Месяцы давления на Royal Dutch Shell из-за предполагаемых экологических нарушений в ходе проекта "Сахалин-2" являются, как подозревают многие, прикрытием попыток обеспечить "Газпрому" солидную долю в проекте.
И теперь Shell предложила отдать контроль над предприятием стоимостью 22 млрд долларов контролируемому государством газовому гиганту.
Урок для иностранных энергетических компаний, работающих в России, двояк: государство получит контроль над любым значимым проектом и использует любые средства, включая политическое, регулятивное и судебное давление, чтобы его получить.
Устранения конкретных поводов для недовольства по поводу налогов, экологии или противопожарной безопасности никогда не будет достаточно для урегулирования глубинных проблем.
Этот случай имеет потенциально тревожный смысл для компаний вроде Exxon-Mobil и BP, а также для групп, работающих в других стратегических секторах, таких как металлы и горное дело, даже если инвесторы в нестратегических секторах пока не сталкиваются с трудностями такого масштаба.
Точно так же, как обвинения в мошенничестве и налоговые претензии, предъявленные Михаилу Ходорковскому и его нефтяной компании ЮКОС, были назиданием для других "олигархов" страны (не лезьте в политику!), российские власти, похоже, были рады сделать "Сахалин-2", крупнейшую иностранную инвестицию в страну, предостережением для зарубежных энергетических инвесторов.
Пока Shell, по крайне мере вначале, пыталась свести все разногласия с регулирующими органами к переписке, российское правительство публично вело наступление на нефтяной гигант и отвечало на вопросы Shell с телеэкрана.
Кампания началась через несколько недель после июльского саммита "большой восьмерки" индустриально развитых стран в Петербурге, где Россия заверяла мир, что она надежный энергетический партнер.
Олег Митволь, заметный экологический чиновник невысокого ранга, заявил журналистам, что у Shell скоро отзовут экологическую лицензию на сахалинский проект за нарушение российских законов. Прокуратура и министерство природных ресурсов быстро начали новое расследование воздействия "Сахалина-2" на окружающую среду. Сначала Митволь, а потом министр природных ресурсов Юрий Трутнев возили на Сахалин журналистов, чтобы продемонстрировать ущерб.
Прямой контакт с самой компанией был сведен к минимуму.
Shell, признав некоторые экологические нарушения, представила подробный план их ликвидации объемом в несколько сотен страниц.
Документ, похоже, разъярил Митволя, который назвал его не планом исправления, а сборником анекдотов.
На прошлой неделе министр природных ресурсов и генеральный прокурор Юрий Чайка обсудили "Сахалин-2" на совместном заседании. Трутнев назвал нарушения "Сахалина-2" вопиющими, а Чайка заявил, что его ведомство может завести уголовные дела.
В тот же день генеральный директор Shell Йерун ван дер Веер встретился со своим коллегой из "Газпрома" Алексеем Миллером и предложил сделку.
Как утверждает Shell, концерн всегда хотел, чтобы "Газпром" был его партнером по проекту и защитой от давления со стороны властей. Но передача "Газпрому" контроля над проектом выходит далеко за рамки соглашения, почти достигнутого Shell с российским гигантом в прошлом году. По тогдашнему соглашению, Shell предстояло обменять 25% акций "Сахалина-2" на 50% принадлежащего "Газпрому" месторождения "Заполярное" в Сибири.
Но сделка сорвалась, когда Shell удвоил оценку расходов по "Сахалину", сообщив, что она превысит 20 млрд долларов. Российские власти открыто связывали экологические проблемы Shell и желание привлечь "Газпром" на более выгодных условиях с увеличением затрат. "Сахалин-2" регулируется соглашением о разделе продукции, по замыслу, защищающим иностранных инвесторов от политической и экономической изменчивости. Оно позволяет иностранным компаниям возместить все вложения, прежде чем они начинают делиться нефтью и газом с принимающей страной. Рост издержек означал уменьшение российской доли прибыли от "Сахалина-2". Новая структура позволяет России получать львиную долю прибыли на поверхностный взгляд, не нарушая своих юридических обязательств.
Возвращение государству контроля над российскими энергетическими ресурсами это лейтмотив президентства Владимира Путина. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля государства в добыче нефти за три года, возможно, удвоилась.
Государство увеличило свою долю и в добыче газа. Однако до сих пор доля государства увеличивалась за счет российских частных компаний. Если "Газпром" получит мажоритарный пакет "Сахалина-2", это ознаменует начало захвата и иностранных активов.
Но сохраняется четкая грань между стратегическими секторами, в особенности энергией, и нестратегическими обрабатывающими и потребительскими секторами, где в настоящее время иностранные инвесторы действуют без каких-либо заметных помех.
Единственным вмешательством государства, например, в переживающий бум автомобильный сектор был захват контроля над "Автовазом", производителем автомобилей "Лада", агентством по экспорту вооружений "Рособоронэкспорт", которое возглавляет друг Путина. Но аналитики полагают, что главным мотивом в данном случае была социальная значимость "Автоваза", где работает 100 тыс. человек.
Кремль по-прежнему побуждает иностранных автопроизводителей открывать заводы в России, при условии, что они используют установленный процент комплектующих местного производства.
В недавнем телевыступлении Путин с гордостью заявил, что скоро у 15 иностранных автопроизводителей появятся сборочные линии в России.
Производители товаров широкого потребления и розничные торговцы тоже практически не испытывают давления со стороны государства. Но у некоторых есть проблемы с региональными властями.
Шведский продавец мебели Ikea в 2004 году столкнулся с закрытием по "соображениям безопасности" нового флагманского магазина и торгового центра при нем в Москве на две недели, в начале сезона рождественских покупок.
Точно так же недавно открывшийся магазин и торговый центр Ikea в Нижнем Новгороде, четвертом по величине российском городе, на прошлой неделе закрыли на 30 дней представители пожарной охраны, что потенциально обойдется в десятки миллионов долларов.
Однако этой инспекции предшествовал ноябрьский инцидент, когда ребенка убила неуправляемая покупательская тележка, нагруженная строительными материалами.
Статья получена: InoPressa.ru