Орлов А.И.
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2002
Чтобы управлять, нужно в совершенстве знать инструментарий управления и формы их использования в поле правовой действительности. Известно, что жить в обществе и быть независимым от него нельзя.
Следовательно, и управление следует осуществлять строго по тем правилам, которые установил законодатель.
И чем совершеннее менеджер знает этот арсенал и искусство его использования, тем эффективней будет менеджмент.
Знание всегда являлось силой, а совершенное знание — колоссальным конкурентным преимуществом в любой сфере производственной и коммерческой деятельности.
Что нужно знать менеджеру о праве?
Главное, что должен знать менеджер — понимать и умело использовать в своей практической деятельности по управлению — это то, что право закрепляет деятельность управляющего в обязательных для исполнения предписаниях, является их «упаковкой», «тарой», регулятором, охраной и защитой.
Что является объектом управления?
Менеджер должен представлять себе, что объектом управления являются многообразные общественные отношения, которые одновременно являются объектом правового регулирования.
Если проанализировать все многообразие общественных отношений и попытаться классифицировать их, то можно выделить несколько основных видов общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе любых видов производственной или коммерческой деятельности.
К таковым относятся следующие виды общественных отношений:
- социально-психологические (межличностные);
- имущественно-денежные (финансово-экономические);
- технико-технологические;
- организационно-управленческие;
- организационно-правовые.
Совокупность этих отношений и является объектом правового обеспечения и целенаправленного управленческого воздействия в процессе осуществления любого бизнеса, любой производственно-хозяйственной деятельности. Они могут классифицироваться и по иным, самым различным основаниям, в зависимости от видов и характера управленческого воздействия.
Что должен учитывать менеджер в своей повседневной деятельности?
Современный руководитель должен помнить о том, что право никогда не успевает за стремительно развивающимися общественными отношениями.
Поэтому огромная роль отводится умению менеджера ориентироваться в практических ситуациях и принимать правильные решения, учитывая неурегулированность отдельных отношений, необходимость достижения требуемого результата и соблюдения действующих норм права.
Положения каких основных отраслей права должен знать менеджер?
Менеджер должен знать основные положения Конституции РФ, гражданского, договорного, трудового, финансового, административного, предпринимательского, корпоративного права, гражданского и арбитражного процессов и других отраслей права, как того требует деловая жизнь и должностные инструкции и положения о соответствующих специалистах. Он обязан знать правила игры и действующих на правовом поле игроков.
Он должен знать требования, предъявляемые законодательством к составлению договоров, приказов, объяснительных, внутрихозяйственных положений, других документов.
Наша страна интегрировалась в мировую рыночную экономику, в которой нельзя играть, не зная международных правил игры, то есть международного частного и публичного права.
Что должен знать и о чем должен помнить менеджер при создании фирмы и при работе в ней?
Менеджер должен начинать с конца. А именно, он должен предвидеть не только положительный, но и не лучший возможный результат своей деятельности, а именно — возможность банкротства. Поэтому, планируя и прогнозируя свою деятельность, он должен позаботиться о собственной безопасности и о безопасности своей личной собственности, собственности акционеров, работников предприятия, учредителей. А именно поэтому он должен отдать предпочтение таким организационно-правовым формам предпринимательства, в которых существует ограниченная ответственность учредителей и участников по обязательствам фирмы, в частности, ООО или АО, но не товарищества, либо кооперативы, где их члены несут ответственность по долгам своих предпринимательских структур всем лично принадлежащим им имуществом.
После того как менеджер построит корабль и подберет команду, ему нужно знать, с какими кораблями он встретится на своем пути, по каким правилам он будет вступать с ними в партнерские отношения.
Поэтому он должен знать все основные организационно-правовые формы существующих хозяйствующих субъектов, сущность коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку шести из семи некоммерческих организаций разрешено заниматься коммерческой деятельности, но ответственности при нехватке имущества у этих организаций их учредители не несут.
На каких этапах правового обеспечения предпринимательской деятельности менеджер может повысить доходность своей фирмы?
Извлечь доходы менеджер может из трех объектов управления: из интеллектуального, структурного и потребительского капиталов. То есть из симбиоза мозговой мощи работников фирмы, из особенностей ее структуры, включая льготное налогообложение и т.п., и из хороших деловых отношений с потребителями продукции фирмы и внешними «контактерами» — надзирающими и контролирующими органами. Именно эти три блока, три составляющие части, три источника прибыли, и должны быть объектом пристального внимания менеджера и объектом правового регулирования.
