Наталья Хонякова
Крупнейшие мировые компании в последнее время стали регулярно публиковать отчеты не только о финансовых, но и о социальных результатах своей деятельности. Социальные отчеты входят в моду и у нас. Некоторые крупные компании уже опубликовали такие отчеты, другие заявили, что готовятся их выпустить. Но, как и раньше, многие воспринимают их исключительно как конъюнктурный PR-проект.
В самом деле, не исключено, что нас ожидает перепроизводство глянцевых буклетов о том, как компании спонсируют концерты и помогают бедным.
Именно с этого, кстати, и начиналась первая волна социальных отчетов в США и европейских странах. Однако эта волна скоро спала: то, что такие буклеты ничего кроме раздражения аудитории не вызывают, выяснилось моментально. Что же отличает корпоративный социальный отчет от имиджевой брошюры и зачем серьезные компании этим занимаются?
Корпоративная социальная отчетность — это сводная систематизированная информация, отражающая не только спонсорские и благотворительные программы, но любые социально-значимые аспекты деятельности, которые могут иметь существенные последствия (риск материального ущерба или, напротив, возможность дополнительных материальных выгод) для компании, ее акционеров и для других связанных с ней тем или иным образом социальных групп.
Социальная отчетность предполагает четкие и строгие правила сбора, систематизации и представления данных. Это не значит, что вы не можете украсить страницу социального отчета или корпоративный веб-сайт фотографией руководителя компании на фоне нового здания детского театра. Но в этом случае всем читающим ваш социальный отчет должно быть ясно, почему именно этот объект компания решила поддержать, как этот проект укладывается в логику ее стратегии и социальной политики, как контролировалась финансовая дисциплина. Не менее важно показать, что, принимая решение строить театр, а не ремонтировать больницу или детский сад, компания учла мнение тех, кого решила облагодетельствовать. Иначе говоря, социальный отчет должен отражать осмысленную и ответственную социальную политику, и отражать ее адекватно.
Существуют международно признанные стандарты, которые задают требования к содержанию отчета и процедурам сбора и консолидации данных. Они предполагают, что социальный отчет должен отражать:
— цели социальной политики компании;
— систему управления ее реализацией;
— показатели деятельности компании в таких областях, как трудовые отношения, безопасность труда и охрана здоровья персонала, охрана и восстановление окружающей среды, внешние социальные программы.
Такая информация позволяет инвесторам, другим заинтересованным группам составить более полное представление о качестве управления компанией, точнее прогнозировать долгосрочную устойчивость ее бизнеса, оценивать потенциальные риски. Не случайно в мировой практике социальная отчетность рассматривается как важное дополнение к финансовой отчетности.
Раскрытие информации о социально значимых аспектах деятельности компаний иногда регламентируется законом (например, во Франции), а также правилами листинга на международных биржах. Все чаще социальная отчетность заверяется аудиторами. Не исключено, что развитие международных рынков капитала, международных экономических связей, давление международного инвестиционного сообщества, общественных инициатив приведет в обозримой перспективе к тому, что социальная отчетность по международным стандартам, заверенная независимым аудитором, станет обязательной для всех компаний, работающих на международных рынках.
Для российских компаний составление социальной отчетности по международным стандартам — дело пока сугубо добровольное. Когда это действительно имеет практический смысл? Наша практика позволяет назвать несколько обстоятельств, подталкивающих российские компании к внедрению международных стандартов социальной отчетности:
— желание привлечь стратегического инвестора за рубежом — в этом случае социальные и экологические факторы устойчивости бизнеса могут повысить привлекательность компании и заметно усилить ее позиции в переговорах;
— выход на международный фондовый рынок — убедительное подтверждение того, что компания умеет управлять внешними социальными рисками, может положительно сказаться на стоимости акций;
— стремление оценить эффективность и повысить качество управления социальными программами.
В пользу социальной отчетности говорят и такие факторы, которые не имеют явного финансового выражения, но от этого не становятся менее значимыми. Это в первую очередь давление со стороны государства и общественных групп, требующих постоянного повышения социального вклада компании. Продуманная социальная политика, вовлечение заинтересованных сторон в ее разработку и реализацию позволяют компаниям уйти от заведомо проигрышной оборонительной тактики и начать более конструктивный и убедительный диалог. Можно сказать, что социальная отчетность дает возможность перевести разговоры о социальной ответственности бизнеса на язык объективной, измеряемой и верифицируемой управленческой информации.
Понятно, что социальная отчетность наиболее актуальна для предприятий, работающих в зонах высокого экологического и социального риска, например в добывающих отраслях или химической промышленности, а также для производителей товаров массового потребления, которые могут быть потенциально опасны для здоровья людей, например для фармацевтических или табачных компаний.
Внедрение системы показателей и процедур социальной отчетности — сложный проект, связанный с появлением не только новых процессов, но и новых ценностных установок. Такой проект предполагает согласование социальной политики со стратегией компании, а его успешное завершение требует высокого уровня внутренней координации, развитых систем внутреннего контроля и корпоративных коммуникаций. Все это невозможно без точного расчета и — времени. Спешка здесь противопоказана. Тем более что и сами стандарты социальной отчетности еще не стали сводом жестких правил и оставляют достаточно простора для гибкости и эксперимента.
Автор — руководитель международного проектного бюро “Деловая культура”
Статья получена: Клерк.Ру