Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Командная игра

 

Командная игра

 

 

"Ведомости" / Российский бизнес все больше зависит от качества управленческих команд. Даже звездная личность уже не способна сконцентрировать в своих руках всю полноту ответственности. Дело не в ограниченных возможностях интеллектуального потенциала, а в возрастающих масштабах бизнеса. Ставка на команду означает стремление структурировать бизнес, повысить его устойчивость и жизнеспособность. С этой целью компании перестраивают структуры управления, добиваясь их оптимизации и соответствия сегодняшним запросам бизнеса.

загрузка...

 

 

Если вспомнить время рождения российского бизнеса, то картина управления примерно следующая. Менеджмент компании представляет собой коллектив друзей-единомышленников, которые в разной степени являются совладельцами. Все занимаются всем. В ходе роста компании определяется "удельный вес" каждого из соучредителей. На определенном этапе оказывается, что менеджерские компетенции некоторых "родоначальников" перестали соответствовать уровню сложности задач.

В этом случае принимается (часто довольно болезненное) решение о приглашении в компанию наемных менеджеров и передаче им ряда оперативных полномочий. Таким образом, создаются команды, в состав которых наряду с акционерами входят и наемные управленцы. При этом во главе компании по-прежнему находится контролирующий акционер. Он же олицетворяет собой направляющую волю, стремление к которой заметно присутствует в российском менталитете, будь то контекст политический или бизнес-контекст.

Однако сегодня большинство акционеров, чей бизнес возрос до оглушительных масштабов, уже не готовы управлять с прежней интенсивностью. В силу многих причин: моральной усталости, ограниченной менеджерской и профессиональной компетентности, потери интереса, возникновения новых проектов и пр. Иными словами, бизнес потребовал привлечения новой силы, а именно наемных генеральных директоров, которые по степени харизматичности должны приближаться к владельцам, а по уровню профессионализма их превосходить.

Помимо широкой исполнительной власти СЕО должен обладать ярко выраженным лидерством, высоким авторитетом и поддержкой акционеров. Однако большинство российских акционеров по-прежнему активно вовлечены в оперативное управление. И само по себе решение нанять профессионального СЕО еще не означает намерения наделить его неограниченной властью в сфере операционной деятельности.

Кроме того, как показало наше недавнее исследование, российский собственник, не будучи заметно дистанцирован от бизнеса, подсознательно избегает приглашать более сильного лидера, чем он сам. Если распространить такой принцип на компанию в целом, когда каждый следующий лидер оказывается слабее предыдущего, то логика развития событий может привести к вырождению структуры.

И что самое важное - это ограниченные полномочия СЕО по формированию управленческой команды. К моменту его прихода в компанию основной состав уже определен. Как правило, это довольно однородная среда близких по взглядам, типу мышления и темпераменту людей, по сути являющаяся продолжением собственника. Часть из них уже давно неэффективна и паразитирует на теле компании. Задача СЕО в данном случае - диагностировать проблему и провести необходимые кадровые перестановки. К сожалению, в большинстве случаев попытки скорректировать расстановку сил, а тем более состав правления не только встречают яростное сопротивление со стороны топ-менеджмента, но и не находят поддержки у акционеров.

Камнем преткновения часто является несовпадение взглядов акционеров и СЕО на стиль управления. В России как в политике, так и в бизнесе личность первого лица является определяющей. В случае приверженности собственника демократическому стилю управления в компании принято учитывать различные мнения, обсуждать и принимать решения на основе коллегиальности и принципа большинства. Во взаимопонимании и единодушии, несомненно, есть плюсы. Однако подобное единение порой становится тормозом в развитии и, больше того, атрофирует те качества команды, которые обеспечивают ее жизнеспособность.

Другой, значительно более распространенный стиль руководства, жестко авторитарный, предполагает наличие доминирующей воли первого лица. Все остальные фигуры, даже обладающие формально высоким статусом, имеют совещательный голос. Владелец намеренно поддерживает в команде конкурентный климат по принципу "разделяй и властвуй". В такой среде в результате естественного отбора выживают сильнейшие. При этом титанические усилия, которые требуются членам правления, чтобы сохранить собственную значимость в процессе продолжительной схватки с коллегами, ощутимо снижают их профессиональную эффективность.

