В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Golf
Посмотреть другие фото (12) |
Когда в 1998 году в России появился «Фольксваген-Гольф» четвертого поколения, ажиотаж на рынке творился грандиозный. Казалось, все хотели купить только его. Ровно год назад на нашем рынке дебютировал пятый «Гольф»...
Представив в 1974-м на суд публики «Гольф» первого поколения, немцы сами подписали себе приговор. Компактный переднеприводный хэтчбек оказался настолько удачным, что стал основателем самого популярного класса автомобилей.
После такого триумфа каждый следующий «Гольф» просто обязан был быть лучшим. Собственно, так оно и получалось. Сколь бы привлекательными по дизайну, характеристикам или цене ни оказывались новые конкуренты, в Европе «Гольф» всегда становился лидером продаж.
Правда, модель пятого поколения поначалу забуксовала. Падких до новизны европейцев смутила ее слишком консервативная внешность. Но когда прошла реакция первого впечатления и настало время объективных оценок, «Гольф» быстро восстановил статус-кво. Однако в России «пятый» до сих пор занимает совсем не ту долю рынка, которой он достоин. И главная тому причина – цена.
Сколько стоит?
Прайс-лист на «Гольф» начинается с $19 987. За такие деньги вы получаете 3-дверку со 102-сильным мотором 1,6 л в исполнении «Трендлайн». «Спорт-лайн» дороже на $1963, а «Комфортлайн» – на $2357.
Но какую из трех версий вы ни выберете, на стандартной комплектации точно не остановитесь. У «Фольксвагена» доплаты требует каждая мелочь, причем цены на большинство опций, мягко говоря, не детские. Например, окраска металлик стоит $546, кондиционер – $1514, а за 5-дверный кузов надо доплачивать аж $800. В результате, оснащенный по необходимому минимуму «Гольф-1,6» выходит в $24 000 и в $26 300 с АКП. Если же взять за основу «Комфортлайн» или «Спортлайн» и не особо жадничать в выборе опций, цена выстреливает к $27 000–30 000. И это за автомобиль с ветхозаветным 8-клапанным мотором. Когда же в России появится 115-сильный 16-клапанник с непосредственным впрыском FSI, цены еще повысятся...
Автомобили с 2-литровым 150-сильным мотором FSI стоят существенно дороже. В комплектациях, соответствующих престижу двигателя, они предлагаются за $35 000–38 000.
Представители «Фольксвагена» пытаются оправдать высокие цены тем, что «Гольф», мол, относится к премиум-сегменту. Что ж, щеки можно надувать сколько угодно. Но только, извините, не по Сеньке шапка. У концерна «Фольксваген» в упомянутом сегменте класса С играет только «Ауди-А3». И когда из самого простенького А3 пересаживаешься в «Гольф», сразу понимаешь, кто из них премиум, а кто не очень.
На самом деле «Гольф» был и остается демократичной моделью. И его прямые конкуренты – «Опель-Астра», «Форд-Фокус», «Пежо-307», «Тойота-Королла». Другой вопрос, что начиная с третьего поколения «Гольф» был чуть престижнее, чуть благороднее и чуть взрослее своих одноклассников. Но это «чуть» имеет совершенно определенную цену. Во всем мире «Гольф» при прочих равных условиях (мотор, трансмиссия, комплектация) стоит в среднем на 5–8% дороже европейских и японских конкурентов. А в России почему-то на 15–25%. Это – просто абсурд. Равносильный тому, что батон «Горчичный», который везде стоит на рубль-полтора дороже «Нарезного», в отдельно взятом магазине выложить по цене торта «Чародейка»... Неудивительно, что за полный год продаж в России владельцами «Гольфа» стали всего 806 человек.
При таком раскладе более-менее адекватно воспринимаются лишь престижные 2-литровые версии. Когда речь заходит о покупке автомобиля класса С дороже $30 000, не особо принципиально, стоит он $32 000 или $38 000. Но 2-литровые модификации погоды на рынке не делают. Мы же возьмем демократичную 1,6-литровую машину и попытаемся найти хоть какое-то оправдание ее стоимости. Калькуляция нашего светло-синего «Гольфа» выглядит так:
Исполнение «Трендлайн» $19 987
• Пятидверный кузов $800
• Раздельный климат-контроль $1715
• Зимний пакет: обогрев сидений и форсунок омывателя стекла, омыватель
фар, датчик уровня жидкости в бачке омывателя $512
• Пакет «Свет и обзор»: датчики освещенности и дождя, зеркало
с автозатемнением, подсветка нижней части салона спереди $203
• CD-магнитола «RCD300-Плюс» с 4-мя динамиками сзади $415
• Задние электростеклоподъемники $251
• Кожаная отделка спортивного руля, рычагов КП и «ручника» $187
• Окраска металлик $546
Итого: $24 616
Как видите, сделать «Гольф» значительно дешевле нашего не удастся. Опции, которые выбирают большинство покупателей (5-дверный кузов, «климатика», зимний пакет, магнитола и металлик), стоят дорого. А на остальном «гарнире» много не сэкономишь.
