Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Люди и кризис

 

Люди и кризис

 

 

Компания в кризисе похожа на тяжело больной организм, приспосабливающий обменные процессы к заболеванию. Возможно, для лечения потребуется хирургическое вмешательство: придется резать по живому.

Александра Кочеткова, "Бизнес-журнал".

Жил-был крупный банк с классической структурой и вялотекущим, латентным кризисом. Решил банк, по общему заблуждению, повысить эффективность и выйти из кризиса с помощью внедрения новой технологии.

загрузка...

 

 

Как это обычно бывает в банках, процесс требовал инвестиций. Но мало кто задумывался, что внедрять новинку — программное обеспечение «Операционный день банка» — придется в уставшем, невротизированном коллективе с разрушенным профессионализмом, кликушами, интригами и другими признаками деградации.

Сначала хотели заказать разработку собственной команде программистов, но около сотни человек в головном офисе оказались для этого непригодны. Тогда обратились к аутсорсеру. Работая с кризисной системой, аутсорсер может либо оставаться честным партнером, либо стать мошенником-квазипартнером. Большинство аутсорсеров в этом случае выбирает второй вариант. В компаниях нефтегазового сектора в состоянии кризиса количество контактов с такими квазипартнерами может достигать 70–80% от всех деловых связей. Как мухи, мошенники чувствуют запах распада, видят некомпетентность и выводят деньги без выполнения обязательств.

Банку повезло. Небольшая ИТ-компания из 14 человек оказалась честным партнером, для которого были критически важны репутация и развитие брэнда. Продукт был создан и передан компании за сумму около шести миллионов долларов. Но, вознамерившись внедрить «опердень», банк вторично получил отказ от собственного ИТ-блока. Пришлось обращаться к тому же аутсорсеру. Около 60% первично-честных партнеров при последующих контактах пользуются слабостью своих кризисных контрагентов. Но аутсорсер не злоупотребил доверием и согласился установить систему за минимальную для такого рода работ сумму — около 21 миллиона долларов. Предвидя некомпетентность службы поддержки, партнер отрядил в банк несколько человек. Но выяснилось ужасное. Деградировавший персонал полностью потерял способность к обучению и не смог освоить новый софт.

Затраты на поддержку начали стремительно расти, так что от полного внедрения пришлось отказаться. Новая система работала фрагментарно лишь на уровне штаб-квартиры и в нескольких крупных территориальных подразделениях. Аутсорсер полностью выполнил свои обязательства, доказал профессионализм и укрепил брэнд. Но для банка эта процедура обернулась чистым убытком. Вот к чему приводят попытки спастись от кризиса с помощью инноватики.

Кадры мешают всё

Человеческий капитал — главное препятствие, о которое разбиваются попытки обновления. Любые техники и инвестиции упрутся в неспособность кризисного коллектива к каким бы то ни было изменениям. Обновлениями можно спасти разве что авторитарный конвейер. При условии, что там не до конца разрушился человеческий фактор.

Люди в кризисной компании в основном настроены иждивенчески. Они считают, что за них все должно быть расписано и сделано. Бюрократия доходит до абсурда: сотрудники не понимают, что они делают, каковы цели и задачи системы. В гнилом сентиментальном климате они предаются воспоминаниям о прошлом, куда хотят вернуться, как в СССР. При этом циркулирует патологическое количество сплетен и манипуляций.

В терминах организационного поведения такое состояние людей описывается как опека: сотрудники не мотивированы к каким-либо действиям, они хотят получать деньги ни за что и просто проедают капитал. Находясь в состоянии анархии, они не подчиняются практически никаким указаниям топ-менеджмента. А маниакально-депрессивный синдром на мутно-тревожном фоне порождает в их среде панику и кликуш.

В кризисной среде кликуши крайне опасны. Эти люди в своей истерии не контролируют себя, они переносят свои внутренние тревоги и страхи на остальных, порождая панику — своего рода социальный грипп. Кликуша провоцирует съезжание в панику условно-нормальных людей (напряжены все, здоровых не остается), убивает последние искры самоорганизации и оттягивает внимание коллектива. Лучше устроить им лечение за счет компании. Они не симулянты. Они и правда больны.

