Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Россия бросает вызов монополии США на спутниковую навигацию

 

Россия бросает вызов монополии США на спутниковую навигацию

 

 

Может быть, дни "холодной войны" и миновали, но сегодня Россия и США схватились в другой битве – научно-технической, в связи с монополией США на спутниковую навигацию.

По заявлениям Москвы, к концу текущего года Роскосмос планирует вывести на орбиту восемь навигационных спутников – одно из завершающих звеньев собственной навигационной системы России, которая называется ГЛОНАСС – "Глобальная навигационная спутниковая система".

Ожидается, что система начнет действовать над российской территорией и частью прилегающих к ней районов Европы и Азии, а в 2009 году станет всемирной и составит конкуренцию американской "Глобальной системе позиционирования" (GPS).

Россия – далеко не единственная страна, пытающаяся подорвать монополию США на навигационные технологии. Китай уже запустил в космос первые спутники своей собственной системы "Бэйду" (так по-китайски называется созвездие Большой Медведицы).

загрузка...

 

 

Евросоюз также приступил к разработкам альтернативной системы "Галилео", хотя работы приостановлены из-за сомнений частных инвесторов в доходности проекта. Российская система, финансируемая государством за счет нефтяных прибылей, наиболее близка к завершению.

Научно-техническое соперничество отчасти подогревается тем обстоятельством, что область потенциального практического применения спутниковой навигации весьма широка. Она вовсе не сводится к указанию дороги водителям в незнакомых местах – функции, с которой ассоциируется спутниковая навигация у большинства людей. Но спутниковую навигацию интегрируют в свою деятельность разные отрасли, включая сельское хозяйство и банковскую сферу. Возможно, она предоставит платформу даже для таких услуг, как "привязанная к географическим точкам реклама": прогуливаясь по улицам, мы будем получать на экран мобильного телефона уведомления, что неподалеку есть "Старбакс" или "Макдональдс".

Объем продаж GPS-устройств уже резко возрос. В 2006 году, по данным вашингтонской профессиональной ассоциации GPS Industry Council, он достиг 15 млрд долларов и продолжает расти на 25-30% в год.

Но битва за контроль над навигационными технологиями также объясняется страхом, что США могут воспользоваться своим положением монополиста – в конце концов, система разработана и курируется военными, – в чрезвычайных ситуациях отключая сигналы.

"Через несколько лет ведение бизнеса без навигационных сигналов будет немыслимо, – говорит А.Г. Ионин, аналитик по аэрокосмическим вопросам Центра анализа стратегий и технологий при российском Министерстве обороны. – Навигационным сигналом будет пользоваться все, что движется: самолеты и поезда, яхты и люди, ракеты, ценные животные и просто любимые собачки".

Как пояснил Ионин, с повсеместным распространением этой технологии страны, которые предпочтут полагаться исключительно на GPS, попадут в "геополитическую ловушку" американской монополии на одну из главных инфраструктур эпохи интернета. Теоретически США смогут отказать в предоставлении навигационных сигналов таким странам, как Иран и Северная Корея, причем не только во время войны, но и в качестве экономической санкции в области высоких технологий, которая потенциально может, по словам Ионина, нарушать работу энергетических систем, банков и других сфер. По официальным заявлениям США, они обязуются беспрерывно предоставлять сигналы во всем мире.

Кстати, GPS-приемники являются стержнем конфликта вокруг задержания Ираном 15 британских моряков и морских пехотинцев. Британцы утверждают, что, согласно показаниям приемников на их судах, те находились в водах Ирака; иранцы в ответ демонстрируют координаты на карте, которые, по их словам, свидетельствуют о пребывании моряков в территориальных водах Ирана.

Безусловно, российский проект будет иметь широкие последствия для вооруженных сил по всему миру, поскольку он предоставляет доступ к навигационной системе, не контролируемой Пентагоном. Это соответствует духу все более твердого внешнеполитического курса Москвы.

США официально открыли гражданским пользователям доступ к GPS в 1993 году, пообещав предоставлять услуги системы во всем мире беспрерывно и безвозмездно.

По оценкам аналитиков и топ-менеджеров данной отрасли, российская система также призвана произвести переворот в стремительно расширяющейся индустрии производства бытовых навигационных устройств, так как она обещает некоторые технические преимущества над GPS как безальтернативной системой.

Президент Владимир Путин, часто касающийся в своих выступлениях ГЛОНАСС и ее возможностей, призвал российских ученых сделать эту технику более удобной в обращении.

Как сообщило агентство "Интерфакс", Путин заявил в марте на заседании российского правительства: "Для того чтобы (потребители) выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству".

"Вы знаете, какое внимание я уделяю развитию системы ГЛОНАСС", – сказал Путин своим министрам.

Корни GPS – в разработках американских военных 1960-х годов. В 1983 году, когда система еще не была полностью введена в строй, президент США Рейган предложил сделать ее доступной для гражданских пользователей по всему миру после того, как корейский пассажирский авиалайнер случайно оказался в воздушном пространстве СССР и был сбит.

В боевых условиях GPS впервые была испытана в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Эксперты пришли к заключению, что она внесла большой вклад в успех операции по точечной бомбардировке. Это ускорило адаптацию GPS для коммерческих нужд в 1990-е годы.

Российская система также восходит к технологии "холодной войны", предназначенной для навигационного управления стратегическими бомбардировщиками и ракетами. В середине 1990-х она некоторое время действовала, но затем пришла в упадок. Российские спутники и сегодня посылают сигналы, которыми можно пользоваться, но лишь в определенное время.

Для покрытия территории всей планеты орбитальная система должна насчитывать как минимум 24 спутника (таково, кстати, число спутников в орбитальной группировке GPS), не считая резервных.

Чтобы вычислить методом триангуляции свои точные координаты на местности, приемник в каждый отдельный момент должен находиться в зоне видимости минимум трех спутников. Для определения высоты требуется четвертый спутник. Когда другие страны введут в строй свои альтернативные системы, приемники, способные принимать сигналы разных частот, помимо GPS, чаще будут оказываться в зоне видимости трех и более спутников.

На территории США, Западной Европы и Японии координаты определяются с большой точностью, с погрешностью всего в несколько футов. Это достигается благодаря наземным ретрансляторам, дополняющим данные спутников. Российская, а впоследствии также европейская и китайская системы обеспечат более надежную связь, компенсируя потерю сигнала, когда он наталкивается на препятствия типа глубоких ущелий, высоких зданий или даже деревьев.

И все же на территории США, Западной Европы или Японии GPS-приемник, работающий также на ГЛОНАСС-частоте, будет давать не более точные данные, чем обычное GPS-устройство, поскольку существуют наземные станции с корректирующими сигналами. В других частях планеты совмещенный GPS/ГЛОНАСС-приемник будет более надежен и несколько более точен.

Американские производители, доминирующие на этом рынке, возможно, будут вынуждены предоставлять потребителям эти преимущества, изготовляя совместимые с российской системой приемники. Это неизбежно подорвет монополию США на навигационные сигналы, используемые в коммерческих целях.

В этом смысле русские произвели первый залп в битве за небесную инфраструктуру. Россия осознает, сколь многое зависит от влияния на стандарты, которые будут использоваться в гражданских бытовых устройствах.

Спрос на спутниковые навигационные устройства быстро растет. К примеру, их крупнейший производитель, фирма Garmin, в 2006 году более чем вдвое увеличила продажи автомобильных навигационных устройств. В феврале в самый что ни на есть "прайм-тайм" для рекламы (во время трансляции престижного турнира "Супербоул") был показан ролик фирмы, воспринятый как начало эры общедоступных GPS-приемников.

Вот мнение одного из рядовых потребителей: студент художественного колледжа Джереми Людвиг из Колорадо-Спрингс заявил, что готов немного переплатить за устройство, способное принимать и обрабатывать российские навигационные сигналы.

Он поведал нам, что недавно на 25-м шоссе в Колорадо оказался в затруднительном положении: GPS-приемник его "Блэкберри" загадочным образом потерял сигнал как раз в тот момент, когда Людвиг пытался найти нужный поворот на Денвер.

"Если ты не знаешь, куда свернуть на развязке, то, считай, уже заблудился", – заключил Людвиг в телефонной беседе с нашим корреспондентом.

Именно на такую позицию потребителей и делает ставку Россия, одновременно пытаясь сама производить бытовые приемники – на сегодняшний день без особого успеха. Но российская задача по диверсификации навигационных сигналов, используемых в коммерческих целях, будет достигнута, утверждает г-н Ионин, даже если иностранные производители просто примут российский стандарт, а российские усилия по производству бытовых устройств не принесут результатов.

Чтобы поощрить признание системы в мире, Путин во время своих зарубежных поездок старается продвигать ее, приглашая к сотрудничеству и инвестициям в рамках этого проекта.

На данный момент двухчастотный стандарт ввели только производители геодезической техники класса "хай-энд" и профессиональных навигационных приемников.

Например, компания Topcon Positioning Systems из Ливермора, штат Калифорния, предлагает GPS/ГЛОНАСС-приемник для геодезистов и водителей тяжелой строительной техники. На производстве двухдиапазонных приемников специализируется и фирма Javad Navigation Systems, имеющая представительства в Сан-Хосе и Москве.

Джавад Ашджаи, президент Javad, сказал в интервью, что широкое распространение двойного диапазона неизбежно: чем больше спутников, тем, по определению, выше качество обслуживания. "Если у вас есть GPS, ваши нужды удовлетворяются на 90%", – отметил он. А "недостающие 10%" гарантируют успех российской системы.

По словам Джавада, для адаптации недорогих бытовых приемников к ГЛОНАСС требуется новая микросхема, разработка которой потребует дополнительных расходов. Однако производственные расходы, вероятно, возрастут незначительно.

В этом году другой производитель устройств класса "хай-энд", фирма Trimble из Саннивейл, штат Калифорния, начала выпуск совместимого с российской системой навигационного устройства для нужд сельского хозяйства. Оно используется, например, при распылении пестицидов с самолета.

Последуют ли этому примеру производители бытовой техники, пока неясно, сказал нам в телефонном интервью Джон Бьючер, аналитик по устройствам беспроводной связи из BMO Capital Markets.

Компания Garmin, контролирующая более 50% американского рынка, еще не выработала своего отношения к ГЛОНАСС. "Мы ждем", – сказала нам по телефону пресс-атташе Garmin Джессика Майерс.

По утверждению Майерс, надежность существующих устройств уже удовлетворяет потребности большинства потребителей. Рост индустрии обеспечивается скорее путем совершенствования виртуальных карт и программного обеспечения – упор делается на то, чтобы эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы. Например, новейшее автомобильное навигационное устройство Garmin предупреждает водителей о пробках на пути их следования и ценах на бензин на ближайших бензоколонках.

Но как минимум внутри России Кремль гарантирует рынок сбыта для ГЛОНАСС-приемников, обязав оборудовать ими корабли, самолеты и грузовики с опасными грузами, а также предоставляя гранты полудюжине российских производителей навигационных устройств.

Однако, при всей точности результатов, некоторые из устройств российского производства, которые вскоре поступят в продажу, даже по российским меркам не слишком удобны для пользования.

Например, ученые Российского Института радионавигации и времени (Санкт-Петербург) разработали двухчастотный приемник "M-103". Теоретически в сложных условиях – например, в "каньонах" между небоскребами Манхэттена – он принимает сигналы более надежно.

На вид это сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за тысячу долларов, причем дисплей надо покупать отдельно. Чтобы воспользоваться устройством, нужно размотать кабель, соединяющий приемник с внешней антенной на раздвоенной опоре. Опора втыкается в землю.

"К сожалению, карманную модель мы еще не разработали", – сообщил В.С. Жолнеров, заместитель директора института.

Статья получена: InoPressa.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Россия бросает вызов монополии США на спутниковую навигацию":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Celica бросит вызов истребителям НАТО

Традиционный слет автомобильных художников Royal International Air Tattoo, проводимый в Великобритании, обрел в этом году генерального спонсора в лице корпорации Toyota. Разумеется, подробности основных экспонатов выставки до открытия действа, которое состоится 15 июля, пока держатся в секрете, но гвоздем и талисманом шоу станет Toyota Celica, над внешним видом которой благодарные художники потрудились, не покладая аэрографов. Все действо будет происходить на аэродроме Коро ...

» Японские автомобили - 2205 - читать


Шведский автомобилестроитель бросает вызов

Шведская компания Saab представила на суд зрителей изображения своего первого внедорожника. Этот полноприводный автомобиль станет конкурентом ещё одного образца шведского автомобилестроения - Volvo V70 Cross-Country. Сам вездеход Saab планирует показать на Женевском автосалоне в следующем году.

» Немецкие автомобили - 1588 - читать


Iran Khodro Samand: Иран бросает вызов

В тесте участвуют автомобили: Iran Khodro Samand На фотографиях первых пресс-релизов он не впечатлял, но стоило увидеть Samand вживую, как я подумал: «А в нем чувствуется порода». Хорошо сложенный, со спокойной уверенной осанкой темно-серый скакун ждал возможности поразмяться.

» Французские автомобили - 8488 - читать


Россия бросает вызов американскому восприятию космоса

Что, русские стали слишком большими капиталистами? По крайней мере, такое ощущение создалось на Западе, где НАСА и поддерживающие его СМИ резко критикуют российских официальных лих за то, что они получили от калифорнийского инвестора Денниса Тито 20 млн. долларов в обмен на шестидневное пребывание на Международной космической станции. Как только в конце прошлой недели стало ясно, что Тито не только осуществил мечту каждого западного мужчины, но и в целости и сохранности верн ...

» Управление и менеджмент - 2130 - читать


Странная пара. Израиль и Россия бросают вызов ОПЕК

Москва стремится обогнать Эр-Рияд по поставкам нефти, и трубопровод, идущий по территории Израиля, вписывается в этот план Вице-премьер и министр торговли Израиля Эхуд Ольмерт на прошлой неделе побывал в Москве с ясным посланием: нам нужно больше российской нефти. Москва рада выполнить просьбу, так как 250-километровый нефтепровод от средиземноморского Ашкелона до Эйлата стал жизненно важной артерией российского нефтяного экспорта на Дальний Восток, наиболее быстро развивающ ...

» Управление и менеджмент - 1502 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Россия бросает вызов монополии США на спутниковую навигацию

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru