Ну а вторая – это постоянные слухи о повышении пошлин на автомобили, которыми народ запугивали на протяжении почти 1,5 лет.
От себя можем добавить и третью причину, которая, правда, «работает» только на недорогих иномарках – стоимость отечественных автомобилей постоянно растет. Цена же иномарок при этом снижается. Наступила примерно такая же ситуация, что и перед августовским кризисом 1998 года, когда «девятка» стоила порядка $8 000, а «ВАЗ-2110» – около $10 000. Сейчас продукция волжского автозавода до такого уровня еще не доросла, но, видимо, все к тому идет. Уже сейчас «десятка» в автосалонах стоит от $5600. Автомобиль в более-менее приличной комплектации будет стоить уже под 6000 долларов.
Иномарки аналогичного класса, конечно, стоят дороже, но… Например, Daewoo Matiz продается от $5990, а за $7500 можно получить автомобиль с электропакетом, гидроусилителем и даже кондиционером. Если размер не имеет значения, то Daewoo отлично подходит для эксплуатации в городе. Только за один июнь в России было продано 1024 Matiz, а всего общий рост продаж Daewoo по сравнению с первым полугодием 2001 года составил 54%.
Неплохо продаются и три других хита рынка недорогих компактных иномарок – Renault Symbol (от $8800), Peugeot 206 (от $8800) и Skoda Fabia (от $8300), однако им далеко до Daewoo Matiz с его ценой. Конечно, можно сказать, что Matiz немного меньше конкурентов, да и имидж не такой, как у европейских грандов… Но все же когда речь идет о машинах, конкурирующих по своей цене в ВАЗами, имидж отходит на второй план.
Автомобили подороже и побольше (так называемый гольф-класс или класс «С») также пользуются успехом у россиян и здесь конкуренция наиболее высока. Еще бы, ведь в подавляющем большинстве случаев именно продажи в этом сегменте определяют успех марки на рынке.
Стоимость приличной иномарки гольф-класса еще несколько лет назад составляла около $16 000, и лишь «корейцы» стоили чуть дешевле – от $12 000. Сейчас же можно купить автомобиль этого класса меньше чем за $10 000. Например, Kia Rio калининградской сборки стоит от $9350. Дешевле психологического порога в $10 000 стоит сейчас и Hyundai Accent – $9990.
Но все это мелочи по сравнению с тем, что сделал Ford , который нанес настоящий удар по конкурентам. Новый Ford Focus российской сборки с двигателем 1,6 литра будет стоить $10 900. В комплектацию войдет гидроусилитель, подушка безопасности, регулируемый руль и аудиоподготовка. За более богатую версию с кондиционером придется заплатить уже $12 670. Однако и это еще не все. Одновременно с запуском нового завода во Всеволожске Ford вводит программу потребительского кредитования на покупку Focus. Заем предоставляется банком-партнером Ford на 30 месяцев под 10% годовых. На деле это выглядит следующим образом – первый взнос составляет $6 050, а затем в течение 30 месяцев нужно будет выплачивать по $229. Получается довольно неплохая альтернатива «десяткам».
А что происходит в секторе более дорогих автомобилей? Там тоже наблюдается существенный рост продаж, но не у всех. Например, Mercedes впервые имеет отрицательную динамику – за первые 6 месяцев 2002 года продано на 6,2% автомобилей меньше, чем за тот же период прошлого года. А спрос на Mercedes S-класса так и вообще упал на 8,4%. Но все же печальным рекордсменом оказался C-класс – минус 31,6%. Единственная модель, которая имеет рост – это А-класс. Его продажи увеличились на 140%. Однако стоит посмотреть на абсолютные цифры, как все станет понятно, ведь за первую половину 2001 года было продано… 10 «ашек»!
А вот основной конкурент Mercedes – компания BMW – увеличила продажи на 52,5% (1791 автомобиль против 1174 в прошлом году). Неплохой рост и у Audi . Если в первом полугодии 2001 года было продано 943 автомобиля, то в этом – 1508 (+ 61,4%).