Снаружи и внутри
Похоже, что пятый «Гольф» разрабатывался в первую очередь для сотрудников спецслужб. В умении не выделяться из толпы с ним не может тягаться даже признанный мастер конспирации – «Королла». Смотришь на машину – глазу зацепиться не за что. О том, что перед тобой именно «Гольф», говорит лишь неизменный со времен «Гольфа II» силуэт.
Безусловно, в правильных формах «Гольфа» проглядывает функциональность. Высокая крыша и широкие двери – это легкость посадки-высадки. Прямоугольная пятая дверь гарантирует удобный доступ в багажник. Но как бы то ни было, создать настолько консервативный внешне автомобиль, когда конкуренты один другого оригинальнее, – это поступок. Жаль только, покупатели его не оценили. Многие из них рассудили так: зачем тратиться на пятый «Гольф», когда мой четвертый еще очень даже ничего, а выглядит практически так же?
Интерьер в унисон внешности – правильный и тоскливый одновременно. Глядя на него, нетрудно поверить, что немцы даже сексом занимаются строго по расписанию и единожды утвержденному сценарию. Впрочем, это на любителя. Зато высочайший уровень инженерной проработки конструкции, качество отделочных материалов и комфорт, полагаю, любят все.
Открываешь дверь – по всему ее периметру идут два контура мощных уплотнителей. Конструкция механизма фиксации двери в промежуточных положениях – из области сложной механики. Подлокотник выполнен так, будто с твоей руки сняли гипсовый слепок и уже по нему формовали обивку. Потолочные поручни поднимаются вверх плавно, с помощью микролифта. Плафон освещения заднего дивана в версиях «Комфортлайн» и «Спортлайн» оснащен лампами для чтения направленного света. Усилия на всех клавишах и регуляторах выверены идеально. Даже магнитола оснащена огромным дисплеем, на который постоянно выводятся названия всех шести загнанных в память радиостанций данного диапазона. В подобном внимании к мелочам чувствуется высокий класс.
Но самое главное – удобство посадки-высадки и простор внутри. Тесный сзади салон с неудобным доступом был, пожалуй, единственным недостатком «Гольфа». Все, забудьте. Нынешний «Гольф» – едва ли не самый удобный для пассажиров хэтчбеков в классе. Высокие и широченные дверные проемы, большой запас пространства в ногах и над головой. Для полного счастья остается заказать лишь задний подлокотник и передний с регулируемыми дефлекторами обдува «галерки».
Качество внутренней отделки всегда считалось преимуществом «Гольфа». Однако в рекламных проспектах зачастую показываются топ-интерьеры с кожей и деревом, электрорегулировкой сидений и т. п. Да, в отличие от конкурентов, «Гольф» предлагает сибаритские опции вроде деревянного руля или сверхтонкой кожи «Наппа», считающиеся роскошью даже для моделей бизнес-класса. Но, как вы понимаете, стоят они очень дорого и заказываются крайне редко. Подавляющее же большинство «гольфов» продаются в исполнении «Трендлайн». Насколько впечатляет интерьер в таком виде?
Да, салон собран по-немецки аккуратно. Да, используемые в нем материалы действительно выглядят дороже, чем во французских и большинстве японских моделей. Но я не могу сказать, что по исполнению салона базовый «Гольф» однозначно переигрывает, например, «Астру» или «Короллу». Если он чем-то и лучше, то совсем немногим.
За рулем
Как же здесь продумана эргономика! Взаимное расположение органов управления и логика их работы близки к идеалу. «Фольксвагеновская» «приборка» – образец, которому подражают все. Руль и сиденье хороши уже в исполнении «Трендлайн». А уж в «Комфортлайне» и особенно в «Спортлайне» – просто классные. Кстати, я рекомендую дополнить «Трендлайн» заказным кожаным 3-спицевым рулем, как на нашей машине. Он гораздо приятнее стандартного пластикового «бублика».
Но более всего впечатляют огромные диапазоны регулировки «баранки» и кресла. Они позволяют комфортно усесться за рулем и Гулливеру любой комплекции, и Дюймовочке. При этом шаг продольного перемещения кресла такой мелкий, что подгонка выполняется с аптекарской точностью.
Но чтобы водителю жизнь совсем уж медом не казалась, создатели «Гольфа» подкинули несколько «косяков». Я бы хотел посмотреть в глаза тому подслеповатому дальтонику, который упорно наделяет «фольксвагены» ядовито-синей подсветкой передней панели. А также найти того «стилиста», который придумал стилизованные под гоночный каркас безопасности растяжки между центральной и напольной консолью. Смысла в них никакого, зато рослый драйвер натирает правую ногу... Разработчики боковых зеркал – тоже красавцы. На четвертом «Гольфе» слева было зеркало нормальных размеров, а справа – ущербное. На «пятом» установили два минимально достаточных и вживили в их корпуса повторители указателей поворотов. Но кто же их направляет в глаза водителю? Когда в темноте включаешь «поворотник», рядом с машиной начинает раздражающе мигать какой-то НЛО...
Задняя обзорность в общем-то нормальная, хотя подголовники несколько мешают. Однако заказывать завод-ской парктроник за $560 я бы не стал в любом случае. На месте долларов за 400 можно установить и задний, и передний.
Грузим багаж
Хэтчбеку «гольф»-класса багажником отличиться сложно – по размерам и удобству пользования они у всех примерно одинаковые. Вот и «Гольф» предлагает «по-фольксвагеновски» прямоугольный сундучок на 350 литров с широкой крышкой. Правда, закрывается она не очень мягко – приходится хлопать.
В базовом варианте раздельно складывается спинка дивана. При этом задние подголовники снимать не требуется, а передние кресла сохраняют способность отодвигаться практически до упора.
Из дополнительных удобств в «Трендлайн» можно заказать пакет багажных приспособлений: эластичную сетку под полкой багажника, выдвижные ящики под передними сиденьями, регулируемое по высоте кресло водителя ($187). А также задний подлокотник с откидным лючком в спинке дивана ($203), если при перевозке длинномеров вам необходимо сохранять четыре посадочных места.
Безопасность
В краш-тестах по методике «ЕвроNCAP» пятый «Гольф» заработал отменные 33 балла по сумме лобового и бокового ударов. При этом поставляемые в Россию машины штатно оснащены всеми средствами пассивной безопасности, которые пошли в зачет при проведении краш-теста. Это преднатяжители и ограничители усилия ремней, шесть надувных подушек и сигнализаторы непристегнутых ремней спереди.
За доплату машину можно оснастить задними боковыми подушками ($325), системой динамической стабилизации ESP ($795), биксеноновыми головными ($1210) и противотуманными ($207) фарами, а также датчиками давления воздуха в шинах ($62).
Для перевозки детей в «Гольфе» штатно предусмотрены крепления для креслиц стандарта изофикс. Причем вы можете установить детское креслице даже на переднее пассажирское сиденье спинкой вперед. Для этого правая фронтальная подушка отключается.
Из средств личной безопасности можно отметить центральный замок с функцией поочередного отпирания водительской двери и всех остальных, а также с отдельной кнопкой отпирания багажника. Пока вы возитесь с поклажей, из запертого салона ничего не умыкнут. А заказав пакет «свет и обзор» ($203), вы получите дистанционное включение и задержку выключения фар – функцию «дорожка к дому».
По дорогам и без них
Ну как ты, старина 8-клапанник? Еще жив, курилка? Жив и, надо сказать, неплохо себя чувствует. Уверенно тянет снизу и довольно бодро крутится в зоне средних оборотов. Да, он откровенно «восьмиклапанно» звучит (скорее, просто шумит). Да, сникает после 5000 оборотов. Но похоже, инженерам «Фольксвагена» удалось выжать максимум из древней конструкции. Объективно мотор уступает современным 16-клапанникам лишь на высоких скоростях, где ему не хватает крутильности. Но некоторое чувство ущербности все равно не покидает. Оно сидит где-то на уровне предубеждений: машина с такими претензиями да за такие деньги и с 8-клапанником... Это как на старой АЗС с разболтанными колонками – берешь 20 литров, а счетчик останавливается на цифре 19,7. Заводишь мотор, стрелка топливомера поднимается к привычной после заправки «двадцатки» отметке, и ты понимаешь, что недолив если и был, его все равно не почувствуешь. Но червячок где-то глубоко все же точит.
Зато по удобству управления динамикой силовой агрегат «Гольфа» – образец для подражания. Во-первых, это очень предсказуемая работа сцепления и четкое переключение передач. Тронуться с места на «Гольфе» сможет любой, прочитавший учебник по вождению: отпускаем сцепление с одновременным добавлением газа, и поехали. Во-вторых, отклики на добавление-сброс газа. «Гольф-1,6» следует за педалью мгновенно и вместе с тем плавно – без какой-либо дерготни и запаздываний.
Да и во всем остальном «Гольф» демонстрирует высочайший уровень взаимопонимания с водителем. Тормоза настолько адекватны, что даже во время первого нажатия на педаль тормозной путь рассчитываешь безошибочно. По скоростной прямой автомобиль едет как по натянутой струне. Траекторию в поворотах чертит, словно циркулем, предсказуемо распрямляясь при добавлении и завинчиваясь внутрь при сбросе газа. Вообще, способность машины держаться за асфальт просто поразительна. В пристрелянных поворотах даже на зимней резине «Гольф» до начала скольжения держится дольше ожидаемого. Все же не зря на «пятом» сзади применили независимую многорычажную подвеску вместо традиционной для «гольф»-класса упругой балки.
Отдельно следует отметить работу электроусилителя руля. В отличие от большинства собратьев, у него лишь в околонулевой зоне присутствует неестественное, синтетическое реактивное усилие. Но при более активной рулежке он ведет себя почти так же рафинированно, как гидроусилитель на четвертом «Гольфе». Для электроусилителя это комплимент.
Плавность хода и шумоизоляция – для большинства водителей они будут поважнее отточенной управляемости. Что ж, «Гольф» достаточно тихий. При этом все источники шумов в нем хорошо сбалансированы. Сольную партию не перехватывает ни двигатель, ни шины, ни ветер. Адаптированная под плохие доро-ги подвеска с увеличенным клиренсом, естественно, жестковата. На городских скоростях она заставляет кузов довольно подробно повторять профиль дороги и вздрагивать на резких неровностях. Но до дискомфорта дело не доходит. Зато с ростом скорости она обретает приятную упругость, не раскачивает машину на волне и без намека на пробой глотает такие ямы...
Как и следовало ожидать, адаптированный «Гольф» неплохо ведет себя на проселке. Мускулистая подвеска, почти 150 мм просвета под штатной стальной защитой двигателя, относительно короткие свесы кузова, обрамленные неокрашенным пластиком. Если вам приходится съезжать с асфальта, «Гольф» вполне можно рассматривать.
Эксплуатация, сервис
Условия послепродажного обслуживания «Гольфа» – стандартные для немецких автомобилей. Гарантия составляет два года без ограничения пробега, плановые ТО – через 15 000 км. Никаких серьезных подводных камней в гарантийных условиях нет, а дилеры выполняют гарантию достаточно добросовестно.
Дефицита сервисных услуг в виде очередей не наблюдается, поскольку дилерская сеть «Фольксвагена» довольно разветвленная. В одной только Москве работает 15 авторизованных техцентров, а всего по стране их 40. Почти все дилеры обладают системой удаленной диагностики, позволяющей проводить оперативные консилиумы с привлечением специалистов московского представительства, а при необходимости и штаб-квартиры в Германии. Снабжение запчастями тоже отлажено. Дилеры оперативно получают их с центрального московского склада.
А вот в вопросах стоимости сервиса и запчастей дилеры (во всяком случае, московские), похоже, окончательно уверовали в то, что они работают с маркой премиум-сегмента. Нормочас работ стоит в среднем $50, а цены на показательные запчасти вы сами можете увидеть в нашей таблице. Разница между «Фольксвагеном» и европейскими конкурентами здесь примерно такая же, как и при покупке машины.
Мы решили: «Гольф» по-прежнему остается эталоном в классе. Почти во всем он оказывается хотя бы немногим лучше конкурентов. Однако рекомендовать «Гольф» к приобретению можно только тому, кто влюбился в него настолько, что цена его уже не интересует. Либо тому, кто привык брать деньги из тумбочки. Столько, сколько нужно...