Эти пузырьки выстроены в ряд на подоконнике в его пекинском офисе.
На них наклеены ярлыки с оригинальными надписями, например: "Саудовские сладости". Ян вице-президент Китайской национальной оффшорной нефтяной корпорации (CNOOC). Как руководитель крупной государственной компании, он отвечает за организацию поставок нефти и газа в Китай из различных стран мира. В его стеклянных пузырьках находятся образцы сырья. Эти "сувениры" наглядно свидетельствуют о том, какие далекие путешествия он вынужден совершать в поисках контрактов. "Мне бы хотелось, чтобы нефть была в окрестностях Парижа, говорит он. Но я вынужден тратить время на поездки в менее удобные места".
Ян далеко не единственный, кто вынужден отправляться в неудобные путешествия. Огромные усилия, которые предпринимает CNOOC для обеспечения надежных поставок нефти и газа из-за рубежа, еще раз подтверждают, насколько остро нуждается Китай в топливном сырье. Автомобилисты сетуют на высокие цены на нефть. В этом году цена поднялась более, чем на 65%, а 15 октября она взлетела до рекордной ставки 55 долларов за баррель. Стремительный рост мировой экономики и растущий аппетит на топливо для автомобилей и другого современного оборудования резко увеличивают потребность в энергоресурсах во всем мире. В Китае объем импорта нефти за последние пять лет увеличился вдвое и в первой половине 2004 года составил почти 40 %. По количеству импортируемой нефти Китай уже перегнал Японию и занял второе место после США среди самых крупных потребителей нефти в мире.
Конечно, причиной роста мировой цены на нефть являются и многие другие факторы, такие, как хаос в Ираке, политическая и экономическая суматоха в ряде нефтедобывающих стран, например, в Нигерии и в России, ураганы в Мексиканском заливе и опасения, вызванные международным терроризмом. "Обвинять Китай в том, что его экономика вызвала повышение цен на нефть, было бы несправедливо и неверно", говорит Джеффри Логан, представитель Международного агентства энергетики (IEA), штаб-квартира которого находится в Париже. Но что касается нефти, в настоящее время объем ее добычи всего на 1 млн баррелей превышает мировой объем потребления, составляющий 81 млн баррелей в год. Поэтому стремительный рост ее потребления в Китае вызывает вполне объяснимое беспокойство. В этом году доля Китая составила около одной трети от объема мирового потребления нефти. Это больше, чем у любой другой страны мира.
И если прочие факторы повышения цены на нефть кажутся временными, от относительно растущего спроса Китая не может быть иллюзий. Индустрия страны поглощает огромное количество нефтехимических продуктов, начиная с производства удобрений и кончая производством кукол Барби. Количество автомобилей на дорогах Китая уже достигло 20 млн и, как ожидают, в этом году увеличится еще на 2,5 млн. Даже если рост валового внутреннего продукта Китая сократится с нынешних 9,4 до 8 % в 2005 году, как предсказывает Академия общественных наук Китая. Теперь страна стала постоянным и основным игроком в глобальном соревновании за нефть. "Более миллиарда китайцев активно присоединяется к нефтяному рынку, говорит Бо Линь, специалист по энергетике из Азиатского банка развития. Как при этом цены на нефть могут снизиться?"
И точно так, как растущая потребность в нефти определяет стратегию внешней политики США, на геополитическую стратегию Китая все больше будет влиять неспособность страны обеспечить свои энергетические потребности исключительно за счет внутреннего производства. На прошлой неделе президент России Владимир Путин совершил государственный визит в Китай. Эксперты ожидали, что во время этого визита китайский президент Ху Цзиньтао будет требовать скорейшего утверждения совместных проектов по добыче нефти и газа, включая строительство трубопровода, который соединит российское нефтяное месторождение с главной внутренней распределительной сетью Китая.
Китай не всегда настолько зависел от импорта нефти. Открытие в 1959 году крупного нефтяного месторождения в Дацине, расположенном в степях Манчжурии, означало, что аграрная страна, которой был тогда Китай, сможет полностью обеспечить себя нефтью на долгие десятилетия. Правительство расценило открытие этого месторождения как крупную политическую победу.
"Учитесь на примере Дацина!" пели отряды хунвэйбинов ("красных охранников") в время "культурной революции" 1966-1976 годов. Тогда самым известным "образцовым рабочим страны" был Ван Цзиньси из Дацина, который однажды в морозный зимний день погрузился в чан с замерзшей нефтью и размешал ее своим телом, чтобы она продолжала течь.
Когда в 1979 году было открыто нефтяное и газовое месторождение в заливе Бохай (Южно-Китайское море), казалось, что Китай будет еще более неуязвимым к ударам нефтяного кризиса. И действительно, до 1993 года Китай оставался крупным экспортером нефти. Но сегодня добыча нефти в четырех лучших месторождениях страны пришла в состояние упадка. По некоторым оценкам, нефтяные запасы страны иссякнут уже через 14 лет. А законсервированные нефтяные месторождения, нефтяные объединения, которые расположены на западе Китая в пустынных районах бассейна реки Тарим, неэкономны для эксплуатации, даже если цена будет равна 50 долларов за баррель.
Стремясь избежать краха энергетической системы страны, Китай сосредоточил усилия на поисках поставок нефти из-за рубежа. Например, два года назад компания CNOOC подписала контракт с Индонезией на закупку нефти в объеме 1 млн баррелей нефти, а год назад это подписала крупный контракт на закупку газа в Австралии. В феврале президент Китая Ху Цзиньтао совершил поездку в Габон, надеясь договориться о заключении соглашения на закупку нефти в Африке. В июне посетил Узбекистан, лично возглавив делегацию китайских руководителей нефтегазовой индустрии, в целях обеспечения активного присутствия Китая в богатой нефтью и газом Средней Азии. Руководители нефтяной отрасли Китая даже начали заигрывать с Эквадором и Колумбией, надеясь добиться закупки нефти даже на "заднем дворе США".
Ведущие нефтяные компании материка уже дважды помешали Китаю приобрести свою долю в эксплуатации нефтяных месторождений в Казахстане. Китай так и не обеспечил своих прав на долевое участие в эксплуатации нефтяных месторождений в Средней Азии и на Ближнем Востоке. "Что касается долевого участия Китая в эксплуатации нефтяных месторождений за рубежом, то в этих проектах он потерпел самую большую неудачу, говорит Джим Брок, консультант по вопросам энергетики, работающий в Пекине. За десять лет китайцы стремятся постичь то, на что ведущим иностранным нефтяным компаниям потребовалось целое столетие".
Особенно расстраивает лидеров Китая отказ Москвы начинать строительство трубопровода из России до Дацина. Из-за отсутствия трубопровода сибирская нефть транспортируется в Китай поездами и грузовиками, что связано с дополнительными транспортными расходами. В течение многих лет Пекин пытается склонить своего бывшего "коммунистического брата" к строительству трубопровода, который обеспечил бы прямую связь между нефтяными месторождениями России и нефтеперерабатывающими заводами в Дацине. Трубопровод мог бы обеспечить 15% импорта нефти Китая.
Премьер-министр Вэнь Цзябао во время своего визита в Москву в прошлом месяце повторил просьбу Китая, но так и не получил конкретных обещаний. Концерн "Юкос", который фактически был единственным поставщиком российской нефти китайцам, за несколько дней до прибытия Вэня в Москву объявил о прекращении отгрузок нефти в Китай. Казалось, что этот жест был направлен на то, чтобы смутить Кремль, но на самом деле он только еще больше подчеркнул уязвимость Китая.
Тем временем строительство трубопровода, на которое так уповает Пекин, может быть перехвачено Японией самым главным экономическим соперником Китая в регионе Дальнего Востока. Япония предлагает покрыть часть расходов на реализацию этого многомиллиардного проекта, но с условием, что трубопровод будет подведен к российскому порту Находка, расположенному недалеко от Японии.
"Похоже, что Москва все более склоняется к тому, чтобы принять предложение Японии, а Китаю останется лишь довольствоваться заверениями в преданности со стороны России", говорит Бернард Коул, эксперт по вопросам китайского импорта нефти.
И тем не менее мир пока еще в состоянии произвести достаточное количество нефти, чтобы удовлетворить потребности великой "Срединной империи". "В мире есть нефть, а у Китая есть деньги, говорит Чэнь Хуэй, сотрудник Исследовательского центра экономического развития мозгового центра Пекина, который находится в подчинении кабинета министров. Возникает только один вопрос: сколько стоит нефть и сколько мир хочет получить за нее от Китая?"
Статья получена: InoPressa.ru