Вы не замечали, что менеджмент развивается волнами? На гребне каждой волны — очередная модная тенденция: тотальное качество, или сбалансированные показатели, или “вытягивающие тощие технологии”… Сегодня можно заметить подъем волны управленческих увлечений, на гребне которой внутрифирменные кодексы. Их сочиняют и в гигантских корпорациях, и в небольших магазинах. Всё бы ничего, только волны спадают, оставляя после себя разочарование. С нынешней бурной кодексной деятельностью, похоже, произойдет именно это.
Хотя в ней есть довольно ценный управленческий ресурс.
Аркадий Пригожин
Что такое кодекс? Это договорной порядок. Тот, который нужен в любой организации помимо законов, административного распорядка, отраслевых инструкций, бизнес-процессов, служебных функций. Деловые люди давно заметили, что какие-то правила взаимодействия на работе настолько специфичны для конкретного коллектива, что о них надо специально договариваться. Причем для одной фирмы могут быть актуальны правила, которые в другой выглядели бы странными и чуждыми. И еще: порядок, образуемый такими договорными правилами, юридической силы не имеет, поэтому его иногда называют этическим кодексом. За его нарушение работника нельзя уволить и даже административно наказать — можно лишь порицать или хвалить. Но сила коллективного уважения или морального осуждения вполне сопоставима с силой административного или экономического воздействия.
Почему же тогда, составив кодексы, фирмы вскоре о них забывают, а если и вспоминают, то сразу расстраиваются: не работают! Принимали, дескать, с энтузиазмом, а существенного влияния на взаимодействие и поведение людей кодексы не оказали. Скорее наоборот. Руководители порой даже не догадываются, какими анекдотами обмениваются сотрудники по поводу этих текстов.
Господа руководители! Я собрал целую коллекцию типичных ошибок, допущенных при разработке кодексов, вглядитесь в них. И если сможете их избежать, в полной мере ощутите пользу договорных правил. Первое место по степени распространенности занимает пустословие. Люди бизнеса необидчивы и поймут меня, узнав плоды собственного творчества в примерах, почерпнутых из корпоративных кодексов некоторых уважаемых организаций. Читаем: “Руководство создает для сотрудников условия, необходимые для успешного выполнения их обязанностей”; “Мы организуем работу подчиненных с учетом их знаний, специальности и квалификации, ставя перед ними конкретные производственные задачи”. Предлагаю принцип: если без какой-то фразы в кодексе можно обойтись, никогда не упускайте такую возможность. Ведь из подобных слов решительно ничего не следует. Второй просчет многих кодексов — изложение в них общерыночных законов: “Мы стремимся наилучшим способом удовлетворять потребности наших заказчиков”; “Мы несем ответственность перед нашими клиентами за качество своей продукции”. Но это не ваш выбор, а условие существования на рынке: попробуйте-ка не удовлетворять потребности или избегать ответственности — исчезнете с рынка вмиг. Еще один типичный порок — цинизм. Читаем: “Наша главная ценность — сотрудники”; “Для нас все клиенты равны”. Думаете, не заметно лукавство? Ведь всем понятно, что главная ценность на рынке все-таки прибыль. И ценность клиентов зависит от объема закупок, дебиторской задолженности и проч.
Далее в перечне ошибок следует засилье лозунгов. Это добрые пожелания, следование которым невозможно ни проверить, ни оценить: “Сотрудник ЗАО должен работать честно и добросовестно исполнять свои должностные обязанности”. Не напоминает ли это советскую демагогию?
Перечитайте ваши кодексы — там наверняка много завышенных требований: “Мы отдаем все свои силы для успеха дела”. Согласитесь, все же некоторые силы стоит поберечь для прочих жизненных нужд. Или: “Мы должны знать клиента и его бизнес так же хорошо, как он сам”. Возможно ли подобное? Совершенно ни к чему в кодексах повторять служебные функции: “Отдел по работе с персоналом формирует кадровый резерв на должности руководителей всех уровней”. Вряд ли уместно также воспроизведение в кодексах российских законов или подзаконных актов. Это касается, например, трудовой дисциплины, условий найма, техники безопасности и санитарии и т. д. Очень неприятно видеть в кодексах типичное морализаторство: “Честность и порядочность — основа отношений в нашей компании”; “Мы строим нашу кадровую политику на основе справедливости и объективности оценки сотрудников”. Такими заклинаниями вы лишь дискредитируете свои кодексы и провоцируете конфликты в коллективе. Ведь у вас и ваших подчиненных разные представления о справедливости оплаты и честности в отношениях.
Кодексы — один из элементов тонкой настройки бизнеса, повышения качества управления. К тому же теперь при оценке компаний, при выходе их на IPO наличие подобных документов становится необходимым. Но стремительный рост числа неудачных самоделок увеличивает разочарование в этой деятельности. Оглядывая расширяющиеся кладбища фирменных кодексов, предлагаю вам вычеркнуть из текстов всё, что напоминает перечисленное выше. Но предупреждаю сразу: кому-то придется вычеркнуть почти всё.
Автор — директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ
Статья получена: Клерк.Ру