Обидно бывает за судьбу некоторых понятий! От массового употребления они стираются, становятся фигурой речи. Так мы потеряли глубокий смысл понятия “обратная связь”. В кибернетике оно появилось как обозначение прямого, без промежуточных уровней, канала информации от периферии сложных систем на центр принятия решений. После многих упрощений оно опущено до банальной ответной реакции.
А мотивация?! Почти везде это понятие деградировало до зарплаты в том или ином ее построении. Или вот давайте разберемся со смыслом одного из наиболее часто употребляемых понятий — “эффективность”.
Аркадий Пригожин
Начнем с простого. Вам поручили продать столько-то изделий по такой-то цене. Вы справились, получили заданный результат. И решение, и исполнение тогда окажутся продуктивными. А вот если вы смогли продать больше изделий или за более высокую цену — это будет эффективность. Она появляется, когда полученный результат оказывается больше или лучше заданного. Конечно, бывает задание всего лишь продуктивное, а исполнение его — эффективное. Только зачем нужны такие решения, которые не содержат установку на эффективность?
Вот пример: от цеха требуют выполнения плана производства. Если он произведет больше продукции, ее некуда будет складировать, поскольку другие цеха свои комплектующие еще не сделали и сборка все равно пока невозможна. Выходит, тут решения эффективного класса неуместны? Отнюдь. Есть возможность превзойти минимальные параметры качества, сокращения потерь, повышения культуры производства, создания или освоения новой оснастки.
Даже это разделение на продуктивные и эффективные решения, на продуктивное и эффективное исполнение уже задает управлению и персоналу энергетические установки и динамику, никогда не лишние на рынке. Попробуйте разделить действия свои и сотрудников по этой линии. Признайте презумпцию: все, что намечено, может быть сделано лучше (с меньшими издержками, с большими достижениями и т. д.). Вполне продуктивное должно стать совсем эффективным. А нет ли у вас концепции эффективного работника, которого вы готовы искать, развивать, поощрять, продвигать наряду с работником продуктивным? Стоит присмотреться.
Однако можно пойти и дальше эффективных результатов.
Работал я когда-то с одним металлургическим заводом. Конечно же, он был окружен собственными отвалами. Отходы доменного, мартеновского производств не только занимали сельскохозяйственные земли, но и разносились ветрами в виде вредной пыли. Штрафы для завода долгое время были неощутимыми, но постепенно законодательство и суды стали ужесточать экологическое давление на владельцев и руководителей. Что делать — специфика производства, с начетами приходилось мириться. Но однажды на завод обратился бывший технолог с просьбой разрешить ему забирать какую-то часть отвалов. Заводчане обрадовались: “Вывози поскорей, мы тебе еще и самосвалами поможем”. Потом кто-то поинтересовался, куда и зачем он везет отходы. Выяснилось, что он с братом в соседнем поселке наладил производство стройматериалов, а гранулы из отвалов они используют как наполнитель бетона. Почему бы заводчанам и самим не создать такую же фирму? Тем более что бетонные блоки нужны для собственного строительства. Дело пошло. И для себя, и на продажу. То есть там, где росли убытки, стала расти прибыль.
Подобный класс решений надо ставить выше эффективных. Это решение синергичного уровня. Каковы его признаки? Вершина синергичных решений в бизнесе — превращение потерь в доходы, ущерба — в пользу. Большие мастера по этой части японцы. В Осаке мне показали ровные площадки, углубившиеся в море: “Это наша новая территория, созданная из специально переработанного мусора”. Как и в любой высокоразвитой стране, промышленный и бытовой мусор становится головной болью городов. Свалки научились использовать для получения горючего газа. Но территорию жалко, с санитарией проблемы. А тут — раздвигаются границы государства, и отнюдь не за счет соседей. Да еще и свалки не нужны.
Впрочем, перевод минусов в плюсы получается редко. Учтем и другой, более доступный признак синергичных решений — множественный эффект. Это когда одним действием достигается несколько результатов. Скажем, купив новые станки, текстильная фабрика одновременно значительно повышает качество отделки тканей, производительность труда, снимает часть проблем с дефицитным персоналом и даже может расширить ассортимент.
Стоит добавить, что есть еще дефективные или непродуктивные решения. Получается цепь понятий, в которой у эффективности свое место. Ниже ее — продуктивность, выше — синергичность. А как распределяются по этим признакам решения в вашей управленческой практике? Если большинство из них продуктивные — это нормально. Плохо, если редки эффективные и совсем нет синергичных. Значит, фирма сонная, без динамики.
Автор — президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению
Статья получена: Клерк.Ру