Юрий Михайлов, корреспондент «УНП»
Почти в любой компании есть служба персонала, а также возможность пользоваться услугами кадровых агентств. Но главному бухгалтеру все равно предстоит активно участвовать в процессе подбора своих подчиненных. Причем самые главные этапы поиска скорее всего придется выполнять самому. Формализовать требования к соискателям, проводить финальные собеседования и наконец принять итоговое решение должен главбух. Менеджер по персоналу этого сделать не сможет.
Однако до того как случится первое собеседование и тем более окончательный выбор сотрудника бухгалтерии, необходимо уделить самое пристальное внимание первому этапу - сформулировать требования к соискателям.
Сообщайте подробности
«Конечно, специалист по HR должен ориентироваться едва ли не во всех отраслях человеческой деятельности, - говорит менеджер по подбору персонала компании «Авторесурс» Ольга Гусева. - Мне по долгу службы приходится разбираться в вопросах логистики и маркетинга, закупок и бухгалтерии, юриспруденции и делопроизводстве... Но, разумеется, мои познания во всех этих областях весьма поверхностные. Неудивительно, что я всегда прошу у руководителей департаментов, присылающих мне заявки на поиск персонала, максимально развернуто озвучить свои требования. Я должна понимать, какой именно опыт требуется от соискателя, какие навыки самые важные, какие познания пригодятся в первую очередь».
Действительно, основная задача менеджера по персоналу - грамотно подать полученную информацию в тексте объявления о вакансии, изучить все присланные резюме, выделить из общего потока тех кандидатов, чей опыт соответствует заданным критериям, и, пообщавшись с ними, отсеять совсем уж непроходных. Например, тех, кому совершенно незнакома отраслевая специфика вашего бизнеса. Ясно, что тот, кто 20 лет трудился в бухгалтерии бюджетного учреждения, вряд ли с ходу сможет сориентироваться в банковском учете.
Оценивать же профессионализм кандидата в требуемой области будет не HR-специалист, а руководитель того подразделения, в котором открыта вакансия. И чем более четко сформулированы изначальные требования, тем выше вероятность того, что основную работу сможет выполнить отдел персонала, главбуху же останется провести три-четыре собеседования, а не полтора десятка.
И еще - непременно попросите, чтобы вам показали итоговый текст объявления до публикации на страницах специализированных газет и сайтов. Всегда есть риск, что в последний момент в объявление вкрадется незначительная на первый взгляд и незаметная дилетанту ошибка, которая любому грамотному бухгалтеру тут же бросится в глаза.
Отделяйте обязательное от желательного
«Составляя текст заявки на подбор заместителя главного бухгалтера или специалиста, отвечающего за определенный участок, не забудьте разделить ваши требования на обязательные и желательные, - советует менеджер по подбору персонала ГУП «Гипрорыбфлот» Валентин Белкин. - В противном случае есть риск того, что чересчур тщательный сотрудник отдела кадров отсеет всех кандидатов, которые не соответствуют хотя бы одному вашему пожеланию, даже если на самом деле вы включили этот пункт в заявку просто на всякий случай. И напротив, на действительно необходимые навыки есть смысл обратить дополнительное внимание - хотя бы поставив в скобках восклицательный знак».
Кадровики дают еще один совет: не стремитесь найти сотрудника с квалификацией, превышающей реальные потребности вашей бухгалтерии.
Значительно лучше найти молодого энтузиаста, который готов компенсировать некоторую нехватку опыта трудолюбием и желанием учиться. Такого человека всегда можно «натаскать» и в результате получить специалиста, идеально соответствующего вашим потребностям. Если же вы присмотрите на должность, например, заместителя главного бухгалтера человека, который многие годы проработал главным, высока вероятность того, что дело нечисто. Либо у кандидата не все в порядке с прошлым, либо он скоропостижно остался без работы - и теперь ищет, где бы «перекантоваться» до того момента, когда найдется местечко получше.
Предъявляйте реальные запросы
В последнее время в тексте едва ли не каждого второго объявления-вакансии в качестве обязательного условия обозначено знание международных стандартов бухгалтерской отчетности. Но ведь в России эти стандарты пока не получили такого уж повсеместного распространения, их используют преимущественно западные компании, банки, да еще крупные российские структуры, бизнес которых подразумевает постоянное взаимодействие с зарубежными партнерами. Так зачем же, спрашивается, переплачивать своему заместителю или помощнику как минимум 500 долларов в месяц за знание МФСО, которым он никогда не воспользуется, работая в вашей компании? А если знание МФСО в перспективе все-таки станет актуально для вашего предприятия, то всегда можно отправить коллегу на соответствующие курсы.
Статья получена: Клерк.Ру