Однако, по официальным российским отчетам, на нефтегазовый сектор приходится не более 9% ВВП. Так о чем беспокоиться?
С другой стороны, по тем же данным Госкомстата, природные ресурсы составляют 80% российского экспорта. Доходы от нефти и газа добавляют к ВВП 20%.
Проблема не только арифметическая. Официальные отчеты рисуют интуитивно неправдоподобную картину, изображая Россию современной экономикой, где производство услуг значительно превосходит производство товаров (в соотношении 60:40), а рыночные услуги опережают государственный сектор гораздо больше, чем позволяют предположить данные о занятости. Это, в свою очередь, подразумевает наличие очень продуктивной сферы услуг.
Ответ на эти загадки кроется в трансфертном ценообразовании. То, что в национальной бухгалтерии выглядит как некая особенность, на самом деле содержит в себе интересную информацию о корпоративной структуре современной России и о перспективах роста.
Многие крупные российские фирмы пользуются трансфертным ценообразованием, чтобы избежать налогообложения. Компании продают свою продукцию торговым филиалам по ценам ниже рыночных, затем филиалы продают ее потребителю по рыночным ценам, а разницу кладут в карман. Следовательно, добавленная стоимость приходится не на производителя, а на торговый филиал. "Перевод" выручки дает значительное снижение налогов до такой степени, что торговые филиалы вообще уходят от налогообложения.
Есть более или менее законные способы это делать. Обычно торговые компании регистрируются в отдаленных регионах. В прошлом местные власти давали значительные налоговые послабления, касающиеся выплат в местные бюджеты (сейчас правительство в основном покончило с этой практикой). Уклонение от уплаты налогов менее традиционными способами тоже играет свою роль. Один из незаконных, но широко распространенных способов это ликвидация компании после совершения максимально возможного количества сделок.
Уменьшение налогов на отдельные производственные компании путем снижения их доходов это достаточно серьезный феномен, искажающий национальную отчетность. Оно имеет простой и прямой результат: прибыли переносятся из производственного сектора в торговый. Поскольку российская национальная бухгалтерия не приспособлена к таким схемам, трансфертное ценообразование значительно увеличивает добавленную стоимость в секторе услуг (к которому относится и торговля) и уменьшает ее в промышленности, особенно нефтяной и газовой отрасли, где оно широко применяется. В результате на долю торговли в 2000 году пришлась почти треть ВВП и почти половина прибылей всей экономики.
Можно пересчитать структуру ВВП, подправив раздутые торговые прибыли с помощью международных параметров. Если это сделать, доля нефти и газа увеличится почти втрое и составит около 25% ВВП. Промышленность заменит услуги в самом крупном секторе, отнимет у услуг примерно 20% ВВП, а соотношение между частными и государственными услугами сместится в сторону последних все на те же 20% ВВП.
В результате мы получаем более ясную картину того, что является в России движущей силой роста. Рост производительности в промышленном производстве обеспечивает рост экономики в целом, а производительность в нефтяной и газовой отраслях, где занято менее 1% рабочей силы, существенно выше, чем где-либо еще.
Производительность же в сфере услуг остается ограниченной. Часто упоминаемый структурный сдвиг в сторону услуг оказывается преувеличенным, а зависимость от природных ресурсов в национальной отчетности занижается. Таким образом, российская экономика подвержена влияниям кратковременных изменений цен на энергоносители существенно больше, чем можно предположить, судя по официальным цифрам.
Затем, масштабы перевода добавленной стоимости очень велики, а уклонение от уплаты налогов имеет бюджетные последствия. Хотя непосредственные потери бюджета подсчитать трудно, поскольку в разных регионах и разных компаниях уменьшение налогов различно, по-видимому, они составят несколько процентов ВВП. Неудивительно, что правительство действует решительно, стремясь ликвидировать налоговые лазейки.
Наконец, это многое говорит о состоянии корпоративного управления в России. Не слишком воодушевляет то, что государственные компании, по-видимому, используют те же методы, что и частные. Масштабы проблемы дают основания предположить, что существует группа компаний, заинтересованных в сохранении нынешнего непрозрачного статус-кво.
Статья получена: InoPressa.ru