Вторая в России по объемам нефтедобычи компания "ЮКОС" заключила с контролируемой государством транспортной монополией "Транснефть" соглашение о сооружении нефтепровода из Сибири в Китай стоимостью 1,7 млрд. долл., - пишет газета.
Однако аналитики задаются вопросом, будет ли "ЮКОС" в состоянии обеспечить финансирование проекта, реализация которого должна занять четыре года и связать восточносибирский город Ангарск с китайской столицей Пекином. По 2400-километровому трубопроводу будет транспортироваться нефть, добываемая контролируемыми "ЮКОСом" сибирскими нефтяными компаниями "Томскнефть" и "Юганскнефтегаз".
Впервые проект приобрел реальные очертания в феврале прошлого года, когда "ЮКОС", "Транснефть" и Китайская национальная нефтяная корпорация договорились совместно провести тщательное изучение вопроса.
В прошлом месяце исследование было завершено, и соглашением, заключенным в понедельник, определено, что трубопровод должен быть введен в действие в 2004 г.
Детали финансирования пока окончательно не проработаны, однако, по словам руководителя пресс-службы "ЮКОСа", участие российской и китайской сторон будет паритетным, т. е. каждая вложит в строительство по 850 млн. долл. Он сказал, что компания готова в полном объеме профинансировать российскую часть проекта, однако возможно и создание консорциума с "Транснефтью" и другими российскими нефтяными компаниями, заинтересованными в использовании трубопровода.
По расчетам, начальная мощность трубопровода должна составить 10 млн. т. в год, или 200 тыс. барр. в день, и увеличиться к 2010 г. до 30 млн. т. Впрочем, есть сомнения, достаточна ли емкость нефтяного рынка северного Китая для того, чтобы окупить столь крупные инвестиции. Конечный пункт назначения будущего трубопровода находится довольно далеко от основных потребителей топлива в Китае - городов, сосредоточенных вдоль юго-восточного побережья страны и обеспечивших в последние годы ее экономический рост. Для прибрежных районов дешевле ввозить нефть морем из соседних азиатских стран.
Рост мировых цен на нефть привел к резкому увеличению прибыли российских нефтяных компаний и стимулировал поиск потенциальных инвестиционных объектов. Доходы, полученные "ЮКОСом" в 1999 г., оцениваются в 4 млрд. долл., а прибыль компании до налогообложения - в 600 мнл. долл. Вместе с тем, по мнению аналитиков, неопределенность в отношении будущих цен на нефть делает рассматриваемые капиталовложения рискованными. "Они могут позволить это себе сегодня, когда нефть стоит 27 долл. за баррель",- отмечает Стефен О'Салливэн, аналитик брокерской компании UFG.- "Но смогут ли они позволить это себе в обычных условиях, когда цена упадет до 18 долл. Лучше бы им реинвестировать свои прибыли в нефтедобычу".
По мнению аналитиков, "ЮКОС" может также столкнуться с проблемами при попытках привлечь средства иностранных инвесторов. На репутации компании за границей в некоторой степени отразились имевшие место обвинения в ущемлении прав акционеров второго эшелона, прозвучавшие, в частности, в ходе затянувшегося конфликта с американским инвестором Кеннетом Дартом.
Подобно ряду других российских нефтяных компаний "ЮКОС" на волне прошлогодней конъюнктуры начал предпринимать и экспансионистские действия. Так, в прошлом месяце он приобрел 16% акций "Оренбургнефти", нефтедобывающей дочерней компании АО "Онако".
Статья получена: InoPressa.ru