Какими умениями и навыками в части применения и использования права для извлечения максимального дохода должен обладать менеджер?
Лидер управления должен уметь выявить и опосредовать в виде внутрифирменных положений, договоров и других правовых документов три вышеназванных источника получения доходов на своем управленческом месте. Он должен уметь правильно организовать работу по правовому обеспечению хозяйственной деятельности, достичь высокого уровня правой охраны и защиты руководимого им предприятия.
В сфере интеллектуального капитала менеджер должен уметь:
Правильно организовать прием, переводы и увольнение работников на предприятии, знать и соблюдать иные нормы отечественного трудового права [3].
Организовать эффективную работу и стимулирование труда. Для этого он должен знать процедуру применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий и уметь обеспечить разработку Положений о стимулировании мозговой активности работников фирмы, наиболее эффективно используя этот ценнейший капитал. Он должен заботиться о постоянном обучении и повышении квалификации персонала. Потому что на западных предприятиях один доллар, вложенный в знания, приносит 33 доллара прибыли. К такому показателю и такому уровню отдачи от знаний должны стремиться и российские менеджеры.
Наряду с этим он должен руководить сбором, анализом и внедрением наиболее интересных предложений, действующих на других профильных и непрофильных предприятиях и организовывать работу по их внедрению.
В сфере структурного капитала менеджер должен:
Во-первых, знать способы эффективного взаимодействия между внутренними подразделениями фирмы и на этой основе организовать разработку внутрифирменных Положений.
Во-вторых, он должен уметь эффективно хозяйствовать, минимизировать издержки. А для этого он должен хорошо знать Положение о составе затрат, относимых на себестоимость продукции.
В-третьих, он должен организовать разработку Положений, обеспечивающих наиболее оптимальное регулирование отношений фирмы с внешней средой в части нало гообложения, Для этого он должен хорошо знать законодательство и методику налогообложения, уметь искусно пользоваться знаниями специалистов в сфере налогообложения и выбрать наиболее оптимальный, но в то же время наиболее безопасный вариант оптимизации налогообложения.
В сфере потребительского капитала менеджер должен уметь:
Организовать разработку Положений о порядке составления и заключения договоров и о методике и порядке налаживания и поддержания деловых партнерских связей.
Уметь обеспечить налаживание деловых отношений как с потребителями своих товаров и услуг, так и с поставщиками. Его задача — обеспечить преемственность, чтобы накопленные знания и информация были доступны вновь поступающим в фирму работникам. Он должен уметь сам и обучить персонал искусству заводить и поддерживать деловые связи, ибо, как сказал Харви Маккей в своей книге «Как уцелеть среди людей»: «Если бы меня попросили назвать одну наиболее общую черту, которая присуща всем наиболее выдающимся предпринимателям, то я сказал бы: это искусство заводить и поддерживать деловые связи». Ему вторит Герберт Кэссон: «Бизнес – это искусство заводить друзей».
Именно поэтому ст. 1042 ГК РФ рассматривает знания, в том числе правовые, деловые связи как один из вкладов в совместную деятельность, стоимость которого может определяться по соглашению сторон в любую сумму, в которую они договорятся ее оценить [2].
В целом он должен владеть навыками организации правового опосредования всех этих процессов.
Обеспечив это триединство, менеджер может надеяться на наиболее благоприятные финансовые результаты и стабильную работу фирмы.
Как менеджер должен строить свои отношения с хозяйственными партнерами, чтобы обезопасить свой бизнес и выполнить свою основную функцию — обеспечение выживаемости предприятия?
Он должен уметь общаться, улаживать споры, достигать договоренности и закреплять их итоги в договорах, как правовых формах достижения консенсуса.
Для этого он должен знать особенности заключения отдельных видов хозяйственных договоров, застраховывать себя от заключения недействительных договоров и/или договоров с некомпетентными должностными лицами. Он должен владеть методикой определения соответствия содержания договоров требованиям закона, и методикой определения достоверности полномочий должностных лиц, заключающих договоры.
Для этого при заключении договора с новой фирмой он должен потребовать от нее учредительные и уставные документы, приказ о назначении на должность директора, или лиц, уполномоченных подписывать договоры, баланс с отметкой налоговой инспекции на последнюю отчетную дату, лицензию, в случае, если соответствующий вид деятельности лицензируем, а также гарантии обеспечения исполнения договора.
Менеджер должен помнить, что в большинстве случаев выигрывает тот, кто продумывает все условия и детально закрепляет их в договоре.
Он должен помнить, что 80% времени нужно тратить на подготовку и лишь 20% — на действие. А не наоборот, как это часто бывает на практике, когда говорят:
— Жарь курицу!
— А где курица?
— Да ты жарь, курица будет!
Правила составления договоров сложны и требуют детальной регламентации. Недаром многие американские, австрийские и другие зарубежные фирмы предлагают к заключению проекты договоров, составленные порой на 60—80 и более листах, где учтен весь предшествующий опыт этих фирм с конкретным продуктом. Менеджер, как банкир, выдающий кредит, должен позаботиться о реальном обеспечении заключенных договоров неустойкой, залогом, поручительством, банковской гарантией, задатком, другими способами обеспечения. Менеджер должен знать основы страхования, ибо любая незастрахованная сделка превращает самого менеджера в страховую компанию, которая принимает на себя риск убытков, связанных с такой сделкой.
При отсутствии обеспечения менеджер должен иметь мужество не заключать договор, или решившись рисковать – быть готовым взять на себя ответственность в случае провала.
Для того чтобы успешно достигать договоренности, менеджер должен не только в совершенстве владеть навыками делового общения, не только быть экономически грамотным и расчетливым, но и уметь адекватно закрепить свой успех на переговорах в форме договора. Для этого он должен знать основы гражданского и договорного права и уметь выделить главное, наиболее специфичное для конкретного заключенного договора.
К сотворению договора менеджер должен подходить также творчески, как композитор к создаваемому произведению, который кладет эту музыку на ноты, а не слепо заимствовать и копировать чужие договоры. Ибо конечный итог переговорной деятельности менеджера – заключение договора, за которым и последует его практическое выполнение и управление производственным процессом по достижению согласованного результата.
Что главное должен знать менеджер о цене при заключении любого договора?
Он должен уметь торговаться. Для этого он должен знать структуру, методику торга и порядок формирования цены в части, определенной действующим законодательством. Он должен знать и всегда помнить об основном принципе торговли — никто и никогда вам не предложит цену более высокую, чем предложили вы сами.
О чем должен помнить менеджер, управляя вверенной ему структурой?
Он должен помнить, что в отличие от обычного гражданина, на предпринимателя или предпринимательскую структуру возложен повышенный риск.
Поэтому менеджер должен уметь правильно оценивать степень риска и уметь принимать рисковые решения. Для этого он должен быть очень хорошо подготовлен. Потому что чем выше уровень подготовки, знаний, тем меньше риск. Ибо он компенсируется опытом, знаниями, деловыми связями, умением и навыками планировать, прогнозировать и управлять развитием ситуации.
Каковы особенности правового регулирования в современных условиях?
Мир изменился. На смену технологическому веку пришел век информационный. Чужие идеи стало очень легко «заимствовать». Здесь менеджер должен хорошо знать не только технические, но и правовые средства охраны и защиты информации от несанкционированного доступа и от нелицензируемого «заимствования».
Со всей остротой встает вопрос о защите авторских прав. Менеджер должен знать, каким правовым арсеналом он обладает в борьбе за отстаивание своих прав и прав своих авторов и изобретателей. Ибо изобретения – это кровь производства.
Что должен знать менеджер о способах защиты вверенной ему собственности?
Менеджер должен быть готов «воевать» за вверенную ему собственность – он должен знать основы арбитражного и гражданского процесса, а также методики составления основных процессуальных документов — претензий, исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств, уметь правильно делать расчет всех видов убытков.
Напутствие
Право многообразно и динамично. Ежедневно принимаются десятки централизованных актов и тысячи локальных, местных. Уследить за всем их многообразием чрезвычайно сложно. Однако, знать основополагающие принципы, основные законы, наиболее часто применяемые нормы обязательно. Важно также использовать в управлении нетрадиционные подходы, а в случае возникновения спора изучить все возможные варианты его разрешения с использованием как переговоров, так и правовых средств.
Использование знаний, умений, навыков применения правовых норм в реальной практической деятельности в комбинации их с навыками из других отраслей наук при умелом их использовании и сочетании создадут мощные предпосылки для успешного использования полученных знаний в практической деятельности.
Литература:
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Зерцало. 1998. — с.70—91.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй(постатейный), 2-е изд., испр. и доп. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О. Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
- Жилинский С.Э. Предпринимательское право(правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.
- Орлов А. Правила игры в бизнес. Журнал «Российское предпринимательство». № 1. 2001 г.
Статья получена: Клерк.Ру