Еще три-четыре года назад фраза «оптимизируем логистику в организации» воспринималась как «занижаем стоимость таможенного оформления». Постепенно ситуация изменилась, и понятие «логистика» вернуло свой настоящий смысл. Однако до сих пор качество транспортно-заготовительных услуг в России оставляет желать лучшего.
Денис Залевский, генеральный директор компании STS Logistics
Легче привести пример компаний, которым не нужна логистическая служба, чем перечислять тех, кто в ней заинтересован. Так, например, обойтись без транспортных и сопровождающих услуг могут организации, работающие в банковском, консультационном секторе, а также в сфере бытового обслуживания (салоны красоты, ателье и проч.).
Но ни одно предприятие, которое занимается производством или сетевыми продажами, эффективно осуществлять свою деятельность без логистики не сможет.
На первый взгляд может показаться, что в создании собственного транспортного подразделения нет ничего сложного. Но все-таки лучше, когда каждый занимается своим делом. Если компания на протяжении многих лет специализировалась только на производстве, например, шоколадных конфет, то наверняка у нее нет ресурсов, необходимых для создания логистической службы. Большинство руководителей это понимают и ищут профессионального партнера, которому можно было бы спокойно передать непрофильное направление. Но сейчас на российском рынке очень мало организаций, способных выполнить все требования клиентов на должном уровне.
И дело не только в ограниченном количестве специалистов, но и в том, что логистическая, транспортная инфраструктура в России развита очень слабо, и за непродолжительный период времени это обстоятельство никто изменить не в состоянии. Именно поэтому крупные компании, особенно западные, предпочитают заниматься логистикой самостоятельно. Например, концерн BMW по всему миру осуществляет транспортировку и сопровождение грузов с помощью аутсорсеров, но, оценив качество предоставления этих услуг в России, предпочел организовать собственное профильное подразделение.
Обещания и реальность
Итак, логистика – это стратегическое управление закупками, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.), а также контроль над соответствующими потоками информации. Она направлена на минимизацию издержек организации и обычно связана с долгосрочным планированием.
Но в России в настоящее время логистическая структура – это подобие «транспортного цеха». Конечно, обстановка постепенно меняется, и с каждым годом логистика обретает все больше присущих ей характеристик.
Некоторые специализированные фирмы уже сегодня заявляют: мы занимаемся логистикой «от и до». Но изучение рынка показывает, что пока прецеденты комплексной поддержки всех логистических процессов клиента немногочисленны.
Компания может сделать выбор между собственным специализированным департаментом и аутсорсером, исходя из актуальных потребностей. Если перед руководством организации стоит задача резко увеличить территорию своего присутствия в максимально сжатые сроки, то лучше обратиться к логистической фирме. Конечно, построить свою службу в результате может обойтись дешевле, но, во-первых, это займет очень много времени, а во-вторых, придется искать очень грамотных и опытных специалистов, которые смогут изначально все организовать на высшем уровне. Это таит в себе известные риски: если компания ошибется в выборе и нанятые сотрудники не оправдают себя, то в конечном итоге она потеряет и время, и деньги, не добившись положительных результатов.
Так что в ситуации, когда средства в организации есть, но время ограничено, лучше обратиться к аутсорсерам. Да, на первоначальном этапе затраты будут существенными, но это с высокой степенью вероятности полностью окупится – компания при помощи привлеченных логистиков быстро покроет желаемую территорию. Соответственно, резко увеличится и объем продаж, а вместе с ним и прибыль.
Скованные одной цепью
Даже если речь идет о небольших территориях, например в масштабе города или области, все равно обойтись своими силами новичку будет не просто. Возвратимся к примеру с шоколадными конфетами: что на первый взгляд может быть сложного в доставке товара 200–220 адресатам? Нужно «всего лишь» приобрести автомобили, арендовать помещение, нанять техников... На самом деле содержать собственную транспортную службу дело хлопотное, требующее значительных ресурсов, не говоря уже о таких деталях, как контроль за трезвостью водителей. Если компания никогда этим не занималась, ей будет очень непросто разобраться в деле.
