Юлия Пустынникова,
специалист компании ООО "Гем" ,
Cтанислав Гольдберг, генеральный директор ООО "Гем"
После бума тренингов продаж, наблюдавшегося в Москве последние несколько лет, компании, действительно желающие повысить объемы продаж, стали все чаще обращать внимание на систему продаж, действующую на предприятии, и на систему мотивации персонала. Грамотно выстроенная система мотивации персонала, занятого в торговле, дает если не больший, то, во всяком случае, сравнимый с обучением эффект.
В статье автор рассматривает основные блоки, из которых при соответствующей адаптации можно составить всеобъемлющую и многофункциональную систему мотивации сотрудников торговой компании.
Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять «стандартную» систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании, — затея бесполезная. Конечно, в чужих разработках можно почерпнуть много полезного, однако калькирование системы мотивации в лучшем случае не даст желаемого эффекта.
Дело в том, что эффективность системы мотивации, особенно если речь идет о торговом персонале, зависит от факторов, индивидуальных для каждой компании. Вот далеко не полный их перечень:
- cтратегия продаж компании;
- cистема продаж, особенности управления продажами;
- oсобенности бизнес-процессов в компании;
- pаспределение обязанностей внутри отдела продаж и между отделами;
- oрганизационная культура.
В частности, система мотивации, разработанная в компании, торгующей в розницу, будет сильно отличаться от системы, принятой в оптовой компании: активные продажи требуют иных стимулов, нежели сбыт.
От менеджеров требуется разное трудовое поведение, у них
различные задачи и функции, разные критерии эффективности. Поэтому первым
требованием к системе мотивации следует назвать учет функциональных
обязанностей, которые выполняют сотрудники отдела.
Для примера приведем
схемы оплаты труда трех специалистов, работающих в одной компании в отделе
продаж, но выполняющих различные функции:
- Менеджер по сбыту: оклад в соответствии с разрядом + премия за перевыполнение плана-минимума + премия за каждый разработанный заказ свыше 20 тыс. долл. (по «сбытовой» платежной матрице) + премия за развитие клиента (положительная дельта среднеквартальных закупок) + премия за выслугу лет + премия за компетентность.
- Региональный менеджер: оклад в соответствии с разрядом + премия за перевыполнение плана в размере 1% со всех счетов, превышающих месячный план продаж + премия за каждый разработанный заказ свыше 13 тыс. долл. (по «продажной» платежной матрице) + премия за выслугу лет + премия за компетентность.
- Начальник региональной сети: оклад в соответствии с разрядом + 0,1% от объема продаж отдела свыше плана-минимума + единовременные премии за открытие нового филиала ($500) и регионального склада ($1000) + премия за выслугу лет + премия за компетентность.
Вторым требованием к эффективной системе является ее
прозрачность и объективность: в случае если персоналу будет непонятно или
неизвестно, за что их поощряют и как они могут влиять на размер своей заработной
платы; если критерии оценки их деятельности не объективны или оценка происходит
волюнтаристски, а критерии постоянно меняются, мотивационный эффект не будет
достигнут.
Оптимальная система мотивации является полимотивирующей:
различные ее составляющие рассчитаны на соответствующие аспекты деятельности
сотрудника.
Система мотивации всегда складывается из двух основных
блоков: материального и нематериального стимулирования.
Нематериальное
стимулирование направлено на повышение лояльности сотрудников к компании
одновременно со снижением издержек по компенсации сотрудникам их трудозатрат.
Под нематериальными понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотруднику в
виде наличных или безналичных средств, однако могут требовать инвестиций со
стороны компании. Основной эффект, достигаемый с помощью нематериального
стимулирования, — это повышение уровня лояльности и заинтересованности
сотрудников в компании. Традиционно выделяют три группы нематериальных стимулов:
не требующие инвестиций со стороны компании; требующие инвестиций и
распределяемые безадресно, а также требующие инвестиций компании и
распределяемые адресно. Ниже приведен перечень наиболее часто используемых
нематериальных стимулов по этим трем группам.
Стимулы, требующие инвестиций со стороны компании:
- Поздравления с днем рожденья (список именинников на информационном стенде, «теплые» слова, поздравления, подарок от всех сотрудников («в складчину»)). Важно, чтобы именинника от лица компании поздравлял один из топ-менеджеров компании.
- «Витрина успехов» или «доска почета». Можно также вывешивать вырезки из газет, где положительно отмечается работа сотрудников компании. Особенно хорошо, если достижения связываются с целями и планом компании на текущий год.
