Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Свой среди чужого

 

Свой среди чужого

 

 

Большинству растущих компаний рано или поздно приходится решать проблему: арендовать или купить помещение для собственного офиса? Глядя на стремительно растущие цены на квадратные метры офисной недвижимости, постоянный дефицит качественных площадей, мысль о покупке кажется наиболее разумной. Однако около 90% столичных компаний все еще помещения арендуют.

Компания Aladdin Software Security R.D.-- представитель российского среднего бизнеса на рынке информационной безопасности -- 13 лет арендовала офис на Лубянке в особняке XVIII века. Статус памятника архитектуры не позволял проводить в здании ремонт с перепланировкой.

загрузка...

 

 

Это ограничивало расширение штата и рост самой компании. Переезд назревал давно, а вместе с ним вставала и проблема выбора: снимать новые площади или выкупать собственные?

"Вопрос покупки или аренды очень индивидуален,-- считает Сергей Груздев, генеральный директор Aladdin.-- Здесь нет универсальных рецептов. Например, наши коллеги, сделав выбор в пользу приобретения здания, столкнулись с тем, что в процессе оформления офиса в собственность и ремонта штат вырос и площади нового офиса оказалось недостаточно".

Руководство компании Aladdin предпочло аренду: поскольку в их случае рост бизнеса составляет более 40%, то выводить средства из оборота нецелесообразно. Сегодня сотрудники Aladdin очень довольны своим удаленным от центра офисом на улице Докукина -- 800 кв. м в бизнес-центре категории "Б" по цене 420 у. е. в месяц. Договор аренды заключен на семь лет вперед, есть парковка, кафе. Рядом Третье транспортное кольцо. Переезд завершился в начале 2007 года.

Этот пример, считают эксперты рынка, очень показателен для компаний, работающих в Москве. Руководитель отделения "Тургеневское" корпорации "Инком-недвижимость" Юрий Усков считает, что у представителя малого и среднего бизнеса больше шансов арендовать офисные площади, чем купить их. "Допустим, у нас есть возможность выкупить офис на 60 кв. м по $10 тыс. за 1 кв. м или арендовать его по $600 за 1 кв. м в год. Годовая аренда такого помещения будет стоить $36 тыс. Затраченные на покупку $600 тыс. будут окупаться минимум 17 лет,-- рассуждает господин Усков.-- По большому счету решение сводится к оценке, выгодно ли небольшой фирме извлекать из оборота большую сумму и адекватная ли это плата за уверенность".

Эксперт приводит пример из собственной практики: "В Сретенском тупике в небольшом офисном центре, которому можно присвоить класс "B-", собственник помещений продавал комнату размером 43 кв. м. Подобные сделки сейчас крайне редки, коммерческой недвижимости продается мало, в основном она сдается в аренду. Покупатель нашелся, правда, после достаточно длительных поисков, и заплатил за объект $400 тыс. Фирм, готовых купить такой объект "для себя", за время показа были единицы, большинство звонков поступало от участников рынка, подбирающих помещения для дальнейшей их сдачи в аренду. В том же офисном центре компании арендовали площади по ставке $650, то есть эта же комната обходилась бы арендатору приблизительно в $28 тыс. в год. Окупаемость при пересдаче или экономии на собственной аренде -- 14 лет. Малый бизнес вряд ли готов к столь объемным вложениям на такой длительный срок".

И аренда, и покупка офисных площадей -- затратные статьи. Но если при аренде эту статью можно назвать "текущими расходами", то покупка -- это "капитальные вложения". И слово "капитальный" здесь имеет второй смысл, а именно "огромные" вложения. Если фирма способна выделить из своих активов сумму порядка $700-800 тыс. и заморозить ее на несколько лет, то вряд ли ее можно отнести к "малому" бизнесу.


Что нам стоит
Небольшие офисные площади можно купить. Высокий спрос в этом сегменте отмечает член совета директоров компании Mirax Group Максим Темников. По его словам, Mirax Group старается совмещать продажи крупных и маленьких объемов. "Офисы площадью от 50 до 200 кв. м быстро раскупаются. Собственные площади можно использовать как актив для получения кредита. Кроме того, это сокращает финансовые риски: арендная ставка, которая для небольших компаний существенна, может с течением времени вырасти, соответственно, вырастут и затраты",-- говорит Максим Темников.

Девелопер в любом случае не проиграет: средняя цена этажа остается прежней даже при дроблении площадей, которое требует расширения коридоров и общественных зон. Хотя продавцу удобнее иметь дело с крупным инвестором: чем меньше собственников или арендаторов, тем эффективнее управление и проблем возникает меньше. "Тем не менее большинство собственников бизнес-центров класса "А" не спешат продавать площади. Поэтому найти 2-3 тыс. кв. м в таком центре под покупку сложно",-- заключает представитель Mirax Group.

