Каждый раз, когда самолет компании Lufthansa совершает перелет из Франфурта в Токио, российский национальный авиаперевозчик "Аэрофлот" получает около 10 000 долларов.
Пассажиры не знают, что часть денег, заплаченных ими за билеты, идет на то, чтобы получить разрешение пролететь над Сибирью по пути из Европы в Восточную Азию, не останавливаясь при этом в Москве.
Это соглашение, пережиток российского коммунистического прошлого, было заключено около 30 лет назад. По оценкам европейских компаний, за эти годы авиаперевозчики Европы и Азии вложили в российскую казну 5 млрд. долларов.
В прошлом году прибыль "Аэрофлота" составила 42 млн. Но если бы не 250 млн., полученные за право перелета, компания осталась бы в убытке точно так же, как многие из авиаперевозчиков, которые ей платят. Иными словами, конкуренты помогают "Аэрофлоту" держаться на плаву.
Вымогательство, которым занимается российская авиакомпания, свидетельствует о том, что несмотря на все разговоры президента Владимира Путин о сдвиге России в сторону Запада и ее интеграции в мировую экономику, от старых советских привычек избавиться не просто. "Аэрофлот" десятилетиями обогащался за счет авиарэкета. Однако, по-видимому, скоро компании придется распрощаться с этим источником легких денег.
Европа пытается воспользоваться желанием России вступить во Всемирную Торговую Организацию, чтобы прекратить платить за перелеты. Пока "Аэрофлоту" удается играть с иностранными компаниями в "разделяй и властвуй". Дело в том, что каждое правительство заключает отдельное соглашение с Москвой. Но на переговорах о вступлении в ВТО пятнадцать государств-членов Европейского Союза выступают единым фронтом. Теперь плата за перевод считается проблемой не только авиации. С точки зрения ЕС - это нарушение принципа свободной торговли. Как заявляет союз, таким методам не место во всемирном торговом клубе.
"Помещики-феодалы"
В течение многих лет подлинные масштабы системы платных перелетов оставались неизвестными. В своих отчетах "Аэрофлот", 51% которого принадлежат государству, неопределенно ссылается на некие платежи по "коммерческим соглашениям".
Руководители европейских авиакомпаний часто выражают сожаление. По словам Карл-Хайнца Неймайстера, генерального секретаря Ассоциации Европейских Авиакомпаний, россияне ведут себя как "средневековые помещики-феодалы", по собственному усмотрению взимая пошлины с путешественников. А глава компании KLM Royal Dutch Airlines Лео ван Вийк сказал так: "Мы платим за то, что должны получать бесплатно".
Американские компании, не летающие в этом регионе, отказались платить "Аэрофлоту", хотя Россия пыталась собирать дань и с них. Когда были созданы новые глобальные альянсы, например, Star и SkyTeam, Россия просила американские компании платить за перелет пассажиров, размещаемых ими на пролетающих над Сибирью самолетах европейских и азиатских партнеров хотя партнеры сами уже платили "Аэрофлоту". Американские компании решили просто отказаться от сотрудничества на этих маршрутах. Перелеты над Сибирью незначительно увеличивали масштабы их международной деятельности.
Эксперты в области права говорят, что эти пошлины являются нарушением заключенного в 1941 г. Международного транзитного соглашения, запрещающего требовать деньги за перелет. Москва не подписывала это соглашение. Но в 1970 г., когда Россия начала требовать эту пошлину, она подписала Чикагскую конвенцию международной гражданской авиации 1941 г., которая тоже запрещает брать деньги за "право транзита".
Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Анатолий Брылов, говорит, что Россия не нарушает договор. Он утверждает, что европейские и азиатские компании решили платить "по собственной инициативе", чтобы получить право без остановки лететь в Азию. По его словам иностранные авиаперевозчики сказали "Аэрофлоту": "Мы выплатим компенсацию, если вы разрешите нам это делать".
Статья получена: InoPressa.ru