Бурный рост продаж иномарок на территории России начался в 1992 году.
Так по данным Роскомстата (впоследствии Госкомстат) за первые 9 месяцев 1992 года в Россию было ввезено 98 тысяч автомобилей на сумму 504 миллиона долларов. Но эти данные включали как новые, так и подержанные автомобили. Как отмечали в то время аналитические издания, сбор надежной статистической информации по продажам машин официальными дилерами был сильно затруднен. К тому же с 1 февраля 1993 года был установлен первый серьезный таможенный барьер на пути иномарок в Россию ввозимых официально юридическими лицами. С введением НДС и акциза при импорте автомобилей, планка совокупных таможенных платежей для юридических лиц в одночасье поднялась с 25% до 80%.
Естественно, что такие налоги привели к бурному расцвету «черных» и «серых» схем поставки автомобилей в Россию. При этом для частных лиц таможенный платеж в то время был очень демократичным- всего 0,1 ЭКЮ на 1куб.см. объема двигателя. При таких таможенных ставках итоговые цены на одни и те же машины при ввозе в страну для юридических и физических лиц отличались в 1,5-1,8 раз. Экспертами сразу же было отмечено перемещение торгового оборота в «подполье». Потом конечно пошлины изменили, причем не один раз, двигая их как в одну так и в другую сторону. При этом как отмечали эксперты, учет ввезенных в Россию автомобилей долгое время был, мягко говоря, несовершенен. Сначала фиксировали только, из какой страны поступали машины, не учитывая ни марки, ни модели. Потом стали записывать страну производства. Информация же о марках и моделях не обобщалась до 1998 года. Статистика к тому же всегда интересовалась лишь транспортными средствами, оформленными юридическими лицами. По физическим же, которые везли автомобили для личного пользования, данных долгое время вообще не собирали. Машину "растамаживали", давали разрешение для постановки на учет в ГАИ - и все. Рассматривая более подробно продажи новых иномарок юридическими лицами можно констатировать, что зарубежным автомобильным компаниям за последнее десятилетие удалось "отвоевать" российский автомобильный рынок у "серых" дилеров и сейчас доля "нелегалов" составляет уже менее 10%, что является очень хорошим показателем. При этом в начале 90-х годов «черные» и «серые» схемы растаможки использовали даже официальные представители западных компаний, причем практически повсеместно.
Лидером рынка продаж новых иностранных автомобилей в России за "светлый период" (с 1995 по 2002 год) является компания Daewoo, которая продала уже более 90 тысяч машин, что составляет примерно 19% рынка в количественном выражении. Правда, учитывая низкую стоимость автомобилей марки Daewoo, в денежном выражении доля этой компании на российском рынке значительно меньше- примерно 7-8%. Практически такое же количество машин (около 87 тысяч) удалось реализовать концерну Volkswagen (марки Volkswagen , Skoda , Audi и Seat). Учитывая, что средняя цена этих автомобилей значительно выше чем Daewoo, в денежном выражении Volkswagen является лидером на российском рынке. А если учесть еще и большую популярность подержанных машин марок Volkswagen и Audi , то можно констатировать полное и безоговорочное лидерство этого концерна среди иностранных автопроизводителей на российских просторах. Двум компаниям, не так давно объединенным по одной общей крышей стратегического альянса Renault-Nissan за период с 1995 по 2002-й год удалось продать в России примерно 60 тысяч новых машин. По отдельности их результаты выглядят так: Nissan- 35,6 тысяч автомобилей и Renault- 24,4 тыс. штук. На четвертом месте по статистике продаж стоит Ford Motors (Ford , Volvo и Mazda), с цифрой около 44,3 тысяч машин. Суммарные данные американского концерна оказались выше японской компании Toyota, благодаря большим продажам компании Volvo в период с 1995 по 1998 год (здесь есть некоторая условность, поскольку в тот период Volvo не входила в Ford Motors). Ведущей японской компании, которой является Toyota на протяжении многих десятилетий, через небольшое число своих официальных дилеров в России, удалось продать с 1995 по 2002 год примерно 39 тысяч машин марок Toyota и Lexus . Кстати с учетом подержанных машин, Toyota достаточно давно удерживают лидерство в российском автопарке – 17% от всех иномарок или 2,6% от общего числа легковых автомобилей в России. Далее по статистике продаж с 1995 по 2002 год идет Mitsubishi-30,7 тыс. штук, за ним следует концерн PSA (Peugeot и Citroen)-20,7 тыс.шт. Пока немного отстают от французов корейские компании Kia и Hyundai- 19,4 и 17,3 тысяч автомобилей соответственно. Далее идут концерн DaimlerChraisler с результатом примерно 16 тысяч машин и General Motors, официальным дилерам которого в период с 1995 по 2002-й году удалось продать примерно 15 тысяч новых автомобилей марок Chevrolet , Opel, Saab и Cadillac. Замыкает список «компаний-десятитысячников» BMW - результат за период с 1995 по 2002 год- 13,6 тысячи (в том числе Land Rover- 2,3 тыс.штук). Доли автомобильных компаний Honda, Fiat, Suzuki, Subaru и других на российском авторынке менее значительны.