По данным Mirax Group, ставки аренды офисов класса "Б" в Москве с 2005 года выросли на 25-30%, класса "А" -- на 30-35%. Сегодня арендные платежи составляют в среднем $1-1,5 тыс. за 1 кв. м, и в течение нескольких лет ожидается рост показателей на 10-15% ежегодно. При этом разница в ставке аренды или цене покупки между небольшим офисом и крупным помещением составляет около 10%.

По расчетам Сергея Лобкарева, руководителя направления коммерческой недвижимости агентства МИАН, напротив, получается, что стоимость аренды небольшого метража выше по сравнению с большими площадями. По его утверждению, разница в арендных ставках между крупными (от 500 кв. м) и мелкими арендаторами может составлять 10-15%, поскольку крупный арендатор получает скидку на объем арендуемых площадей. На небольшие площади таких скидок не дают. Кроме того, существует практика субаренды: крупный арендатор "дробит" свои площади или сдает площади от 50 до 100 кв. м другим компаниям. Стоимость арендной ставки в таком случае может составлять от $1200 за 1 кв. м и более (при средней стоимости аренды в офисе класса "А" $850 за 1 кв. м).

"Арендодателю выгоднее сдать в одни руки большую площадь, чем дробить на отдельные блоки. К тому же это не всегда возможно, выделить автономные блоки",-- рассказывает Сергей Лобкарев.-- Потому небольшим компаниям выгоднее купить блок в бизнес-центре на этапе строительства, став соинвестором, а потом и собственником".

Примером может служить бизнес-центр "Поларс" на Павелецкой, где цена за три года выросла втрое. На этапе строительства, в августе 2004 года, в "Поларсе" можно было выкупить офисные помещения по цене $2,1-2,7 тыс. за 1 кв. м в зависимости от этажа. В настоящее время офисные помещения в бизнес-центре "Поларс" продаются по цене $8 тыс. за 1 кв. м. Если же говорить об арендных ставках, то в среднем в процессе возведения бизнес-центра цены договоров предаренды растут от 5 до 10% в квартал по мере строительства объекта.

Однако возможность соинвестирования на стадии строительства не приветствуют сами девелоперы. Более того, руководитель направления коммерческой недвижимости агентства МИАН не смог назвать ни одного проекта, в который соинвесторы могут войти сейчас.


Масштабные проекты
Группа компаний "Промсвязьнедвижимость", один из лидеров строительства коммерческой недвижимости, предпочитает сдавать свои площади в аренду ради стабильного дохода и не испытывает дефицита в арендаторах. Среди них: PricewaterhouseCoopers , Ernst & Young, UPS, ОАО "Мобильные телесистемы", ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", ООО "Группа "Ренессанс Страхование"".

Пресс-секретарь "Промсвязьнедвижимости" Анна Калитаева рассказывает: "По нашим данным, 90% иностранных и российских компаний офисы арендуют. При этом покупателей офисов больше всего среди отечественных предприятий. Решение, арендовать или покупать офис, целиком и полностью зависит от политики компании и вкусов ее руководства. Одни предпочитают работать в собственном помещении и никому не платить за аренду, а другие не хотят обременять себя вопросами управления зданием, не хотят извлекать столь ощутимые суммы из оборота и размещаются в арендованных офисах".

Факторы ценообразования на услуги управляющих компаний, по словам Анны Калитаевой, весьма разнообразны. В зависимости от здания, его технического оснащения, перечня оказываемых услуг стоимость будет различаться. Например, для офисов класса "В" это $70-90 за 1 кв. м в год, включая НДС.

Причины покупки помещения в собственность могут быть самыми разными, отмечают в "Промсвязьнедвижимости": для собственных нужд, для перепродажи или сдачи в субаренду. Последние два варианта больше характерны для объектов с высоким потенциалом развития и высоким уровнем спроса, как, например, здания в "Москва-Сити".

Арендные ставки в "Башне-2000" сегодня составляют около $1,4 тыс. за 1 кв. м в год (без НДС, но с учетом эксплуатационных расходов), во втором здании -- "Башне на набережной" -- $975, а в "Северной башне" -- $700-900 в зависимости от этажа и арендуемой площади. За последние годы арендные ставки на площади в "Москва-Сити" росли на 15% ежегодно. Стоимость покупки площадей также увеличилась в несколько раз. В ряде строящихся объектов стоимость 1 кв. м превышает $10 тыс. Если весной 2003 года цена 1 кв. м в "Башне-2000" составляла $5 тыс., то весной этого года она возросла уже до $14 тыс.

Позволить себе такие офисы могут, пожалуй, только крупные компании. Поэтому в списках покупателей значатся: дочерняя компания "Газпрома" "Стройгазкомплект", купившая два этажа в "Башне-2000", ММДЦ "Москва-Сити" -- около 3 тыс. кв. м (эксперты оценивают сумму сделки от $17,5 млн до $25 млн). Внешторгбанк также приобрел свыше 60 тыс. кв. м площадей на 33 этажах комплекса "Федерация".

Среди крупных договоров аренды стоит назвать сделку компании "Вымпелком" и Forum Properties. В прошлом году оператор сотовой связи снял три офисных здания бизнес-центра "Эрмитаж Плаза". "Вымпелком" -- единственный арендатор площади более 30 тыс. кв. м сроком на десять лет.


Острый дефицит
Согласно отчету международной компании Jones Lang LaSalle, по объему арендованных и проданных офисных площадей Москва значительно опережает европейские столицы. Так, объем проданных и сданных квадратных метров в Москве по сравнению с первой половиной 2006 года увеличился на 76%, что составляет 936 тыс. кв. м.

"Спрос на покупку значительно превышает предложение. В силу этих причин рост цены продажи обгонял рост арендных ставок. Например, если с июля прошлого года арендные ставки в среднем по рынку классов "А" и "Б" выросли на 12-15%, то в сегменте продаж офисных площадей они выросли на 40-50%",-- рассказывает заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers International Александр Гурганов.

Однако речь идет не об интересах компаний малого и среднего бизнеса. Купить качественные офисные помещения (класса "А" или "Б") размером менее 1 тыс. кв. м сейчас крайне трудно. Да и число бизнес-центров, которые выставляются на продажу этажами (то есть в диапазоне 1-2,5 тыс. кв. м), очень ограниченно. Чем меньшую площадь занимает компания, тем меньше у нее возможностей для дальнейшего роста площадей и тем меньше "прав" в здании. Таким образом, покупка "на перспективу" решает вопрос собственного расширения и позволяет заработать как на растущей аренде, так и на растущей стоимости офисной недвижимости.

Причины недостатка офисов малого формата Сергей Лобкарев видит в изменении "как структуры, так и требований к качеству потенциальных арендаторов подобных площадей". Под структурой арендаторов понимается система или даже политика набора арендаторов в бизнес-центр. Размещение может происходить по отраслевому признаку (например, все газовики или нефтяники) или, наоборот, строиться так, чтобы не встречались конкурирующие компании. Под качеством потенциальных арендаторов подразумевается известность компании на рынке и ее платежеспособность. Сегодня собственник имеет возможность подбирать себе арендаторов в первую очередь из тех компаний, которые представляют собой известные брэнды. Естественно, при таком подходе страдают мелкие арендаторы: договоры с ними, как правило, заключаются в последнюю очередь.

"Несмотря на высокие цены, количество вакантных офисных площадей в центре Москвы в ближайшее время будет оставаться минимальным,-- уверена Алла Глазкова, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood.-- Средняя по рынку доходность офисной недвижимости составляет 8%".

За последний год этот показатель снизился на 20-30%. Такое снижение связано с активным ростом цен продажи офисных объектов. С начала 2007 года рост цен продажи офисных площадей составил порядка 15%. Связано это с растущим спросом на офисные помещения и одновременно уменьшающимся объемом предложения объектов на продажу: в условиях роста цен продавцы не спешат выставлять свои объекты. При этом сроки окупаемости качественных бизнес-центров, по оценке Blackwood, составляют от 5 до 12 лет и зависят от местоположения объекта, определяющего уровень цен продажи и ставок аренды.


Аренда или покупка
"Предприниматели, как правило, принимают решения о покупке или аренде офиса, опираясь на следующие умозаключения: если доходность собственного бизнеса ниже возможной рентабельности здания или помещения, то эффективнее приобрести его в собственность",-- высказывает мнение заместитель генерального директора "Миэль -- Коммерческая недвижимость" Элина Занина.

Если деятельность компании приносит более высокую прибыль, нежели инвестирование средств в недвижимость, офисные площади, как правило, арендуются. Хотя собственный офис -- элемент престижа компании, и этот вопрос остро встает по мере развития бизнеса.

Расположение офиса в некоторых случаях оказывается существенным обстоятельством и может служить одним из основных факторов бизнеса, отодвигающих вопросы покупки или аренды на второй план. Так, эксперт департамента недвижимости инвестиционного холдинга "Финам" Сергей Харченко называет несколько причин в пользу арендуемого московского офиса на территории Европейско-Азиатской биржи: удобство места, его узнаваемость партнерами, доступность клиентам, комфорт для сотрудников.