- «Листок позора» с именами тех, кто допустил сбои в работе, грубо или злостно нарушал стандарты, принятые в компании. В последнем случае можно вывешивать таблицу: «Ситуация — как поступил сотрудник «Н.» — как следовало поступить». Таким образом, «листок позора» дает формализованную обратную связь и позволяет другим учиться на чужих ошибках. Имена и фамилии в «листке позора» лучше шифровать, чтобы не нанести слишком сильный удар по самолюбию сотрудника.
- Вымпелы и кубки лучшему продавцу, лучшему подразделению продаж, лучшей связке «менеджер—торговый представитель», лучший наставник и т.п. Эффективно, когда критерии присуждения вымпела или кубка объективны, достижимы и известны всем.
- «Легенды компании» — сотрудники, давно работающие в компании и внесшие значительный вклад в ее становление и развитие или являющиеся «лицом» компании.
- Прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного роста (карьерная лестница, цепочка разрядов в рамках одной должности). Назначение опытного сотрудника наставником новичку также может рассматриваться как вариант карьерного роста.
- Система адаптации персонала — дает новому сотруднику представление о компании, критериях успешного прохождения испытательного срока и о программе его действий на этот период. Наставник помогает новичку освоиться на новом месте. Все это повышает чувство защищенности у работника и помогает формировать лояльность сотрудников, начиная с первых дней работы в компании.
- Включение сотрудников в процесс принятия решений. Опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов или информирование об их сути, рассмотрение их предложений.
- Похвала. Устная на общих собраниях и праздниках, вручение грамот, «поставить в пример».
Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые безадресно
Главным образом подобные стимулы «работают» на повышение качества трудовой жизни. Сюда же относятся усилия компании по организации внутрифирменного обучения и корпоративных праздников.
- Организация питания за счет компании.
- Обеспечение работников проездными билетами.
- Предоставление формы, спецодежды на конкретных рабочих местах (но не конкретным людям).
- Организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка).
- Предоставление абонементов в фитнес-центры.
- Улучшение организационно-технических условий на рабочих местах. Сюда относятся: модернизация основных средств (компьютер, автомобиль и др.), совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шумоизоляция и т.п., эргономика рабочего места), улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты (оформление офиса, рабочего места, мебель).
- Организация обучения (как внутри, так и вне компании).
- Корпоративные праздники. День основания организации, Новый год, профессиональные и другие праздники, которые принято отмечать в компании. Важно, чтобы кроме развлекательной программы была предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам компании и сотрудников. Развлекательная часть принесет гораздо больше пользы, если будет включать элементы развития корпоративного духа.
- Предоставление некоторым категориям сотрудников (студентам, пенсионерам, молодым матерям) права на «льготный» рабочий день. Укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, скользящий или гибкий график.
Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно
При построении этой части системы мотивации следует
предварительно провести опрос или анкетирование персонала об их предпочтениях, о
том, что каждого из них лично стимулировало бы работать еще лучше. Система в
этой части может иметь два подраздела: этим может воспользоваться всякий,
попавший в определенную ситуацию или выполняющий определенные требования и
индивидуальные стимулы.
- Предоставление беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий, приобретение товаров длительного пользования. В данном случае стимулом является не получаемая сумма, а возможность взять в долг у компании с меньшими бюрократическими проволочками и на более выгодных для сотрудника условиях, а также сам факт участия компании в личной жизни сотрудника, забота о нем.
- Безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть).
- Обучение за счет компании. 100%-ная оплата обучения малоэффективна — сотрудник может недостаточно ценить предоставленную возможность, халатно относиться к учебе. Оптимальным, на наш взгляд, является соотношение: 70% — компания, 30% — сотрудник (естественно, в том случае, когда компания заинтересована в прохождении сотрудником этого обучения).
- Полная или частичная оплата проезда к месту отдыха или самого отдыха.
- Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия.
- Помощь в устройстве детей сотрудников в лагеря отдыха, учебные заведения (детсады, школы).
- Предоставление служебного автотранспорта.
- Оплата мобильных телефонов, Интернета, если сотрудник пользуется личным телефоном и домашним Интернетом в служебных целях.
Материальное стимулирование дает возможность получать более широкий спектр в «обратной связи», реакции и отношении сотрудников к работе. В табл. 1 сопоставлены основные проявления персонала, результаты действия системы мотивации, важные для повышения эффективности труда, и способы, которыми этого можно достичь.
Результат | Стимулы |
Привлечение новых клиентов | Бонус (премия) за привлечение новых клиентов |
Платежная матрица бонусов. В основу матрицы может быть положено количество привлеченных за отчетный период новых клиентов или объем продаж новым клиентам. В соответствии с разными уровнями достижения критерия выплачивается разный бонус | |
Процент от продаж новым клиентам | |
Привлечение новых целевых клиентов | Установление минимально возможного объема закупки |
Описание критериев целевыI клиентов. Невыплата премии за привлечение клиентов, не соответствующих этим критериям | |
Удержание и "разработка" целевыI клиентов | Премирование на основании расчета (помесячного или поквартального) дельты между средними закупками клиента |
Премирование по оплаченным счетам, превышающим уровень средней по отделу закупки или средний для данного клиента | |
Увеличение объема продаж | Рекомендуется сочетать с установлением уровня плана-минимума, невыполнение которого влечет за собой санкции в отношении менеджера (вплоть до увольнения). нровень плана-миниума должен быть достаточно легко достижимым и одновременно обеспечивать компании необходимый уровень рентабельности |
Платежная матрица бонусов за перевыполнение плана продаI. В зависимости от величины перевыполнения плана определяется размер бонуса | |
Процент от объема перевыполнения плана продаж | |
Продвижение отдельныI видов продукции | Процент от продаж данного вида продукции |
Процент от превышения плана продаж по данному продукту | |
Бонус | |
Повышение профессионального уровня | Система разрядов при начислении оклада, тарифно-квалификационная сетка |
Премия за профессионализм, назначаемая по результатам аттестации | |
Выполнение стандартов качественного обслуживания | Депремирование за нарушение стандартов качественного обслуживания. Должно подкрепляться программой контрольных покупок ("Таинственный покупатель", mistery shopping) или другими контрольными мероприятиями по выявлению нарушений, а также регулярным обучением |
Эффективноге руководство отделом продаж | Премия за выполнение отделом месячного, квартального, годового планов продажд |
Премия за соблюдение квоты | |
Мотивирование персонала, обеспечивающего процесс продаж (администраторы продажи и др.) | Управление по целям |
Распределение между сотудниками премии, выделяемой на отдел, а основании расчета коэффициента трудового участия | |
Снижение текучести кадров, поощрение лояльности "старых" сотрудников | Премия за выслугу лет |
Остановимся подробнее на некоторых стимулах.
Бонусы. Очень распространенный стимул. Основным достоинством бонусов является то, что сумма выплаты фиксирована. Однако это достоинство может обернуться недостатком, если система бонусов недостаточно проработана: сотрудник понимает, что даже если он увеличит объем продаж в 3 раза (5 раз, 10 раз), размер его вознаграждения не изменится. Это приводит к тому, что сотрудник выкладывается ровно настолько, чтобы получить бонус, но не больше. Выходом из такой ситуации может быть разработка разветвленной платежной матрицы бонусов (см. табл. 2). Матрица должна быть построена таким образом, чтобы максимально возможный бонус был труднодостижим.
продавец-консультант ремируетс¤ за каждый разработанный им заказ, превышающий 10 тыс. руб. в соответствии с нижеприведенной платежной матрицей | ||||||
Думма счета, тыс. руб. | 10Ц15 | 15Ц20 | 20Ц30 | 30Ц40 | 40Ц50 | 50 и выше |
sреми¤ консультанта, руб | 100 | 150 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Минимальный уровень, с которого начинается выплата бонусов,
шаг по объему выручки и сумма бонуса на каждой ступени рассчитываются, исходя из
средней и максимальной закупки, необходимой и возможной интенсивности продаж
новым клиентам, желаемого размера фонда оплаты труда и т.п.
В ряде случаев хороший эффект дает сочетание платежной
матрицы бонусов с процентом от выручки. Например, в том случае если компания
переходит со сбытовой стратегии на стратегию активных продаж, прогнозировать
заработки активных продавцов достаточно трудно ввиду отсутствия у компании опыта
активных продаж, а требования к менеджерам по продажам таковы, что компании
выгоднее брать специалистов, разбирающихся в продукте и не имеющих опыта в
продажах, и готовить менеджеров по продажам самостоятельно; сочетание бонусной
платежной матрицы с процентом может оказаться выгодно и работодателю, и
сотруднику. В частности, такая система оплаты была выработана ООО «Гем»
— компанией, специализирующейся
на производстве и продаже расходных материалов для лабораторий (см. табл. 3).
Многие из примеров, приводимых нами в дальнейшем, также взяты из системы оплаты
труда ООО «Гем», а также систем оплаты некоторых других наших клиентов.
Выработка в месяц, тыс. руб. | 350 - 400 | 400 - 550 | 550 - 600 | 600 - 650 | выше 650 |
Зарплата, у.е. | 220 | 270 | 320 | 370 | 470+ 4% от суммы, превышающей 650 тыс. руб. |
Процент. Основное преимущество процента от выручки в качестве стимула заключается в том, что продавцу не ставится предел в его заработке, а значит и объем продаж, который менеджер способен осуществить, ограничивается главным образом его умением и воображением. Премия с использованием процентов может иметь и сложную расчетную схему, как в примере на рис. 1.
В целом процент, как основа расчета премии, предоставляет разнообразные возможности для мотивирования различных видов трудового поведения торгового персонала. Очень часто процент используется для расчета премии, выделяемой отделу (рис. 2).
Премирование на основании расчета дельты между средними закупками клиента. Инструмент, довольно редко используемый в качестве стимула. Очень эффективен для мотивирования менеджеров на более активную работу с уже существующими клиентами и на повышение уровня их обслуживания. Может сочетаться с депремированием в случае отрицательной дельты. Как правило, рассчитывается за квартал. Пример платежной матрицы для премирования по дельте приведен на рис.3.
Компании, ориентированные на постоянное профессиональное развитие и совершенствование персонала, часто используют премию за профессионализм. Такая премия может назначаться по результатам аттестации или прохождения «ассессмент-центра». На аттестации, как правило, оценивается соответствие сотрудника формальным требованиям, предъявляемым к его должности, например, количество привлекаемых и потенциальных клиентов в работе одновременно, уровень образования, заполнение отчетности, размер средней закупки.
На «ассессмент-центре» оценка происходит в соответствии с компетенцией — группами взаимосвязанных профессионально важных качеств. Здесь проверяется уровень развития этих качеств. В табл. 4 представлен вариант платежной матрицы, увязывающий средний балл, набранный на аттестации с процентом надбавки за профессионализм. Расчет баллов производится следующим образом. Для каждой должности создается профиль компетенций: набор необходимых компетенций и степень их выраженности, для того чтобы занять должность, а также максимальный необходимый уровень выраженности этих компетенций. Затем вычисляется средний балл по профилю для каждого уровня.
Сотрудник | Премия | Средний балл, полученный на ассессмент-центре (аттестация по 4-x балльной шкале: от 0 до 3) | |||
0% | 5% | 10% | 15% | ||
Администратор продаж | 0,44 | 0,82 | 1,2 | 1,6 | |
Торговый представитель | 1,27 | 1,51 | 1,75 | 2 | |
Менеджер по продажам | 1,55 | 1,84 | 2,13 | 2,44 | |
Менеджер по сбыту | 1,55 | 1,84 | 2,13 | 2,44 | |
Руководитель региональной сети | 1,9 | 2,2 | 2,5 | 2,8 |
Премия за выслугу лет — также достаточно распространенный способ мотивирования сотрудников. В примере (табл. 5) премирование построено таким образом, что в первые годы работы сотрудник быстро наращивает процент надбавки. Связано это с тем, что в первые годы сотрудник приносит максимум новых идей, он активно развивается на новом месте. Вместе с тем сотрудник, проработавший менее 5 лет на одном месте, еще не «оброс» неформальными связями с коллегами и достаточно легко меняет место работы в случае более выгодного предложения. После 5 лет работы на одном месте сотрудник менее склонен менять место работы, его умения и навыки тем сильнее приспосабливаются под конкретное место работы, чем дольше он на нем работает. Такой сотрудник много сил, энергии и времени посвятил развитию и процветанию компании, поэтому после 5 лет работы надбавка за выслугу снижает темп роста, но достигает внушительного размера.
Работа на предприятии, полных лет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Надбавка, % | 3 | 7 | 10 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 |
Но не всегда поощрениями можно добиться необходимого эффекта.
В частности, при нарушении правил и стандартов, принятых в компании, наиболее
эффективным является депремирование (сокращение премии за нарушения или полное
лишение сотрудника премии). Депремирование не может применяться одновременно с
другими видами взысканий (замечание, выговор, увольнение). Поэтому, разрабатывая
систему депремирования, следует быть аккуратным и выбирать те меры взыскания,
которые будут наиболее адекватны рассматриваемым нарушениям и принесут
максимальный мотивационный эффект. Если же за какие-то нарушения решено ввести
депремирование, то этот механизм обязательно должен быть подкреплен
инструментами контроля нарушений. В последнее время все большую популярность
набирает метод контрольных покупок («таинственный покупатель» (mystery
shopping)), особенно в сочетании с последующим обучением. В простейшем же
случае, ответственность за своевременное выявление нарушений возлагается на
руководителя отдела.
Премирование руководителей отделов продаж всегда
представляло собой отдельную задачу. Наиболее распространенными видами являются
премирование за выполнение плана продаж и за выполнение квоты. Пример
премирования за выполнение плана продаж приведен на рис. 4. Премирование за
выполнение квоты предоставляет более широкие возможности контроля. В этом случае
руководитель отдела продаж заинтересован не только в том, чтобы суммарно продать
товар на сумму не менее Х. Он стимулирует к тому, чтобы его сотрудники продавали
продукцию целевым клиентам, чтобы ряду наименований/регионов продавцы уделяли
особое внимание и т.д.
Такая схема может работать, если план на отдел
рассчитан таким образом, что его достижение требует значительных усилий от всего
отдела, в него заложен интенсивный рост объема продаж, а премия начальника
отдела вдвое превышает среднюю премию по компании. При этом недовыполнение плана
на 20% позволит компании оставаться на своих нынешних позициях. Вместе с тем
любое отставание от плана чувствительно скажется на премии руководителя отдела.
При 10%-ном отставании он получит среднюю премию, а при 20%-ном лишится премии
вовсе.
Другим вариантом поощрения руководителя отдела продаж является
управление по целям. Подробно останавливаться на этом методе управления в этой
статье мы не будем, но можно сказать, что он сходен с описанными выше. Основное
отличие состоит в том, что в случае управления по целям мотивирование может
распространяться не только на достижение объема продаж, но и, например, на
уровень профессиональной подготовки продавцов, количество поступающих
рекламаций, выполнение стандартов качественного обслуживания и многое
другое.
Вопрос объективного материального стимулирования вспомогательного
персонала, работающего в отделе продаж, является одним из наиболее сложных:
разработать сдельную оплату труда для, скажем, администраторов продаж
(операционистов) крайне затруднительно. Как правило, вопрос решается за счет
введения ежемесячных и ежеквартальных премий, общий размер которых (премия на
рабочую группу) зависит от успешности работы компании в целом и отдела продаж в
частности, а размер премии каждого сотрудника вычисляется на основании расчета
коэффициента его трудового участия. В «Геме», например, была разработана
следующая схема начисления и распределения ежемесячной премии для
администраторов продаж:
- На первом этапе вычислялся размер премии на отдел как процент от выручки компании за месяц, помноженный на количество сотрудников «бэк-офиса» (подразделения отдела продаж, выполняющего функции документального оформления продаж) и на коэффициент, учитывающий соотношение времени, суммарно отработанного сотрудниками отдела в расчетном месяце со временем, которое они должны были отработать, а также степень рабочей нагрузки на сотрудников отдела во время отсутствия кого-либо из коллег.
- Затем все сотрудники оценивали друг друга по ряду критериев, отражающих эффективность и качество работы, а также отношение к работе (см. рис. 5). Оценка проводилась анонимно. В оценке участвовал и руководитель отдела, который премировался по другой схеме.
- На третьем этапе полученные оценки «сводились» и для каждого сотрудника вычислялся средний оценочный балл. Этот балл умножается на коэффициент, отражающий соотношение фактически отработанного сотрудником времени (рабочих часов) и времени, которое этот сотрудник теоретически должен был отработать в этом месяце.
- Сумма набранных сотрудниками баллов принималась за 100%. Индивидуальные баллы переводились в проценты, на основании которых премия, выделенная на отдел, распределялась между сотрудниками.
В целях повышения объективности к оценке можно также
привлекать сотрудников смежных подразделений, однако такой алгоритм больше
подходит для распределения квартальной премии, поскольку является более
трудоемким.
Последним по счету, но не по значению, является механизм введения
разрядной системы должностных окладов. В этом случае разряд является
интегральным показателем опыта (профессионализма) сотрудника и позволяет
повышать оклад в рамках одной должности, одновременно повышая профессиональный
статус сотрудника. Это особенно эффективно, когда в компании объективно
ограничены возможности карьерного роста для торгового персонала.
В
заключение хотелось бы еще раз отметить, что при формировании системы мотивации
важно рассчитывать стимулы следующим образом:
- чтобы они опирались на цели компании и ее стратегию;
- чтобы они порождали в сотрудниках именно то поведение, которое от них ожидается;
- чтобы они были бы понятными, объективными и прозрачными;
- чтобы они были бы достижимыми, но достижимыми не без труда.
Только в случае соблюдения всех четырех критериев одновременно разработанная система мотивации будет работать и принесет компании ожидаемую пользу.
Статья получена: Клерк.Ру