Оба стиля управления имеют свои особенности, но в рамках затронутой темы хотелось бы остановиться на одной. Ценность команды во многом проявляется в способности преодолевать кризисы, которые за время своего развития не минует ни один бизнес. Если на этапе стабильности многие проблемы завуалированы и потому не видны, то в кризисные периоды они, как лакмусовая бумажка, проявляют показатели здоровья компании.

В зависимости от стиля управления команды первого эшелона по-разному переживают трудные времена. В сугубо авторитарных структурах изменения воспринимаются привычно, даже покорно, как стихийные бедствия, которые нужно переждать и адаптироваться к их последствиям. Основная ответственность за принятие решений лежит на руководителе компании, и отсутствие выраженной оппонирующей силы лишь усугубляет эту ответственность.

Иначе обстоит дело в структурах, для которых характерен демократический стиль управления. Приведу пример. Владельцы крупной российской компании пришли к решению провести реструктуризацию бизнеса, которая очевидно должна повлечь за собой фундаментальную перестройку системы управления. Вынесенная на обсуждение, эта идея встретила активное сопротивление практически всех членов правления. Однако возникает вопрос, обусловлена ли такая реакция радением за интересы бизнеса. Зачастую она продиктована желанием сохранить собственную вотчину, где все стабильно, понятно и куда редко наведывается собственник.

Поэтому профессиональный вызов, который, казалось бы, заложен в самой реформе, воспринимается как угроза власти и статусу. Необходимость вновь подтверждать свою профессиональную состоятельность не возбуждает, а, напротив, гасит интерес топ-менеджеров к грядущим переменам. Каждый из них в этом процессе руководствуется задачей сохранить заработанные ранее преимущества и максимизировать собственный интерес.

Все вышеперечисленные процессы требуют от руководителя владения искусством управлять в наивысшей степени. Мало кто из собственников сегодня отвечает этому критерию. Поэтому привлечение в компанию профессионального и опытного СЕО и наделение его широкими полномочиями по формированию команды - это объективная необходимость и способ кардинально повысить эффективность бизнеса.

Автор - партнер компании RosExpert

Анна Кофф


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Командная игра":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda играет Jazz

Honda запускает в производство новый компактный однообъемник под названием Jazz. По словам представителей Honda, Jazz предложит покупателям практичность автомобилей класса MPV, значительное внутреннее пространство и одни из самых экономичных бензиновых двигателей в мире. В Европу Honda Jazz будет поставляться в начале 2002 года, но в Японии продажи начнутся уже на следующей неделе (на местном рынке автомобиль получит имя Fit – «Подходящий»).

» Японские автомобили - 2061 - читать


Toyota Avensis: Игра на раздевание

В тесте участвуют автомобили: Toyota Avensis В продаже появилась бюджетная версия «Авенсиса». Лишившись десятка позиций оснащения, «Тойота» сбросила в цене $2200 и стала одним из лучших предложений в классе.

» Японские автомобили - 3474 - читать


Honda Accord: Играем респектабельность

В тесте участвуют автомобили: Honda Accord Посмотреть другие фото (10) Этот автомобиль может покорить вас одним своим японским происхождением. Или солидной внешностью.

» Японские автомобили - 2997 - читать


Отборные решения. Бизнес — командная игра

Бизнес — командная игра. И подбор сотрудников в команду — задача не менее ответственная и амбициозная, чем подбор игроков в национальную сборную. Задать критерии, организовать отбор, убедить лучших кандидатов присоединиться именно к твоей команде — вот три ключевые задачи, которые приходится решать не только спортивным тренерам, но и любому руководителю, нацеленному на победу.

» Бизнес идеи - 1604 - читать


Командные игры

Потеснив спокойные и традиционные варианты организации корпоративного досуга (фуршеты, танцы, банкеты с участием разношерстных артистов эстрады и массовиков-затейников), в последние годы в российской корпоративной практике не проходит мода на тимбилдинг. Teambuilding - любимая игрушка западных HR-менеджеров - подразумевает командные игры и тренинги с вовлечением всего коллектива компании для создания сплоченной команды. Вот только иногда это приносит совсем не те результаты ...

» Работа и карьера - 3545 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Командная игра

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru