Решая вопрос о привлечении средств, финдиректору следует учитывать, с чем связана основная масса постоянных расходов компании и какова ситуация с процентными выплатами. Иначе есть риск серьезно подорвать финансовую устойчивость и прибыльность бизнеса.
Вопросы структуры финансирования важны для любого руководителя с правом принятия решения о привлечении кредитов или инвестиций. Они и одни из самых сложных. Использовать ли заемный капитал или ограничиться собственным? Если использовать, то будет ли кредитором банк или частный инвестор? Если это частный инвестор, какие условия ему предложить? И так далее.
Ситуация усугубляется тем, что в случае привлечения денег компанию необходимо «показать лицом». Дело это крайне неоднозначное. Если картинка окажется слишком хорошей, логично будет требовать от инвестора более низкий процент (уменьшается «премия за риск»), а это может его отпугнуть. Если же картинка будет «не очень», то до обсуждения условий дело может и вовсе не дойти.
Согласно теории, риск бизнеса может быть оценен с точки зрения актива (производственный риск) или пассива (финансовый риск). Количественно риск измеряется так называемым рычагом, или левериджем (от англ. leverage – «рычаг»). Это показатель, который учитывает чувствительность прибыли к колебаниям дохода (производственный леверидж) или процентных выплат (финансовый рычаг). Единого показателя, который бы мог отразить оба вида риска совокупно, теория не дает. Однако считается, что высокий финансовый риск не должен сочетаться с высоким производственным. Что стоит за этим утверждением и насколько оно достижимо?
Типы бизнеса: правила и исключения
Производственный рычаг проще всего оценить по доле постоянных расходов в общей сумме расходов предприятия. Чем она больше, тем выше производственный риск: хочешь – не хочешь, постоянные расходы покрывать надо. Конечно, выручка может испытывать настолько сильные сезонные колебания, что в период спада доходы оказываются ниже даже постоянных расходов. В этом случае необходимо формировать соответствующий фонд, который парировал бы такое неблагоприятное воздействие. Это требование обычно выполняется теми фирмами, которые привыкли к регулярным спадам продаж и никогда – теми, кого эта неожиданность настигла впервые.
Для каких компаний характерен высокий уровень постоянных расходов? Проще всего это определить, опираясь на классификацию предприятий по критерию важнейшего фактора производства. Тогда легко выделить следующие типы бизнеса:
Фондоемкий. Для него основным фактором являются внеоборотные активы: земля, здания и сооружения, оборудование. Это крупные металлургические и судостроительные комбинаты, сельскохозяйственное производство, транспорт, строительство. Основная доля расходов предприятий данных отраслей приходится на фонды: амортизация плюс расходы по поддержанию их технического состояния. И почти все эти расходы носят постоянный характер.
Материалоемкий. Этот бизнес зависит от закупаемого сырья, материалов и комплектующих. Классика жанра – торговля, как оптовая, так и розничная. Основная доля расходов в этих отраслях приходится на сырье, материалы и комплектующие. Поэтому финансовый результат оказывается чувствительным к исключительно слабым колебаниям торговой наценки.
Так, у директора оптовой фирмы, торгующей стройматериалами, возник вопрос: почему летом у них реализуется продукции намного больше, а прибыль остается неизменной, даже чуть-чуть уменьшается? Ответ оказался простым. В летний период возрастает доля крупных заказов, на которые принято давать скидки. В результате их предоставления доля прямых расходов увеличилась с привычных 77,5 до 80,5 процентов и «съела» 60 процентов прибыли.
Оборотной стороной чувствительности прибыли является возможность сокращать расходы на закуп в периоды спада продаж. Так что производственный риск для этой сферы не слишком страшен.
Трудоемкий. Основной фактор этого бизнеса – персонал, а главные расходы – заработная плата. Сюда относится значительная часть сферы услуг: консалтинг, образование, частично здравоохранение. Здесь производственный риск обусловлен прежде всего выплатой заработной платы. Руководство компании теоретически может привязать ее к результатам деятельности, однако рискует потерять сотрудников. Уровень постоянных расходов тут ниже, чем в фондоемких отраслях, а возможности для маневра больше: можно и штат сократить, и в отпуск отправить, и оклады урезать. Однако производственный риск все же достаточно высок.
Бывают также отрасли, предприятия которых либо не имеют выраженного типа, либо могут относиться к разным типам в зависимости от обстоятельств. Хорошая иллюстрация – общественное питание. В недорогом кафе доли расходов на фонды, сырье и зарплату могут быть примерно равными. При этом фешенебельный ресторан почти наверняка окажется фондоемким, а заводская столовая – материалоемким предприятием.
Собственный или заемный?
Для оценки финансового риска тоже есть показатель – сила воздействия финансового рычага. Она равна отношению суммы балансовой прибыли и процентных выплат к балансовой прибыли. Чем сила воздействия больше, тем выше финансовый риск: чтобы заработать один рубль прибыли, нужно получить один рубль выручки и еще сколько-то. Причем это дополнительное количество тем больше, чем объемнее используемое внешнее финансирование и чем выше проценты по нему. В отдельных случаях возможны ситуации, когда выплачиваемые проценты в разы превосходят итоговую прибыль.
Чтобы высокий производственный риск не соединялся с высоким финансовым, фондоемкие и (иногда) трудоемкие предприятия должны финансироваться преимущественно собственным капиталом. Только материалоемкий бизнес имеет шанс развиваться с использованием преимущественно внешнего финансирования – неважно, долгосрочного банковского или товарного кредита поставщиков.
Таблица 1. Соотношения уровней рисков для разных типов бизнеса
Уровень производственного риска | Тип бизнеса | Уровень финансового риска | |
Высокий | Низкий | ||
С активным привлечением внешнего финансирования | Преимущественно собственное финансирование | ||
Высокий | Фондоемкий | ||
Средний | Трудоемкий | ||
Низкий | Материалоемкий |
В таблице 1 штриховкой выделены желательные с позиций риска бизнеса комбинации. Таким образом, создавать фондоемкий бизнес при активном привлечении внешнего финансирования чересчур рискованно, а материалоемкий на собственные средства – нерационально. Однако зачастую фондоемкий бизнес организуется именно в расчете на внешних инвесторов. И это логично: как никакой другой, он нуждается в объемных инвестициях. Но где их взять? Сложно найти свободные средства в распоряжении одного инвестора. Да и не факт, что он захочет размещать их в одном направлении. Налицо противоречие: внешнее финансирование привлекать необходимо с позиций создания бизнеса, но нежелательно с позиций рискованности.
Самый естественный способ преодоления этого противоречия – ввести разрыв по времени. Бизнес привлекает внешнее финансирование на стадии создания и ослабляет его влияние на стадии развития. Конечно, эти стадии могут перемежаться, и это типично для растущего бизнеса, но общий принцип остается.
Правила кредитной политики
Ключевым вопросом здесь становится способность компании обеспечить такой чистый денежный поток (ЧДП) по основной деятельности, который гарантировал бы своевременное погашение кредита и процентов по нему. Но предыдущий опыт или прогноз могут показать, что поступления будут неравномерны. В этом случае компания обязана заранее сформировать «буферный фонд» в размере банковских платежей [1] за несколько месяцев. В крайнем случае – заручиться согласием банка на предоставление банковских каникул [2]. В противном случае от бизнеса стоит отказаться.
Таким образом, основным документом при принятии решений о крупном инвестировании средств является не предполагаемый отчет о прибыли и убытках, а прогноз движения денежных средств. И вот здесь на себя обращает внимание одна небольшая, на первый взгляд, деталь, о которой нередко забывают на этапе планирования. Это кредитная политика.
Для любого экономиста, составлявшего бизнес-планы, известно, что редко какое дело оказывается более успешным, чем это представлялось в замыслах. А значит, проблемы с чистым денежным потоком могут появиться у любого участника рынка. Укрупненно их причины можно разделить на две группы:
- проблемы реализации, когда выручки нет, так как продукция не находит покупателя;
- проблемы кредитной политики, когда мы не можем получить оплату за отгруженный товар или оказанную услугу.
Инкассирование долгов – очень важная, но неприятная работа, поэтому руководители компаний зачастую непроизвольно игнорируют ее. В большинстве случаев, когда возникают проблемы с денежным потоком, менеджеры направляют свои усилия на рост реализации продукции или услуг. И достигается прямо противоположный результат: чем больше продажи в условиях слабого инкассирования, тем хуже чистый денежный поток. Кредиторы, однако, требуют свое – бизнес прогорает… Руководители российских предприятий уже поняли, что дебиторская задолженность не относится к числу проблем, с которыми надо жить, – ее надо непрерывно решать. Но решить ее раз и навсегда невозможно, поскольку дебиторы появляются снова и снова.
В заключение статьи сформулируем правила комбинации производственного и финансового риска с уровнем прибыли и качеством кредитной политики (см. табл. 2). Эти сведения отражаются, соответственно, в показателях баланса компании, отчета о прибылях и убытках и бюджета движения денежных средств. Конечно, их выполнение не гарантирует успеха, но несоблюдение – достоверный сигнал неблагополучия.
Таблица 2. Рекомендации для разных типов бизнеса и способов финансирования
Тип бизнеса | Способ финансирования | Комментарии |
Фондоемкий | Преимущественно собственными средствами | Нарушения денежного потока допустимы, если владельцы согласны с потерями вложенных средств. |
Со значительным внешним финансированием | Значительный ЧДП, то есть существенная прибыль и строгая кредитная политика, обеспечивающая прогнозируемость поступлений. |
|
Трудоемкий | Преимущественно собственными средствами | Нарушения денежного потока допустимы, если владельцы понимают, что в периоды нехватки средств зарплата персоналу выплачивается из их кармана. |
Со значительным внешним финансированием | Требования к ЧДП смягчаются настолько, насколько удается увязать доходы и вознаграждение персонала – без риска его потерять. |
|
Материалоемкий | Преимущественно собственными средствами | Неэффективный вариант организации бизнеса. Рекомендуется провести анализ платежеспособности, определить, в каких активах размещен избыточный собственный капитал, и вывести его из бизнеса. |
Со значительным внешним финансированием | Эффективная кредитная политика, обеспечивающая своевременное поступление средств, является достаточным условием длядисциплинированного погашения кредитов даже в отсутствие прибыли. Конечно, от крупных убытков не спасет ничего, но балансировать «на нуле» можно очень долго. |
|
[1] Банковский платеж включается в себя не только проценты по кредиту, но и ту часть основной суммы, которую заемщик обязан вернуть в данный момент.
[2] Банковские каникулы – промежуток времени, в течение которого заемщик имеет право не возвращать основной кредит и вносить только проценты.
Статья получена: Клерк.Ру