым оборотом от $1 млн до $250 млн, в которых работает от пяти до 3500 сотрудников. Большинство из них представляет сферу торговли (59% ), услуг (34% ), производства (22% ) и разработки сырьевых ископаемых (9% ).
Каждая четвертая компания, принявшая участие в исследовании, работает на рынке FMSG.
Цена учебного года.
Самая яркая тенденция года - почти четырехкратное увеличение расходов на обучение и развитие персонала. В 2003 г. российские компании планируют потратить на эти цели в среднем по $100 000, тогда как в прошлом году тратили по $25 800. По словам руководителя отдела маркетинга компании "АНКОР" Оксаны Соболевой, по этому показателю российские компании догнали иностранные, годовой бюджет на обучение в которых составит в среднем $105 000.
О возросших расходах на развитие персонала говорят во многих компаниях. Бюджет на обучение в питерской компании "Дарья", например, в прошлом году составил $70 000, а в этом - уже $150 000. Этот рост объясняется расширением бизнеса, особенно увеличением активности в регионах, что, в свою очередь, потребовало дополнительных тренингов и семинаров, поясняет директор по коммуникациям компании "Дарья" Дина Вишня.
Правда, у наших и иностранных работодателей разные приоритеты в том, кого направить на обучение. "Российские компании делают упор в основном на развитие карьеры руководителей высшего звена, в частности на получение степени MBA или ACCA, - говорит Соболева, - а в иностранных компаниях больше уделяют внимание обучению менеджеров среднего звена и сотрудников отделов продаж".
Компании чаще стали проводить общеразвивающие тренинги и курсы: не только для повышения квалификации сотрудников, но и для того, чтобы привязать их к компании, говорит исполнительный директор рекрутинговой компании 3R (React Realize Recruit) Михаил Торчинский. Он считает, что тренинги стали важной частью компенсационного пакета. Самой большой популярностью пользуются тренинги по тим-билдингу, развитию коммуникативных и презентационных навыков и управлению временем, поясняет Оксана Соболева.
Досадные срывы.
Рекрутеры подсчитали, что у них увеличился процент срывов, когда человек, уже принявший предложение о работе (в некоторых случаях даже проработавший меньше испытательного срока) , вдруг отказывается от этого решения. "Как правило, он либо получает контрпредложение с предыдущего места работы, либо сам находит лучшие возможности на рынке", - говорит Соболева. По ее словам, в 2001 г. таких досадных срывов в работе рекрутеров было 2% , а в этом - уже 9%. Причем в основном здесь условия игры диктуют специалисты, занимающие позиции среднего уровня: сейлз-менеджеры, специалисты финансовых и маркетинговых служб, т. к. спрос на них продолжает расти, уточняет Соболева.
HR-менеджеры дорожают.
За последние полгода на 25% выросла зарплата директоров и менеджеров по персоналу. Если в 2002 г. руководитель службы персонала мог рассчитывать в среднем на $2850 в месяц, то этим летом ставка поднялась до $3700. По словам Михаила Торчинского, российские компании, нанимающие опытных директоров по персоналу, предлагают им не меньше $5000 - 6000, а иногда и $10 000, но это уже зарплата звезд.
HR-менеджеры не просто подорожали, изменился их статус внутри компаний. "Еще недавно директора по персоналу занимались в основном административной работой, а сейчас ни одно кадровое решение не принимается без их визы, - говорит Торчинский, - их вводят в совет директоров, а полномочия прописывают в уставе компании". По мнению рекрутеров, статус директора по персоналу сейчас не ниже статуса финансового директора.
"Эта тенденция отражает рост самосознания руководителей российских компаний и ужесточение конкуренции за кадры", - считает партнер компании ZestLeadership Павел Кирюханцев. По его словам, многие компании только недавно поняли, что приход сильного директора по персоналу - мощнейший толчок к развитию бизнеса. Это недорогой ресурс, который глупо не использовать, добавляет Кирюханцев.
Побочный эффект автогражданки.
В связи с введением автогражданки обострился дефицит специалистов в области страхования, замечает Оксана Соболева. Количество заказов от страховых компаний, поступивших в компанию "АНКОР", увеличилось на 68%. Самые нужные сейчас люди - это агенты, технические эксперты, специализирующиеся на автостраховании, андеррайтеры, актуарии. Сами страховщики ожидают, что кадровый голод в ближайший год будет усугубляться. Появится острая необходимость в операторах и консультантах, обслуживающих систему автострахования, ведущих учет и статистику, говорит заместитель директора департамента управления персоналом компании "РОСНО" Владимир Кравченко. По его словам, роста зарплат в этом секторе пока не наблюдается. Кравченко убежден, что кадровый дефицит в "РОСНО" связан не только с введением обязательного страхования автомобилей, но и с расширением бизнеса: увеличением потока клиентов, появлением новых направлений.
Статья получена: Клерк.Ру