Розыгрыш — это не только веселая затея, но и самый настоящий товар. Есть профессионалы, готовые его придумать, продать и, что самое главное, у них находятся клиенты. Причем в большинстве своем это солидные люди с определенным весом в обществе: организация розыгрыша — мероприятие довольно дорогое.
Анна Советова, «Мой бизнес» Интересно, что в Москве и Петербурге по-разному подходят к организации такого рода бизнеса. Прежде всего, сказывается разница в экономическом климате.
Если в Москве event-агентство может позволить себе заниматься исключительно розыгрышами, то в Петербурге их попросту недостаточно для выживания. И на фоне организации, скажем, корпоративных праздников, которыми обычно также занимаются подобные компании, розыгрыши — это капля в море. По словам Яны Кобелевой, директора студии «Праздники, розыгрыши, поздравления», в среднем желающий разыграть ближнего своего появляется раз в месяц. В этом бизнесе можно говорить о постоянных клиентах, которые «приводят» за собой друзей и родственников.
В основном заказчики не имеют представления о том, как именно они хотели бы разыграть друга. Поэтому и ответить на вопрос, сколько это — неизвестно что — будет стоить, практически невозможно. Московское агентство розыгрышей и сюрпризов «Сюреаль» за предложение идей сразу же берет с заказчика 150 у.е. Эта сумма потом войдет в общий бюджет розыгрыша, но является как бы определенной гарантией серьезности намерений клиента в таком «несерьезном» деле. В питерском «ПРП» подобной предоплаты не требуют, предоставляя клиенту эконом-схему и подробную смету будущего действа.
Организация розыгрышей: изображая жертву
Для того, чтобы определить, что нужно конкретному клиенту, необходимо обладать способностями психолога. О «жертве» нужно узнать все: привычки, предпочтения, характер, круг общения; желательно также выяснить, какие события могут произойти в день розыгрыша. Как правило, в итоге рождается 2-3 идеи, из которых клиент выберет ту, которая ему наиболее симпатична.
В принципе, в основе розыгрыша может лежать и довольно банальная идея. Например, как показала практика, один из самых простых и эффектных розыгрышей — «интервью для прессы и телевидения». Или танец стриптизерши, появляющейся из коробки. Главное — подача! Например, в день рождения к директору крупной питерской компании неожиданно нагрянули «финские партнеры» - якобы на переговоры. Их пропустила строгая охрана и бдительная секретарша. Партнеры существовали в реальности - но в этот день, конечно, вместо них прибыли актеры. И понесли околесицу — хоть и «по-фински», и «через переводчика». Все попытки директора вырулить на интересующую его тему заканчивались провалом — «главный» финн говорил о своем… Именинник расстроился и даже запаниковал. В конце концов, финн махнул на него рукой и направился к ящичку, который «партнеры» привезли с собой… Надо ли говорить, что в нем оказались отнюдь не тонны деловых бумаг?
А вот сценарий розыгрыша «по-столичному», от компании «Сюреаль»: заказчик говорит «жертве», что он или она может заехать в такой-то бутик и выбрать подарок. В магазине же совершенно случайно проходит съемка для рекламы этого бутика. Именинник спокойно выбирает то, что ему нужно, оплачивает покупку (или даже ничего не покупает) и идет на выход. И вдруг обнаруживается, что он «украл» некую вещицу, которая оказывается у него в сумке или в кармане. Случается небольшой скандал, но в итоге несчастного все-таки отпускают. А вечером в баре или кафе, где проходит праздник, заказчик розыгрыша произносит тост: мол, все мы любим нашего именинничка, но каков он на самом деле? Тут же экране демонстрируется мини-фильм о происшествии в магазине. В конце просмотра «жертва» получает в подарок ту вещь, которую «пыталась украсть»: «Ну, раз уж ты был готов на всё ради этих носков, я решил тебе их подарить!».
Организация розыгрышей: как испортить праздник
Но для шокирующих розыгрышей, конечно, нужна особая подготовка. «Один раз у нас был случай, когда заказ чуть не сорвался, — рассказывает Яна Кобелева. — Сотрудники ДПС, с которыми мы обычно работаем, и которые должны были остановить машину именинника, перепутали день и просто не появились в назначенном месте. Что нам было делать? Мы ринулись на ближайший пост и попытались уговорить «случайного» инспектора. Случилось чудо — он нам помог! И профессионально обеспечил неприятности нашему клиенту. А потом подарил букет цветов».
Договориться с «нужными» людьми бывает непросто — особенно, если они находятся при исполнении служебных обязанностей. И, тем не менее, приходится. Например, заменить настоящего сотрудника ДПС, по мнению организаторов розыгрышей, не может ни один актер — в их работе кроется слишком много нюансов. В случае, если нужный профессионал оказывается несговорчивым, в агентстве предпочитают изменить сценарий — лишь бы «жертва» (а чаще всего это все-таки люди опытные, богатые и очень неглупые) ни о чем не догадалась.
Это тонкий момент: как отмечает Василий Валгарский, консультант компании «Сюреаль» по вине заказчика может случиться неудача: «Одна из наших клиенток посвятила в подробности сценария друга «объекта», а тот не преминул передать все это ему самому со словами: «А мы-то планировали другое!» Поэтому мы всегда предупреждаем, что круг посвященных нужно максимально сузить. Бывает, «прокалываются» и на мелочах: один из наших клиентов занес имя нашего менеджера в телефон под слово «Розыгрыш». И это едва не сорвало весь сценарий. Кстати, в договоре, который мы заключаем с клиентами, четко прописано, что в случае срыва мероприятия по нашей вине, мы полностью возвращаем деньги».
Организация розыгрышей: расценки на шок
Если говорить о расценках на розыгрыши, то разброс цен оказывается огромным. Можно обойтись и вполне экономичным вариантом. На День всех влюбленных в «ПРП» был организован розыгрыш, стоивший всего 2000 рублей. Правда, он был прост в исполнении: девушка заказала романтическое признание в любви для молодого человека. Выглядело это так: она довольно мрачно предложила ему сходить в ресторан и серьезно поговорить. Но сама, разумеется, не пришла — в итоге мужчина нервничал в гордом одиночестве. Это выглядело особенно контрастно на фоне множества влюбленных пар за соседними столиками. И тут с ним начала заигрывать девушка в костюме ангела. Поначалу он отворачивался и не шел на контакт, но в итоге расслабился и заулыбался. Разумеется, они привлекли внимание всего зала. И в этот момент актриса вручила ему конверт с романтической открыткой. Мужчина прочел послание и пулей вылетел из ресторана. Любимая ждала его дома…
А один из самых крупных розыгрышей связан с компанией «Volvo» - он обошелся в 30 тысяч евро. До сих пор, когда «ПРП» организуют для этой шведской фирмы корпоративные мероприятия, там вспоминают, как у регионального директора «угнали машину». Впрочем, этим хулиганство, конечно, не ограничилось. Прежде всего, «заказанного» директора пришлось выманить из Швеции в Россию, куда он ехать опасался. Да еще и в день рождения! Придумали повод: сделка с администрацией города — покупка участка в Шушарах под строительство производства — находится под угрозой срыва. Директора «ласково» встретили уже на таможне, выдернув из «зеленого» коридора и жестко обыскав. А потом, на заправке, куда «пришлось» заехать, и вовсе выкинули из автомобиля - вместе с шофером. До места переговоров его доставила «проезжавшая мимо» машина ДПС. На этом несчастья директора не закончились: его встретил абсолютно пьяный «вице-губернатор», норовивший упасть лицом в салат и не желавший слышать ни о каких участках. Кроме того, во время «переговоров» периодически открывалась дверь и в кабинет заглядывали региональные представители, которые в это время должны были находиться в самых разных точках мира… И, когда уже возникли серьезные опасения за душевное здоровье «жертвы», сотрудники все вместе зашли в кабинет и поздравили шефа с днем рождения… преподнеся скляночку валерьянки. А на вечернем банкете директор узнал среди артистов знакомое лицо: «О! Это же ты у меня машину угонял!».
Организация розыгрышей: недовольных не бывает
Поскольку перед выбором сценария проводится тщательное изучение личности человека, которому предстоит быть главным героем действия, недовольных розыгрышами обычно не бывает. «Мы всегда выясняем, готов ли человек к подобному экстриму, — рассказывает Яна Кобелева. — Например, недавно позвонил молодой человек и спросил, сможем ли мы воспроизвести рекламный ролик, увиденный в интернете: из коробки вылезает голый негр и вручает имениннику банку вазелина. Мол, они хотят устроить такое же на день рождения другу. Конечно, такой розыгрыш организовать несложно. Но обрадуется ли поздравляемый? Или друзья хотят его подколоть? Если нет уверенности, что человек не обидится, лучше такого не делать. Ребята решили подумать…»
Статья получена: Клерк.Ру