Леонид Меламед, которому, по выражению основателя АФК «Система» Владимира Евтушенкова, удалось превратить страховую компанию «Росно» из «Москвича» в «Роллс-Ройс», занялся перестройкой недавно вверенной ему МТС. Чтобы стать «Роллс-Ройсом», сотовому оператору предстоит пережить структурную реформу.
У МТС 66,7 млн абонентов в России и странах СНГ. Выручка за 2005 г. — $5,01 млрд, EBITDA — $2,54 млрд, чистая прибыль — $1,13 млрд.
52,8% акций МТС принадлежит АФК «Система», 46,7% — в свободном обращении. Капитализация на 2 августа — $13,2 млрд. |
В апреле у МТС сменился президент: место Василия Сидорова, руководившего компанией с сентября 2003 г., занял Леонид Меламед, до этого управлявший другой “дочкой” АФК “Система” — страховой компанией “Росно”. Основной владелец АФК Владимир Евтушенков объяснил перестановку тем, что он недоволен результатами МТС в последние годы. В частности — низким ростом капитализации, который составил всего 5% за 2005 г. (“Вымпелком”, основной конкурент МТС, за тот же период подорожал на 24%).
Руководство оператора не устраивает, что сейчас за постановку задач и их исполнение отвечает один и тот же московский офис: из-за этого, по словам директора департамента по связям с общественностью МТС Станислава Федулова, “управление происходит недостаточно оперативно, а развитию зарубежных "дочек" уделяется недостаточно внимания”. В результате, например, украинская “дочка” МТС — UMC — в прошлом году уступила лидерство по числу клиентов “Киевстару” и до сих пор отстает от конкурента на 900 000 абонентов.
До конца августа совет директоров МТС планирует утвердить новую структуру компании, рассказал вчера Меламед. Корпоративный центр группы МТС и подразделения, занимающиеся операционной деятельностью, будут разделены. Центр будет разрабатывать стратегию развития группы и ее инвестиционную политику, ставить задачи для бизнес-единиц, проводить единую IT-политику и централизованно совершать закупки. Ему будут подчиняться три бизнес-единицы: одна из них займется развитием бизнеса в России, другая — на Украине, а третья — в остальных странах. Они смогут самостоятельно разрабатывать продукты для регионов и рекламировать их, отчитываясь перед управляющим центром по ключевым финансовым показателям — размеру выручки, OIBDA и чистой прибыли, рентабельности по OIBDA, среднему доходу на абонента (ARPU) и т. п.
При этом реорганизация не будет сопровождаться увеличением штата и расходов на его содержание, подчеркивает гендиректор “Системы телеком” и председатель совета директоров МТС Сергей Щебетов. Наоборот, обещает Меламед, количество сотрудников управляющей структуры и подразделения, отвечающего за операции в России, сократится примерно на 20%.
Реформа, надеется Меламед, позволит МТС выполнить бизнес-план текущего года: рост выручки “на 10—15%”, поддержание рентабельности по OIBDA на уровне 50% (в 2005 г. этот показатель составил 50,7%) и сохранение российского ARPU на уровне I квартала ($6,2 в месяц). У “Вымпелкома” по ARPU более амбициозные планы — $6,6 в месяц; остальные показатели он не раскрывает.
МТС — огромная компания, и разделение операционной деятельности по географическому принципу оправданно, считает директор аналитической группы Fitch Ratings Николай Лукашевич. Но улучшит ли реорганизация финансовые показатели МТС, он предположить затруднился.
В “Росно”, которую Меламед возглавил в сентябре 2003 г., реорганизация дала положительные финансовые результаты. К 2005 г. на базе 100 филиалов были созданы 10 дирекций с расширенными полномочиями и в первом полугодии 2006 г. страховых премий было собрано почти столько же, сколько за весь прошлый год, рассказывает представитель пресс-службы “Росно”.
“Вымпелком” и “Мегафон” следовать примеру МТС не собираются. “У компании прозрачная структура, и менять ее в ближайшем будущем мы не планируем”, — говорит руководитель направления по работе со СМИ “Вымпелкома” Юлия Остроухова. По ее словам, штаб-квартира “Вымпелкома” состоит из 11 основных блоков (по разработке корпоративной стратегии, маркетингу и продажам, финансам, развитию в странах СНГ, в регионах и т. д.), руководители которых отчитываются перед гендиректором и курируют деятельность нижестоящих подразделений. А в “Мегафоне” структура управления напоминает ныне действующую в МТС: управленческие и контролирующие функции выполняет московский офис, а подчиняющиеся ему региональные “дочки” и Северо-Западный филиал “сохраняют самостоятельность в рамках утвержденных бюджетов, корпоративных стандартов и общей стратегии компании”, рассказывает пресс-секретарь оператора Марина Белашева.