Что же включает в себя логистический процесс? Для каждого вида деятельности и продукции все индивидуально. Например, очень простая логистическая цепочка доставки коробки шоколадных конфет будет состоять из таких этапов:
- подготовка заказа;
- проверка наличия этой коробки на складе;
- оформление на нее сопровождающих документов;
- доставка заказа получателю;
- доставка заверенных документов компании-отправителю;
- окончательные расчеты.
Приведем пример более сложной схемы – с импортированием продукции. Необходимо определить местонахождение всего товара поставщика, извлечь партию, адресованную клиенту, привезти ее на территорию страны заказчика и произвести таможенное оформление груза. Далее – аналогично простой цепочке. Но в случае с импортом хорошо организованный транспорт и документооборот нужно дополнить специфическими знаниями и опытом в области международной экономики и экспедирования. И это – проблема. Специалистов хорошего уровня в этой области очень мало.
В России только несколько ВУЗов готовят студентов по специальности «Международное экспедирование». Но реальность такова, что стать профессионалом по книжке невозможно. Любые знания должны подкрепляться практическими навыками, особенно учитывая российские условия, в которых любой закон и любое предписание имеет жизненное толкование. Но есть правила, которые надо банально выучить, а некоторые выпускники не знают базовых вещей, например INCOTERMS.
Три пути. Куда пойти?
Если компания решила создать собственную логистическую службу, то первое, что можно ей посоветовать, это посмотреть на опыт коллег с похожим видом деятельности и сделать выводы. Чтобы она не повторяла чужих ошибок.
В случае если такой возможности нет, стоит привлечь консультантов из специализированной организации, которые детально опишут все бизнес-процессы, связанные с логистикой в компании. Они также дадут рекомендации по организационной структуре подразделения и, возможно, возьмут на себя контроль за их исполнением. Далее, в соответствии с полученными консультациями и программами, компания может сформировать собственный штат специалистов, которые будут заниматься непосредственно реализацией проекта.
Третий путь организации собственного департамента логистики – отыскать на рынке труда дорогого и успешного профессионала, репутация которого не подвергается сомнению. Такой директор по логистике самостоятельно может как описать бизнес-процессы, так и подобрать себе сотрудников. Скорее всего, этот вариант себя полностью оправдает, но, как уже отмечалось выше, свободных профессионалов в этой отрасли практически нет.
Критериев выбора логистической службы на аутсорсе также три: время (срок доставки), качество (надежность и сохранность грузов) и стоимость. Компании следует расставить приоритеты (что для нее наиболее важно) и, исходя из этого, сравнивать имеющиеся на рынке предложения. Как правило, специализированные транспортно-экспедиционные компании рекламируются, делая упор как раз на один из этих показателей. Помимо этого, фирме следует определиться и со спектром услуг, которые ей необходимы. Например, нет смысла обращаться в международную корпорацию, специализирующуюся на импортных и экспортных поставках, когда в планах есть лишь транспортировка грузов по Москве и области. На сегодняшний день есть очень много организаций, которые осуществляют определенный набор услуг, и компании необходимо сопоставить собственные ожидания с возможностями аутсорсера.
Работа над ошибками
К сожалению, некоторые проблемы в России остаются неизменными. Например, дураки и дороги. И отечественный логистический сектор подтверждает данное высказывание как нельзя лучше. Но постепенно ситуация будет меняться к лучшему.
С момента, когда наша страна станет инвестиционно привлекательной во всех смыслах этого слова, на отечественном рынке начнут появляться мировые лидеры в области логистики, которые принесут свои знания и технологии.
Пока же этого не случилось, Россия не представляет стратегического интереса для западных транспортных корпораций. Если они и приходят, то в лучшем случае для поддержки бизнеса своих мировых клиентов. И пока ситуация не изменится, всем участникам логистического процесса придется искать пути решения проблем самостоятельно.
Война и мир
Термин «логистика» появился первоначально в интендантской службе армии. Он имеет греческие корни, впервые был употреблен в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI. При дворе правителя были логистики, в обязанности которых входили управление полученными натуральными налогами и их распределение. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы. Наиболее существенное развитие военная логистика получила в период Второй мировой войны. Американцы, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивались тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.
Статья получена: Клерк.Ру