Помимо кликуш, в кризисном коллективе можно обнаружить еще несколько интересных категорий сотрудников. Самая малочисленная — герои, которые в первое время пытаются удержать систему на себе. К четвертому-пятому году кризиса героев практически не остается. Одни уходят, другие вырождаются или выгорают.

Еще одна любопытная категория — пугачи. Это люди с устойчивой нервной системой. В обычной обстановке у них сангвинический темперамент, но во время кризиса и потрясений он сдвигается в холерическом направлении. Пугачи становятся устойчивыми и работоспособными. Поверхностно относясь к жизни, они почти никогда не задумываются о последствиях. У них почти нет страхов, и они не подвержены износу. Патология сангвинического темперамента проявляется в том, что, бравируя собственной силой, они обожают издеваться над слабыми.

«Ну что, бабы, еще никого не уволили? А списки-то уже есть!» Это пугач забегает с утра в молочный цех на предприятии в дальнем Подмосковье. В цеху сидят тетечки в годах с голубыми волосами, крашенными синькой. Это место работы для них — последнее перед пенсией. Они издерганы, измучены проклятой перестройкой и хаотическим бытием. Но приспособились, не жалуются и работают на удивление бодро. Низкий поклон им за это. Но вот, встревоженные пугачом, они заметались, побросали работу. Руки дрожат, выпуск продукции сорван. Вызываешь такого к себе: «Ну что же ты наделал?» Храбрится: «А что? Я просто спросил». Практика показывает, что такого нужно увольнять без сожаления, каким бы хорошим сотрудником он ни был сам по себе. В подобных условиях нужнее как раз крашенные синькой тетечки, которые тихо и спокойно работают в любых условиях, а не рвутся куда-то и не развлекаются за счет других.

Самая опасная категория, у которой с нервами все в порядке, — мародеры, или «левые собственники». Это мошенники и воры, которые на умирающем предприятии строят схемы и питаются ресурсами системы, не давая выводить ее из кризиса. В качестве тяжелейших примеров можно привести горно-обогатительные комбинаты, буквально пронизанные полубандитскими кланами, которые срослись между собой. На реформировании и развитии нашей металлургии это сказывается очень тяжело. Левые собственники — агрессивные люди, которые будут сопротивляться любым попыткам наладить управление на кризисном объекте. Им есть что терять и некуда отступать. Сражаясь за свою собственность, они не испытывают страха и не останавливаются даже перед физическим устранением антикризисных управляющих. Избавляться от левых собственников своими силами очень опасно. Необходимо задействовать профессиональный силовой ресурс, чтобы буквально убрать их в места не столь отдаленные. Вор должен сидеть в тюрьме, иначе любые попытки вывести бизнес из кризиса будут блокированы.

Жизнь с чистого листа

Работа с коллективом в антикризисном управлении непрерывна и состоит из нескольких компонентов. Первый — психотерапия. Придется работать с теми людьми, которые есть, ведь готовых антикризисных команд в России нет. Второй — натаскивание, обучение людей. Этим управляющий должен заниматься сам. Лично. Третьим компонентом программы станет «форматирование» — идеологическая обработка особого рода, которая нужна для подавления текущей агрессии и ползучего саботажа.

В антикризисном управлении очень важно отношение людей к кризису. Если они видят в нем гибель, возможность исцеления падает на 30–40% от исходной. Именно поэтому так важно избавляться от сплетников, кликуш и прочих агентов влияния. Неправильно также воспринимать кризис как временные неприятности и тешить людей иллюзиями. Но шапкозакидательство все-таки менее вредно, чем апокалипсические настроения.

Правильная установка — рассматривать кризис как позитивную возможность трансформации, как бы чудовищно ни звучало это утверждение в духе «вот и хорошо, что дом сгорел». Вместе со старым уходит множество проблем. У людей появляется шанс построить систему, которая будет комфортна и для них. То, что для антикризисного управляющего — работа за деньги, для них — священная война за рабочие места. Люди пойдут навстречу, если им объяснить смысл перемен и показать возможность улучшений. А дальше можно будет переходить к позиции «все, что не убивает, делает нас сильнее». Или, в заводской формулировке, «х... нам пули, нас гроб не берет».

Долой!

От кого должен избавиться антикризисный управляющий

Если в кризисной компании вы видите неработающих, бьющих баклуши людей, которые находятся в истерическом состоянии, значит, управление человеческим ресурсом потеряно и без чистки не обойтись. Чистка коллектива в кризисной компании практически всегда укладывается в 20% персонала, предусмотренные Трудовым кодексом. Сюда попадает, как правило, прежнее руководство — за исключением тех, кто сам решил заниматься антикризисным управлением. Бывшие, скорее всего, организуют сопротивление. Следует ликвидировать все кланы бывшего руководства, особенно родственников. И в этом процессе есть плюсы для «бывших». Наличие двух и более равноправных собственников часто оборачивается противостоянием, драками, а порой и убийствами. Кризис — повод путем «развода» снять неразрешимые противоречия.

Агенты влияния бывшего руководителя редко проявляют себя сразу, их приходится отлавливать по ходу антикризисной программы. Они обнаруживают себя постоянными сравнениями новых порядков с теми нравами, которые царили в компании прежде. Однако антикризисный руководитель никогда не будет «хорошим», как не бывает «хорошим» хирург.

Кликуш отправляем на излечение. Это истероидное расстройство, когда человек испытывает панический страх бытия, с которым не может справиться. Пугачей нужно увольнять без оглядки. Будущее компании важнее.

Избавляться нужно и от рвачей — людей с патологией мотивации, которые подчиняются единственному рычагу управления — деньгам. Рвач никогда ничего не делает просто так, нужно оплачивать каждый его чих.

В состоянии кризиса это потенциальный вор.

Крайне опасная категория — карьеристы, которые выявляются только в середине антикризисной программы. Это тоже патология мотивации, разве что все мотивационные рычаги заменены здесь властью в болезненной форме, которая нужна не как инструмент или ресурс, а просто сама по себе. Такой карьерист — потенциальный предатель. Он всегда будет на стороне той силы, которая одерживает верх в тот или иной момент.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Люди и кризис":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda 626: Я люблю вас, люди

В тесте участвуют автомобили: Mazda 626 Посмотреть другие фото (3) Любой новой модели, даже той, которая имеет задел популярности, созданный предшественниками, поначалу приходится ох как нелегко. В среднем классе "Мазде" противостоят опытные рыночные бойцы.

» Японские автомобили - 6218 - читать


Mercedes в России находится в кризисе

Mercedes находится в кризисе. По крайней мере, в России, где продажи автомобилей этой марки за последний год значительно упали. Например, если в 2001 году на первые 9 месяцев официальными дилерами было реализовано 2567 автомобилей, то в этом – лишь 1710 машин.

» Немецкие автомобили - 1810 - читать


Рынок иномарок. Будет ли новый кризис?

Российский рынок иномарок уже второй год подряд демонстрирует непрерывный рост. Наибольшим спросом пользуются автомобили в ценовой категории до 20 000 долларов, где развернулась настоящая война за покупателей. Всего общий импорт иномарок только за первые 6 месяцев 2002 года увеличился на 29%, однако основные игроки на российском рынке отмечают 50-100% рост продаж.

» Немецкие автомобили - 2725 - читать


Машины научились чувствовать людей

• Rinspeed SensoНа автосалоне в Женеве в марте этого года швейцарская компания Rinspeed представит свой новый концепт, который получит название Senco. Особенность этого автомобиля заключается в том, что он может реагировать на чувства человека! Уже стало доброй традицией, что Rinspeed ежегодно показывает какой-нибудь необычный концепт, который заставляет по-новому взглянуть на всю концепцию создания современных автомобилей.

» Разное - 1747 - читать


ПДД. Перевозка людей

22. 1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории "С" (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, - категорий "С" и "Д") и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет.

» Разное - 4196 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Люди и кризис

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru