Практически в каждом интервью с любым руководителем компании наступает момент, когда интервьюируемый с особой серьезностью заявляет: "И здесь необходимо соблюсти баланс".
В большинстве случаев подобная риторика обусловлена соображениями моды - поиск сбалансированного решения в современном бизнесе стал основополагающим принципом, сменив устаревшую бескомпромиссность. Между тем, гуру в области управления уже более десятилетия подряд уделяют повышенное внимание противоположной теме, а именно феномену парадокса. Одним из первых здесь был Ричард Паскаль. В книге "Искусство управления на рубеже 1990" он предупреждает, что успех может стать источником неудачи.
Слишком длительное следование правилам, которые в свое время привели организацию к успеху, в конце концов вызывает негативный эффект и избежать падения в таком случае помогает лишь конфликт, завершающийся обновлением.
Но, наибольший вклад в создание моды на парадоксы внес Чарльз Хэнди. Его книга "Пустой плащ", увидевшая свет в 1994 г. , даже вышла в США под названием "Век парадокса". В ней речь идет о мрачных социальных конфликтах. Работа, как пишет Хэнди, становится экономически оправданной, если она находит должную оплату. Но чем выше цена, назначаемая за жизненно важную работу, тем менее привлекательной становится эта работа.
На рубеже тысячелетий парадоксальный подход к управлению достиг наивысшего расцвета. "Эффективность неразрывно связана с парадоксом, - пишет Пол Эванс, профессор бизнес-школы Insead, в своем исследовании "Двойственный руководитель: успех на основе парадокса" (2000 г. ). - Чтобы добиться успеха, организация должна обладать противоречивыми, а иногда и взаимоисключающими чертами".
Это пишут теоретики, однако и на практике многие компании восприняли тезисы о парадоксальности в буквальном смысле как руководство к действию. Датская компания Lego, производящая игрушки, призывает своих менеджеров к проявлению противоречивости. На стенах в офисах компании вывешен документ, озаглавленный "11 парадоксов лидерства". Вот некоторые из этих парадоксов: "Установить близкие отношения с подчиненными - и сохранить необходимую дистанцию", "Вести других - и оставаться на заднем плане", "Быть визионером - и твердо стоять на земле" и "Быть динамичным - и оставаться вдумчивым".
Язык парадоксов импонирует сознанию менеджеров, жизнь которых полна осложнений. Вместо того чтобы выбрать один из вариантов решения, отказавшись от другого, нынешние руководители нередко предпочитают параллельно проводить обе линии, пытаясь разобраться в возникающем при этом хаосе. Готовность примириться с антагонистическим противоречием становится признаком успешного руководителя. По мнению Сола Дэвидсона, консультанта из компании Penna, современный мир слишком непредсказуем, чтобы подходить к нему, вооружившись системным мышлением. "Люди пытаются чем-то управлять, но перед ними оказывается слишком много вариантов, - поясняет Дэвидсон. - Целесообразнее будет признать, что контролировать все и вся невозможно, а далее действовать с учетом этого парадокса".
Парадоксом является и стремление компаний одновременно к динамизму и равновесию. Динамизм подразумевает быстрый прогресс и поощрение талантливых и активных. Но это может привести к несправедливости и проявлениям недовольства обделенных сотрудников. К тому же динамизм означает нелюбовь к формальным процедурам и протоколам. Однако если главным приоритетом сделать равенство, справедливость, слишком большое значение сразу приобретают различные процедуры по контролю за возможными злоупотреблениями и т. п. (FT, 29. 09. 2003, Александр Сафин)
Стивен Оверелл
Статья получена: Клерк.Ру