"Если говорить о том, почему мы арендуем офис, то здесь от нас зависит не так много. Наш центральный офис удобен, но находится в памятнике архитектуры: его просто не продают. Тем не менее мы владеем рядом помещений и продолжаем покупать их, в частности, для наших вспомогательных подразделений,-- объясняет Сергей Харченко.-- По сути, основная наша проблема сейчас связана с тем, что в центре Москвы сложно найти помещение для компании, насчитывающей более 500 сотрудников (причем штат постоянно растет), а переезд в "спальный" район или Подмосковье невыгоден для нашего бизнеса. В итоге основная часть используемых нами помещений находится в аренде, но мы готовы купить помещение, если найдем подходящее".

Эксперт "Финама" считает для своей компании вариант покупки оптимальным в финансовом плане: через шесть-семь лет вложенные деньги возвращаются, при этом компания становится собственником ликвидного актива. Но признает, что для малого бизнеса ситуация может быть иной из-за недостатка средств: "Им придется или изымать слишком большую сумму из оборота, или брать кредит, а это пока достаточно дорогое удовольствие -- мало кому хочется залезать в банковскую кабалу. Как результат, в этом сегменте сейчас более 90% помещений находится в аренде".


Виртуальный офис
Руководитель проекта CommercialRealty.RU Алексей Зюзин предлагает решение офисной проблемы в духе современных технологий: "Начинающим компаниям я советую сначала воспользоваться услугами одного из операторов виртуального офиса (odicom.ru, mangooffice.ru и др.), а уже потом задумываться об аренде помещения. Возможно, эти сервисы решили бы все проблемы и необходимость в офисе пропала бы сама собой".

Виртуальный офис -- это система удаленной работы сотрудников или предоставление ряда коммуникационных услуг от сторонней организации. При переводе сотрудника в виртуальный офис необходимо оплатить услуги связи и приобрести компьютеры. За дополнительную плату оператор виртуального офиса поможет обзавестись прямым московским телефонным номером (запись сообщений, переадресация вызова, виртуальный секретарь call-центра), физическим адресом для почты, сайтом-визиткой и даже помещением на время деловых встреч. К примеру, система mango office представляет собой виртуальный прямой московский или питерский номер, на который можно отправлять факс или голосовую почту, установить приветствие или записать рекламное сообщение. Единый номер с функцией переадресации позволяет объединить сотрудников в корпоративную сеть и создать эффект присутствия в офисе. По словам менеджера по продажам системы Андрея Вашуркина, этой системой часто пользуются компании со штатом в несколько человек или такие службы, как такси и туристические агентства, которым ежедневно поступает большое количество звонков. Подключение к виртуальному офису стоит в Москве от 990 до 2200 руб. Ежемесячная абонентская плата -- 970-6970 руб. в зависимости от оператора и объема предоставляемых услуг. По данным аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU", перевод на удаленную работу сотрудника столичного офиса может сэкономить организации более $10 тыс. в год.


Максим Корнев Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Свой среди чужого":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Isuzu Trooper: Свой среди чужих

В тесте участвуют автомобили: Isuzu Trooper Вседорожник "Исудзу-Трупер" пока не столь популярен у нас, как его конкуренты: " Мицубиси Паджеро", " Nissan Patrol GR/Ниссан Патруль" или "Тойота-Лендкрюйзер". Есть в том и доля вины японской компании "Исудзу моторс", которая не торопилась вступать в игру на "российском поле".

» Японские автомобили - 3616 - читать


Работа за рубежом: как стать своим среди чужих

Российские специалисты и менеджеры все чаще находят работу за рубежом. Чтобы успешно акклиматизироваться в совершенно новой среде, эксперты рекомендуют время от времени смотреть на самих себя глазами иностранцев и избегать распространенных стереотипов. Даже в многонациональных коллективах российские менеджеры зачастую выделяются на фоне своих коллег.

» Бизнес идеи - 2363 - читать


Свой или чужой? Бухгалтерский аутсорсинг

Автор: Илья Данилкин Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" Вовсе не обязательно содержать собственную бухгалтерию. Вместо этого можно воспользоваться услугами аутсорсинга, а проще говоря - передать все денежные дела сторонней компании или частному специалисту.

» Бухгалтерия и аудит - 2196 - читать


Денежная транспортировка: доверить своим или чужим?

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Вопрос, поручить перевозку средств сотрудникам собственного предприятия или обратиться к услугам профессиональных организаций, возникает практически перед каждой фирмой. На одной чаше весов стоит безопасность, а на другой – желание сократить свои расходы. Александр Лебедев Заплатить или сэкономить?

» Управление и менеджмент - 1855 - читать


Логистика – своя или чужая?

Материал предоставлен журналом Консультант / Еще три-четыре года назад фраза «оптимизируем логистику в организации» воспринималась как «занижаем стоимость таможенного оформления». Постепенно ситуация изменилась, и понятие «логистика» вернуло свой настоящий смысл. Однако до сих пор качество транспортно-заготовительных услуг в России оставляет желать лучшего.

» Управление и менеджмент - 1827 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Свой среди чужого

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru