Антон Нестеренко
Всерьез говорить в 2005 году о пользе сайта для бизнеса уже невозможно. Об этом бесчисленное количество раз писали и говорили интернетчики и маркетологи как минимум пять предыдущих лет. Сегодня заниматься такого рода просветительством могут позволить себе только менеджеры по продажам компаний—веб-девелоперов. А большинство фирм к подобному просветительству давно прислушались и сайт таки сделали.
Довольно часто просто для галочки.
Сайт для галочки — тоже не новость. Они были всегда, иногда больше, иногда меньше в общем количестве веб-представительств. Сайт для галочки — это даже необязательно пара страничек, сделанных кривыми руками племянника директора компании. Это может быть продуманный проект, на создание которого потратили много времени и денег, но потом почти о нем забыли. Или не забыли. Третий вариант галочки — своеобразная гордость от того, что у тебя есть красивый сайт, адрес которого можно писать на визитках.
Это не чисто российская проблема. «Болезнь галочки» существует и на гораздо более развитом в интернетсмысле американском рынке. В недавнем исследовании Summer 2005 Business Barometer есть цифры, полученные в результате опросов директоров 780 американских средних и малых компаний. В числе прочего их спрашивали о роли сайта в бизнесе. Так вот: 78% опрошенных сообщили, что благодаря сайту их компания стала (цитирую) «здоровее — получила конкурентное преимущество или стала экономически стабильнее».
76% считают, что сайт помогает получать «предпосылки продаж». Шик. Думаю, о таких отчетах сейлз-менеджеры компаний, занимающихся разработкой сайтов, мечтали только в сладких снах. Собственно, именно эту часть отчета и растиражировали многие СМИ.
Но кроме нее есть еще и другие цифры — ответы на более конкретные вопросы. Например, какую часть в оборотах компании обеспечивает сайт. 32% опрошенных полагают, что меньше 10%, 22% понятия не имеют, сколько приносит денег их сайт, 21% думают, что вообще ничего не приносит. Далее по убывающей: до 2% опрошенных уверяли, что сайт обеспечивает 99% оборота компании. Видимо, это были хозяева каких-то платных интернет-сервисов. При этом по поводу роли сайта в бизнесе 53% руководителей ответили: увеличивает доверие к нашей компании.
Если свести смысл всех этих цифр в одно предложение, получится примерно так: «Сайт нам очень помогает, но как именно эта помощь выражается, мы не очень понимаем». Вот и получается, что для многих сайт остался галочкой третьего типа. Когда без него никак и его необходимость остро ощущается. Что-то вроде ручек с нанесенным логотипом, являться без которых на выставку большинство компаний считают не комильфо. Но как бы вы оценили влияние корпоративных ручек на обороты компании? В процентах? В том-то и дело, что непонятно как.
Вот только сайт — штука несколько более сложная, чем ручка. У него больший потенциал для увеличения продаж и привлечения клиентов. Многие создают проекты, нацеленные на эти задачи. Но оценить влияние сайта в деньгах, выделить его среди всех прочих маркетинговых коммуникаций, как правило, не удается. Не только руководителям компаний, у которых много и других дел, но и многим менеджерам, которые занимаются тем, что называется «продвижение сайта». Так что эра интернет-просветительства не закончилась: просто фокус сместился и просвещать пора по другим пунктам.
Видимо, процесс этот бесконечен.
Статья получена: Клерк.Ру