Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Логистика – своя или чужая?

 

Логистика – своя или чужая?

 

 

Материал предоставлен журналом Консультант /

Еще три-четыре года назад фраза «оптимизируем логистику в организации» воспринималась как «занижаем стоимость таможенного оформления». Постепенно ситуация изменилась, и понятие «логистика» вернуло свой настоящий смысл. Однако до сих пор качество транспортно-заготовительных услуг в России оставляет желать лучшего.

Денис Залевский, генеральный директор компании STS Logistics

Легче привести пример компаний, которым не нужна логистическая служба, чем перечислять тех, кто в ней заинтересован. Так, например, обойтись без транспортных и сопровождающих услуг могут организации, работающие в банковском, консультационном секторе, а также в сфере бытового обслуживания (салоны красоты, ателье и проч.).

загрузка...

 

 

Но ни одно предприятие, которое занимается производством или сетевыми продажами, эффективно осуществлять свою деятельность без логистики не сможет.

На первый взгляд может показаться, что в создании собственного транспортного подразделения нет ничего сложного. Но все-таки лучше, когда каждый занимается своим делом. Если компания на протяжении многих лет специализировалась только на производстве, например, шоколадных конфет, то наверняка у нее нет ресурсов, необходимых для создания логистической службы. Большинство руководителей это понимают и ищут профессионального партнера, которому можно было бы спокойно передать непрофильное направление. Но сейчас на российском рынке очень мало организаций, способных выполнить все требования клиентов на должном уровне.

И дело не только в ограниченном количестве специалистов, но и в том, что логистическая, транспортная инфраструктура в России развита очень слабо, и за непродолжительный период времени это обстоятельство никто изменить не в состоянии. Именно поэтому крупные компании, особенно западные, предпочитают заниматься логистикой самостоятельно. Например, концерн BMW по всему миру осуществляет транспортировку и сопровождение грузов с помощью аутсорсеров, но, оценив качество предоставления этих услуг в России, предпочел организовать собственное профильное подразделение.

Обещания и реальность

Итак, логистика – это стратегическое управление закупками, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.), а также контроль над соответствующими потоками информации. Она направлена на минимизацию издержек организации и обычно связана с долгосрочным планированием.

Но в России в настоящее время логистическая структура – это подобие «транспортного цеха». Конечно, обстановка постепенно меняется, и с каждым годом логистика обретает все больше присущих ей характеристик.

Некоторые специализированные фирмы уже сегодня заявляют: мы занимаемся логистикой «от и до». Но изучение рынка показывает, что пока прецеденты комплексной поддержки всех логистических процессов клиента немногочисленны.

Компания может сделать выбор между собственным специализированным департаментом и аутсорсером, исходя из актуальных потребностей. Если перед руководством организации стоит задача резко увеличить территорию своего присутствия в максимально сжатые сроки, то лучше обратиться к логистической фирме. Конечно, построить свою службу в результате может обойтись дешевле, но, во-первых, это займет очень много времени, а во-вторых, придется искать очень грамотных и опытных специалистов, которые смогут изначально все организовать на высшем уровне. Это таит в себе известные риски: если компания ошибется в выборе и нанятые сотрудники не оправдают себя, то в конечном итоге она потеряет и время, и деньги, не добившись положительных результатов.

Так что в ситуации, когда средства в организации есть, но время ограничено, лучше обратиться к аутсорсерам. Да, на первоначальном этапе затраты будут существенными, но это с высокой степенью вероятности полностью окупится – компания при помощи привлеченных логистиков быстро покроет желаемую территорию. Соответственно, резко увеличится и объем продаж, а вместе с ним и прибыль.

Скованные одной цепью

Даже если речь идет о небольших территориях, например в масштабе города или области, все равно обойтись своими силами новичку будет не просто. Возвратимся к примеру с шоколадными конфетами: что на первый взгляд может быть сложного в доставке товара 200–220 адресатам? Нужно «всего лишь» приобрести автомобили, арендовать помещение, нанять техников... На самом деле содержать собственную транспортную службу дело хлопотное, требующее значительных ресурсов, не говоря уже о таких деталях, как контроль за трезвостью водителей. Если компания никогда этим не занималась, ей будет очень непросто разобраться в деле.

Что же включает в себя логистический процесс? Для каждого вида деятельности и продукции все индивидуально. Например, очень простая логистическая цепочка доставки коробки шоколадных конфет будет состоять из таких этапов:

  • подготовка заказа;
  • проверка наличия этой коробки на складе;
  • оформление на нее сопровождающих документов;
  • доставка заказа получателю;
  • доставка заверенных документов компании-отправителю;
  • окончательные расчеты.

Приведем пример более сложной схемы – с импортированием продукции. Необходимо определить местонахождение всего товара поставщика, извлечь партию, адресованную клиенту, привезти ее на территорию страны заказчика и произвести таможенное оформление груза. Далее – аналогично простой цепочке. Но в случае с импортом хорошо организованный транспорт и документооборот нужно дополнить специфическими знаниями и опытом в области международной экономики и экспедирования. И это – проблема. Специалистов хорошего уровня в этой области очень мало.

В России только несколько ВУЗов готовят студентов по специальности «Международное экспедирование». Но реальность такова, что стать профессионалом по книжке невозможно. Любые знания должны подкрепляться практическими навыками, особенно учитывая российские условия, в которых любой закон и любое предписание имеет жизненное толкование. Но есть правила, которые надо банально выучить, а некоторые выпускники не знают базовых вещей, например INCOTERMS.

Три пути. Куда пойти?

Если компания решила создать собственную логистическую службу, то первое, что можно ей посоветовать, это посмотреть на опыт коллег с похожим видом деятельности и сделать выводы. Чтобы она не повторяла чужих ошибок.

В случае если такой возможности нет, стоит привлечь консультантов из специализированной организации, которые детально опишут все бизнес-процессы, связанные с логистикой в компании. Они также дадут рекомендации по организационной структуре подразделения и, возможно, возьмут на себя контроль за их исполнением. Далее, в соответствии с полученными консультациями и программами, компания может сформировать собственный штат специалистов, которые будут заниматься непосредственно реализацией проекта.

Третий путь организации собственного департамента логистики – отыскать на рынке труда дорогого и успешного профессионала, репутация которого не подвергается сомнению. Такой директор по логистике самостоятельно может как описать бизнес-процессы, так и подобрать себе сотрудников. Скорее всего, этот вариант себя полностью оправдает, но, как уже отмечалось выше, свободных профессионалов в этой отрасли практически нет.

Критериев выбора логистической службы на аутсорсе также три: время (срок доставки), качество (надежность и сохранность грузов) и стоимость. Компании следует расставить приоритеты (что для нее наиболее важно) и, исходя из этого, сравнивать имеющиеся на рынке предложения. Как правило, специализированные транспортно-экспедиционные компании рекламируются, делая упор как раз на один из этих показателей. Помимо этого, фирме следует определиться и со спектром услуг, которые ей необходимы. Например, нет смысла обращаться в международную корпорацию, специализирующуюся на импортных и экспортных поставках, когда в планах есть лишь транспортировка грузов по Москве и области. На сегодняшний день есть очень много организаций, которые осуществляют определенный набор услуг, и компании необходимо сопоставить собственные ожидания с возможностями аутсорсера.

Работа над ошибками

К сожалению, некоторые проблемы в России остаются неизменными. Например, дураки и дороги. И отечественный логистический сектор подтверждает данное высказывание как нельзя лучше. Но постепенно ситуация будет меняться к лучшему.

С момента, когда наша страна станет инвестиционно привлекательной во всех смыслах этого слова, на отечественном рынке начнут появляться мировые лидеры в области логистики, которые принесут свои знания и технологии.

Пока же этого не случилось, Россия не представляет стратегического интереса для западных транспортных корпораций. Если они и приходят, то в лучшем случае для поддержки бизнеса своих мировых клиентов. И пока ситуация не изменится, всем участникам логистического процесса придется искать пути решения проблем самостоятельно.

Война и мир

Термин «логистика» появился первоначально в интендантской службе армии. Он имеет греческие корни, впервые был употреблен в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI. При дворе правителя были логистики, в обязанности которых входили управление полученными натуральными налогами и их распределение. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы. Наиболее существенное развитие военная логистика получила в период Второй мировой войны. Американцы, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивались тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Логистика – своя или чужая?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Isuzu Trooper: Свой среди чужих

В тесте участвуют автомобили: Isuzu Trooper Вседорожник "Исудзу-Трупер" пока не столь популярен у нас, как его конкуренты: " Мицубиси Паджеро", " Nissan Patrol GR/Ниссан Патруль" или "Тойота-Лендкрюйзер". Есть в том и доля вины японской компании "Исудзу моторс", которая не торопилась вступать в игру на "российском поле".

» Японские автомобили - 3632 - читать


Работа за рубежом: как стать своим среди чужих

Российские специалисты и менеджеры все чаще находят работу за рубежом. Чтобы успешно акклиматизироваться в совершенно новой среде, эксперты рекомендуют время от времени смотреть на самих себя глазами иностранцев и избегать распространенных стереотипов. Даже в многонациональных коллективах российские менеджеры зачастую выделяются на фоне своих коллег.

» Бизнес идеи - 2373 - читать


Свой или чужой? Бухгалтерский аутсорсинг

Автор: Илья Данилкин Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" Вовсе не обязательно содержать собственную бухгалтерию. Вместо этого можно воспользоваться услугами аутсорсинга, а проще говоря - передать все денежные дела сторонней компании или частному специалисту.

» Бухгалтерия и аудит - 2207 - читать


Денежная транспортировка: доверить своим или чужим?

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Вопрос, поручить перевозку средств сотрудникам собственного предприятия или обратиться к услугам профессиональных организаций, возникает практически перед каждой фирмой. На одной чаше весов стоит безопасность, а на другой – желание сократить свои расходы. Александр Лебедев Заплатить или сэкономить?

» Управление и менеджмент - 1863 - читать


Свой среди чужого

Большинству растущих компаний рано или поздно приходится решать проблему: арендовать или купить помещение для собственного офиса? Глядя на стремительно растущие цены на квадратные метры офисной недвижимости, постоянный дефицит качественных площадей, мысль о покупке кажется наиболее разумной. Однако около 90% столичных компаний все еще помещения арендуют.

» Бизнес Недвижимость - 1522 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Логистика – своя или чужая?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru