Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Отчет об устойчивости бизнеса

 

Советы консультанта: Отчет об устойчивости бизнеса

 

 

"Ведомости" /

Наталья Хонякова

Крупнейшие мировые компании в последнее время стали регулярно публиковать отчеты не только о финансовых, но и о социальных результатах своей деятельности. Социальные отчеты входят в моду и у нас. Некоторые крупные компании уже опубликовали такие отчеты, другие заявили, что готовятся их выпустить. Но, как и раньше, многие воспринимают их исключительно как конъюнктурный PR-проект.

В самом деле, не исключено, что нас ожидает перепроизводство глянцевых буклетов о том, как компании спонсируют концерты и помогают бедным.

загрузка...

 

 

Именно с этого, кстати, и начиналась первая волна социальных отчетов в США и европейских странах. Однако эта волна скоро спала: то, что такие буклеты ничего кроме раздражения аудитории не вызывают, выяснилось моментально. Что же отличает корпоративный социальный отчет от имиджевой брошюры и зачем серьезные компании этим занимаются?

Корпоративная социальная отчетность — это сводная систематизированная информация, отражающая не только спонсорские и благотворительные программы, но любые социально-значимые аспекты деятельности, которые могут иметь существенные последствия (риск материального ущерба или, напротив, возможность дополнительных материальных выгод) для компании, ее акционеров и для других связанных с ней тем или иным образом социальных групп.

Социальная отчетность предполагает четкие и строгие правила сбора, систематизации и представления данных. Это не значит, что вы не можете украсить страницу социального отчета или корпоративный веб-сайт фотографией руководителя компании на фоне нового здания детского театра. Но в этом случае всем читающим ваш социальный отчет должно быть ясно, почему именно этот объект компания решила поддержать, как этот проект укладывается в логику ее стратегии и социальной политики, как контролировалась финансовая дисциплина. Не менее важно показать, что, принимая решение строить театр, а не ремонтировать больницу или детский сад, компания учла мнение тех, кого решила облагодетельствовать. Иначе говоря, социальный отчет должен отражать осмысленную и ответственную социальную политику, и отражать ее адекватно.

Существуют международно признанные стандарты, которые задают требования к содержанию отчета и процедурам сбора и консолидации данных. Они предполагают, что социальный отчет должен отражать:

— цели социальной политики компании;

— систему управления ее реализацией;

— показатели деятельности компании в таких областях, как трудовые отношения, безопасность труда и охрана здоровья персонала, охрана и восстановление окружающей среды, внешние социальные программы.

Такая информация позволяет инвесторам, другим заинтересованным группам составить более полное представление о качестве управления компанией, точнее прогнозировать долгосрочную устойчивость ее бизнеса, оценивать потенциальные риски. Не случайно в мировой практике социальная отчетность рассматривается как важное дополнение к финансовой отчетности.

Раскрытие информации о социально значимых аспектах деятельности компаний иногда регламентируется законом (например, во Франции), а также правилами листинга на международных биржах. Все чаще социальная отчетность заверяется аудиторами. Не исключено, что развитие международных рынков капитала, международных экономических связей, давление международного инвестиционного сообщества, общественных инициатив приведет в обозримой перспективе к тому, что социальная отчетность по международным стандартам, заверенная независимым аудитором, станет обязательной для всех компаний, работающих на международных рынках.

Для российских компаний составление социальной отчетности по международным стандартам — дело пока сугубо добровольное. Когда это действительно имеет практический смысл? Наша практика позволяет назвать несколько обстоятельств, подталкивающих российские компании к внедрению международных стандартов социальной отчетности:

— желание привлечь стратегического инвестора за рубежом — в этом случае социальные и экологические факторы устойчивости бизнеса могут повысить привлекательность компании и заметно усилить ее позиции в переговорах;

— выход на международный фондовый рынок — убедительное подтверждение того, что компания умеет управлять внешними социальными рисками, может положительно сказаться на стоимости акций;

— стремление оценить эффективность и повысить качество управления социальными программами.

В пользу социальной отчетности говорят и такие факторы, которые не имеют явного финансового выражения, но от этого не становятся менее значимыми. Это в первую очередь давление со стороны государства и общественных групп, требующих постоянного повышения социального вклада компании. Продуманная социальная политика, вовлечение заинтересованных сторон в ее разработку и реализацию позволяют компаниям уйти от заведомо проигрышной оборонительной тактики и начать более конструктивный и убедительный диалог. Можно сказать, что социальная отчетность дает возможность перевести разговоры о социальной ответственности бизнеса на язык объективной, измеряемой и верифицируемой управленческой информации.

Понятно, что социальная отчетность наиболее актуальна для предприятий, работающих в зонах высокого экологического и социального риска, например в добывающих отраслях или химической промышленности, а также для производителей товаров массового потребления, которые могут быть потенциально опасны для здоровья людей, например для фармацевтических или табачных компаний.

Внедрение системы показателей и процедур социальной отчетности — сложный проект, связанный с появлением не только новых процессов, но и новых ценностных установок. Такой проект предполагает согласование социальной политики со стратегией компании, а его успешное завершение требует высокого уровня внутренней координации, развитых систем внутреннего контроля и корпоративных коммуникаций. Все это невозможно без точного расчета и — времени. Спешка здесь противопоказана. Тем более что и сами стандарты социальной отчетности еще не стали сводом жестких правил и оставляют достаточно простора для гибкости и эксперимента.

Автор — руководитель международного проектного бюро “Деловая культура”


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью " Советы консультанта: Отчет об устойчивости бизнеса":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Подчиненные начальники. Советы консультанта

Был у меня клиент из красных директоров, человек с непререкаемыми убеждениями и сильной волей. Как-то, понаблюдав за его отношениями с подчиненными, я спросил его: « Вы не замечаете, что они вами иногда манипулируют?»

» Бизнес идеи - 2396 - читать


Советы консультанта: Как повышать цены

Наверняка вам уже не один раз хотелось повысить цены на свою продукцию или услуги, но всегда что-то останавливало. Вероятно, страх потерять клиентов и нанести урон бизнесу. Действительно, играть с потребителем при помощи цен столь же выгодно, сколь и опасно.

» Бизнес идеи - 2462 - читать


Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

"Ведомости" / Елена Чиркова Многие считают, что если изложить бизнес-идею на бумаге в произвольном формате, то банкиру она будет так же ясна и понятна, как и самому автору. Ничего подобного! В лучшем случае читатель самопального бизнес-плана не сможет оценить прибыльность проекта или проверить расчеты, так как часть предпосылок для финансового моделирования в документе опущена, а в худшем — он не поймет даже, в чем состоит идея проекта.

» Управление и менеджмент - 1959 - читать


Советы консультанта. Лидер для бизнеса: функционер или стратег

"Ведомости" / Игорь Шехтерман Галина Рогозина Компании, находящиеся на разных этапах развития, требуют руководителей разных типов. Например, на этапах становления бизнеса более эффективны лидеры-стратеги, а на этапе планомерного развития — эксперты-функционеры. Стратегическое лидерство имеет дело с перспективой, удержанием в поле зрения предназначения, миссии организации, с эффективностью и результатами.

» Управление и менеджмент - 1835 - читать


Советы консультанта: Рост бизнеса: требования к лидера

Виталий Клинцов Эберхард фон-Лёнайзен 01 апреля 2003 /redir.php?url=vedomosti.ru%2F%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E Изучение истории около 50 компаний, достигших рекордных темпов роста объема продаж (более 100% в год) , проведенное McKinsey & Company, выявило наиболее характерные источники сверхбыстрого роста. Сегодня - третья статья цикла (см. "

» Управление и менеджмент - 1589 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Отчет об устойчивости бизнеса

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru