Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Как умирают кодексы

 

Советы консультанта: Как умирают кодексы

 

 

"Ведомости" /

Вы не замечали, что менеджмент развивается волнами? На гребне каждой волны — очередная модная тенденция: тотальное качество, или сбалансированные показатели, или “вытягивающие тощие технологии”… Сегодня можно заметить подъем волны управленческих увлечений, на гребне которой внутрифирменные кодексы. Их сочиняют и в гигантских корпорациях, и в небольших магазинах. Всё бы ничего, только волны спадают, оставляя после себя разочарование. С нынешней бурной кодексной деятельностью, похоже, произойдет именно это.

загрузка...

 

 

Хотя в ней есть довольно ценный управленческий ресурс.

Аркадий Пригожин

Что такое кодекс? Это договорной порядок. Тот, который нужен в любой организации помимо законов, административного распорядка, отраслевых инструкций, бизнес-процессов, служебных функций. Деловые люди давно заметили, что какие-то правила взаимодействия на работе настолько специфичны для конкретного коллектива, что о них надо специально договариваться. Причем для одной фирмы могут быть актуальны правила, которые в другой выглядели бы странными и чуждыми. И еще: порядок, образуемый такими договорными правилами, юридической силы не имеет, поэтому его иногда называют этическим кодексом. За его нарушение работника нельзя уволить и даже административно наказать — можно лишь порицать или хвалить. Но сила коллективного уважения или морального осуждения вполне сопоставима с силой административного или экономического воздействия.

Почему же тогда, составив кодексы, фирмы вскоре о них забывают, а если и вспоминают, то сразу расстраиваются: не работают! Принимали, дескать, с энтузиазмом, а существенного влияния на взаимодействие и поведение людей кодексы не оказали. Скорее наоборот. Руководители порой даже не догадываются, какими анекдотами обмениваются сотрудники по поводу этих текстов.

Господа руководители! Я собрал целую коллекцию типичных ошибок, допущенных при разработке кодексов, вглядитесь в них. И если сможете их избежать, в полной мере ощутите пользу договорных правил. Первое место по степени распространенности занимает пустословие. Люди бизнеса необидчивы и поймут меня, узнав плоды собственного творчества в примерах, почерпнутых из корпоративных кодексов некоторых уважаемых организаций. Читаем: “Руководство создает для сотрудников условия, необходимые для успешного выполнения их обязанностей”; “Мы организуем работу подчиненных с учетом их знаний, специальности и квалификации, ставя перед ними конкретные производственные задачи”. Предлагаю принцип: если без какой-то фразы в кодексе можно обойтись, никогда не упускайте такую возможность. Ведь из подобных слов решительно ничего не следует. Второй просчет многих кодексов — изложение в них общерыночных законов: “Мы стремимся наилучшим способом удовлетворять потребности наших заказчиков”; “Мы несем ответственность перед нашими клиентами за качество своей продукции”. Но это не ваш выбор, а условие существования на рынке: попробуйте-ка не удовлетворять потребности или избегать ответственности — исчезнете с рынка вмиг. Еще один типичный порок — цинизм. Читаем: “Наша главная ценность — сотрудники”; “Для нас все клиенты равны”. Думаете, не заметно лукавство? Ведь всем понятно, что главная ценность на рынке все-таки прибыль. И ценность клиентов зависит от объема закупок, дебиторской задолженности и проч.

Далее в перечне ошибок следует засилье лозунгов. Это добрые пожелания, следование которым невозможно ни проверить, ни оценить: “Сотрудник ЗАО должен работать честно и добросовестно исполнять свои должностные обязанности”. Не напоминает ли это советскую демагогию?

Перечитайте ваши кодексы — там наверняка много завышенных требований: “Мы отдаем все свои силы для успеха дела”. Согласитесь, все же некоторые силы стоит поберечь для прочих жизненных нужд. Или: “Мы должны знать клиента и его бизнес так же хорошо, как он сам”. Возможно ли подобное? Совершенно ни к чему в кодексах повторять служебные функции: “Отдел по работе с персоналом формирует кадровый резерв на должности руководителей всех уровней”. Вряд ли уместно также воспроизведение в кодексах российских законов или подзаконных актов. Это касается, например, трудовой дисциплины, условий найма, техники безопасности и санитарии и т. д. Очень неприятно видеть в кодексах типичное морализаторство: “Честность и порядочность — основа отношений в нашей компании”; “Мы строим нашу кадровую политику на основе справедливости и объективности оценки сотрудников”. Такими заклинаниями вы лишь дискредитируете свои кодексы и провоцируете конфликты в коллективе. Ведь у вас и ваших подчиненных разные представления о справедливости оплаты и честности в отношениях.

Кодексы — один из элементов тонкой настройки бизнеса, повышения качества управления. К тому же теперь при оценке компаний, при выходе их на IPO наличие подобных документов становится необходимым. Но стремительный рост числа неудачных самоделок увеличивает разочарование в этой деятельности. Оглядывая расширяющиеся кладбища фирменных кодексов, предлагаю вам вычеркнуть из текстов всё, что напоминает перечисленное выше. Но предупреждаю сразу: кому-то придется вычеркнуть почти всё.

Автор — директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Советы консультанта: Как умирают кодексы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Советы консультанта: Как повышать цены

Наверняка вам уже не один раз хотелось повысить цены на свою продукцию или услуги, но всегда что-то останавливало. Вероятно, страх потерять клиентов и нанести урон бизнесу. Действительно, играть с потребителем при помощи цен столь же выгодно, сколь и опасно.

» Бизнес идеи - 2497 - читать


Советы консультанта: Как бороться с инвестиционной привлекательностью

"Ведомости" / Михаил Скворцов 1. Приобретайте непрофильные активы. От некогда эффективных направлений бизнеса иногда остается наследство: акции банка у производственной компании, “свечной заводик” у автодилера.

» Управление и менеджмент - 1837 - читать


Советы консультанта: Как держаться цели

"Ведомости" / Аркадий ПригожинПризнайтесь, господа руководители: в ваших организациях цели рассеиваются. Вы тщательно разрабатываете их на общефирменном уровне, но, проходя через разные подразделения и сотрудников до конечных исполнителей, ваши цели настолько преломляются через личные и групповые интересы, что на низовом уровне от них мало что остается. Коммерческий директор одной крупной оптовой фирмы жалуется мне: “Я только что посетил наш филиал.

» Управление и менеджмент - 2175 - читать


Советы консультанта: Как нанять консультанта

"Ведомости" / Мария Горина Михаил Иванов Многие российские компании уже имеют опыт обращения к различным консультантам. И не всегда этот опыт удачен. Среди причин не только квалификация консультанта, но и его неумелое использование со стороны компании.

» Управление и менеджмент - 2548 - читать


Советы консультанта: Как поменять работу

"Ведомости" / Игорь Шехтерман В статье, опубликованной неделю назад, мы говорили о том, что необходимо взвешенно относиться к своей карьере. При этом не исключены ситуации, когда правильным шагом становится смена места работы. Не следует делать этого чаще, чем раз в 2-3 года.

» Управление и менеджмент - 3059 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Как умирают кодексы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru