Российское руководство уверено: его страна слишком большая для того, чтобы иметь друзей, а из-за своих размеров может обдумывать альтернативу, играть ли второстепенную роль на мировой политической арене либо вновь обрести статус великой державы. Выбор уже давно сделан, и российская внешняя политика полностью нацелена на возвращение этого статуса. Каждый в России знает, а большинство даже приветствует то, что российские сырьевые ресурсы становятся рычагом для осуществления задуманного. Одновременно с этим Кремлем культивируется такое понятие, как "суверенная демократия". Это словосочетание говорить само за себя: для России неприемлемы признанные во всем мире демократические принципы.
Это лишает основы критику Запада по поводу неверных шагов России на пути к демократии. В этой связи все усилия ЕС, направленные на сотрудничество с Россией на основе единых демократических ценностей, а также на стратегическое партнерство с целью дальнейшей интеграции кажутся теперь пережитками, а применение формулы "изменение через сближение" как нового принципа в политике по отношению к России вообще обречено на поражение. Попытка закрепить в Соглашении о партнерстве с Россией основные моменты Энергетической хартии и транзитного протокола также обречены на неудачу, поскольку доступ третьих лиц к системе трубопроводов отнимет у Москвы часть инструментов, с помощью которых она хочет вновь стать сверхдержавой.
Путин добился более весомой роли государства в реализации природных ресурсов. Во время его второго президентского срока возросла доля государства в нефтегазовой отрасли. Ключевые события этого периода: разгром частного нефтяного концерна ЮКОС и присоединение к государственному концерну "Роснефть" важнейшей производственной мощности ЮКОСа, компании "Юганскнефтегаз"; финансируемое при участии Запада приобретение частного концерна "Сибнефть" государственным газовым монополистом "Газпромом"; получение российским газовым концерном контроля над проектом по нефте- и газодобыче "Сахалин-2", которому предшествовало фиаско Royal Dutch Shell как головной компании, а также возрастающее давление властей на BP и французский концерн Total с целью открыть за их счет государственные компании.
О том, что Москва использует свои сырьевые ресурсы как средство политического давление, первыми узнали ее соседи. Газовая война, разразившаяся между Украиной и Россией год назад, в которой Киеву пришлось уступить, ослабила экономику страны и, следовательно, ослабила правительство Ющенко, которое стремилось интегрировать Украину в западное сообщество. Это стало одной из причин возвращения на пост премьера заклейменного не так давно как фальсификатора результатов выборов Януковича. Он не торопится с евро-атлантической интеграцией, а влияние России на Украине снова возросло.
Грузия, которая стремится на Запад, также должна была узнать о том, что отделение от России может быть опасным с точки зрения энергетики. Из-за технических трудностей на пути получения азербайджанского газа как альтернативы российскому Грузия была вынуждена подчиниться ценовому диктату "Газпрома" теперь она будет платить двойную цену. Потери для экономики страны очевидны. Возможно, сократится также число тех, кто поддерживает президента Грузии Саакашвили.
Сейчас предвидится новое бедствие. Москва и Минск никак не могут договориться о будущей цене на российский газ. "Газпром" угрожает прекратить поставки газа с нового года. Не исключено, что из-за прекращения поставок руководство Минска пойдет на несанкционированный отбор газа и стоит рассматривать сценарий с негативными последствиями всего этого для газоснабжения Польши, стран Балтии и Западной Европы. Москва не довольствуется приобретением 50% акций государственной белорусской газотранспортной компании "Белтрансгаз". По некоторым оценкам, Минск вынуждают к более решительным шагам в реализации российско-белорусского союза.
Германия под руководством канцлера Шредера повела себя мудро, договорившись с русскими о строительстве газопровода по дну Балтийского моря в обход транзитных стран Восточной Европы. Берлин рисковал обострить и без того возникшие сложности в процессе интеграции Польши в ЕС. Польша, которая находится в большей зависимости от российского газа, чем Германия или другие страны ЕС, получает газ прежде всего по Ямальскому газопроводу, который проходит по территории Белоруссии и Польши. На "конце трубы" находятся западноевропейские государства.
По расчетам Варшавы, невозможно будет закрутить газовый вентиль для Польши без ущерба для Запада, и поэтому польское руководство чувствует себя в относительной безопасности. Но по завершении строительства Балтийского газопровода Ямальская ветка утратит свое значение, и в этой связи Польша опасается, что останется в газовой сфере один на один с Москвой и подвергнется шантажу с ее стороны.
Россия прилагает все усилия для того, чтобы не допустить Запад к центрально-азиатскому газу, чтобы сделать вечной его зависимость от России. Михаил Делягин, один из генераторов идей в российской энергетической политике, указывает Кремлю, что Россия должна получить в свои руки контроль за всеми нефте- и газопроводами на постсоветском пространстве и не допустить любой ценой строительства трубопроводов в обход России к месторождениям Туркмении и Узбекистана. Ответом на такую постановку вопроса могла бы стать единая энергетическая политика ЕС, возможно даже некое "Энергетическое НАТО". Однако до этого пока далеко.
Статья получена: InoPressa.ru