Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Рост бизнеса: требования к лидера

 

Советы консультанта: Рост бизнеса: требования к лидера

 

 

Виталий Клинцов
Эберхард фон-Лёнайзен

01 апреля 2003
/redir.php?url=vedomosti.ru%2F%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E

Изучение истории около 50 компаний, достигших рекордных темпов роста объема продаж (более 100% в год) , проведенное McKinsey & Company, выявило наиболее характерные источники сверхбыстрого роста. Сегодня - третья статья цикла (см. "Ведомости" от 18 и 25 марта).
Когда говорят об истории корпоративного успеха, неизбежно звучит вопрос: кто способен на такие свершения? Какой должна быть высшая управленческая команда?

загрузка...

 

 

Какие навыки необходимы менеджерам, чтобы эффективно управлять развивающимися компаниями, справиться со специфическими и весьма сложными проблемами и создать условия для действительно фантастического роста бизнеса?

Один из главных тестов для лидеров быстро растущих компаний - мобилизация значительных денежных средств и поддержание бесперебойного финансирования. Когда выручка компании - рекордсмена роста достигает $100 млн (это происходит приблизительно через 18 месяцев после старта) , необходимый объем капиталовложений составляет в среднем $120 млн. А когда оборот фирмы перешагивает заветный уровень в $1 млрд, капитальные затраты поднимаются до $440 млн. Конечно, объем требуемых капиталовложений сильно зависит от отрасли: например, в секторе авиаперевозок на момент достижения быстро растущими компаниями продаж в $1 млрд капвложения достигают 79% , а в производстве компьютеров - только 19% от объема продаж.

Примером прекрасной работы с инвесторами может служить опыт Тома Стемберга из Stapple, который смог убедить венчурных капиталистов выделить $4 млн в тот момент, когда оборот его компании составлял всего $8000. Он детальнейшим образом изучил критерии принятия решений инвесторами и подготовил убедительное обоснование по каждому из сомнений, которые могли возникнуть.

Проблема финансирования роста актуальна даже для весьма прибыльных бизнесов. Рассматриваемые компании - рекордсмены роста становятся рентабельными довольно быстро: уже на 15-м месяце своей жизни. Однако темпы роста оборота гораздо выше генерируемых ими прибылей, поэтому в течение первых четырех лет им нужно так много дополнительных финансовых ресурсов (примерно $100 млн ежегодно).

Проблему эффективного управления вообще и финансирования в частности можно решить при помощи активного привлечения со стороны директоров, обладающих специальными знаниями и помогающих топ-менеджерам принимать правильные решения по важнейшим вопросам. Их участие позволяет повысить доверие инвесторов, однако, как показывает опыт, такие руководители играют роль скорее советников, нежели контролеров. Вот как отозвался о внешних директорах Майкл Делл: "Привлечение к работе Ли Уокера, Джорджа Козметки и Боба Инмэна обусловило резкий подъем доверия к нашей корпорации, ведь обычно молодые фирмы вроде Dell не имеют столь сильного совета директоров".

Но независимые директора с "большим весом" - это только дополнение к команде истинных лидеров бизнеса. Изучение практики создания и управления компаниями - рекордсменами роста показало, что их руководители действительно исключительные личности. К моменту прихода в эти фирмы большинство из них уже имели за плечами выдающиеся профессиональные достижения. Самые важные особенности таких менеджеров - способность увидеть перспективу, знание отрасли и предпринимательская энергия. Их сравнение с традиционными профессиональными руководителями позволяет сделать вывод, что такие управляющие встречаются один на миллион.

Наибольшее распространение получила управленческая модель с одним доминирующим «мессианским» лидером, носителем духовной силы, который ведет за собой подчиненных. Примером может служить Джефф Бизос из Amazon.com. Нередко встречается триумвират С модель с тремя лидерами, осуществляющими совместное руководство (примеры - AOL, Apple, Home Depot). Все прочие модели (дуэты, квартеты, профессиональные команды, партнерства) используются реже, и их можно объединить в категорию «остальные» (на нее приходятся менее 45% участников рассматриваемой группы).

Самая интересная из перечисленных моделей С триумвират. Ее успех обусловлен разделением лидерских ролей (а следовательно, возможностью решать несколько вопросов одновременно, обеспечить четкое взаимодействие и взаимодополнение) и отсутствием того уязвимого аспекта взаимоотношений между старшим и младшим руководителями, который характерен для дуэта. Важно и то, что триумвират представляет собой самый стабильный состав: ни один из них не распался после достижения миллиардного оборота, тогда как каждый третий дуэт и каждая пятая «мессианская» модель, выполнив свое предназначение, сменились другими моделями.

Кроме того, триумвират облегчает создание команды лидеров, призванных вырастить «молодого великана». Если, допустим, инвесторы решат создать компанию, претендующую на членство в клубе рекордсменов роста, они вряд ли смогут обеспечить ей "мессианского" лидера - так мало вокруг подходящих личностей и так трудно их выявить. В то же время, отыскав двух кандидатов, найти третьего все-таки легче - это задача выполнимая, хотя и очень сложная. Очевидно, количество фирм, способных войти в группу рекордсменов роста, ограничено числом руководителей, которые обладают необходимым для достижения поставленной цели талантом.

В зависимости от имеющихся у них специфических качеств и индивидуальных склонностей члены триумвирата обычно играют три различные роли - "провидца", "исполнителя" и "миротворца".

Потребность всех быстро растущих компаний в первоклассном "менеджере-провидце" очень велика, а при выходе на только что созданный рынок она достигает критического уровня. Отсутствие стандартного товара делает бессмысленными какие-либо исследования рынка, вследствие чего компания вынуждена полностью полагаться на пророческий дар своего руководства. Лидер, выступающий в таком амплуа, обычно берет на себя функции директора по маркетингу и олицетворяет фирму в целом, становясь в связи с этим своеобразным героем средств массовой информации, как, например, Стив Джобс из Apple.

Роль "исполнителя" состоит в переводе грандиозной идеи на язык деловой практики. Как правило, именно "менеджер-исполнитель" обладает глубочайшим пониманием отраслевых реалий и управляет операционной деятельностью, кадровыми ресурсами и финансами. Яркий пример "исполнителя" - Артур Бланк из Home Depot.

Лидеры первых двух типов редко образуют гармоничный тандем, поэтому задачу мобилизации управленческой команды для осуществления великих свершений призван решать "миротворец". Он часто отвечает за поддержание взаимоотношений с инвесторами и партнерами, а в некоторых случаях его включают в команду лидеров именно по рекомендации инвесторов. К этой категории лидеров может быть отнесен, например, Майкл Маркьюла из Apple.

Чтобы заполучить лучшие таланты, иногда приходится идти на крайние меры. Например, корпорация Cisco включила в список мероприятий по привлечению команды опытных топ-менеджеров и инженеров (кстати, русских по происхождению) такой нетривиальный способ, как поглощение целой компании, в которой эта команда работала. Желая переманить Алекса Мэндла - тогдашнего директора по операционной деятельности и президента AT&T, весьма известную личность в бизнес-сообществе, - телекоммуникационный оператор Telegent предложил ему сменить амплуа - уйти с позиции СОО в крупнейшей компании AT&T в Telegent - тогда никому не известную молодую фирму и открыть ей зеленую улицу своим именем в обмен на стартовый бонус в размере $20 млн и 18% -ную долю в акционерном капитале.

Уникальные качества лидеров, способных обеспечить рекордные темпы роста бизнеса, оцениваются весьма высоко. По крайней мере, 12 руководителей компаний из рассмотренных нами рекордсменов роста заработали более $1 млрд каждый. Кто следующий?

Виталий Клинцов - младший партнер McKinsey & Company;

Эберхард фон Лёнайзен - директор восточноевропейского офиса McKinsey & Company




Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Советы консультанта: Рост бизнеса: требования к лидера":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Подчиненные начальники. Советы консультанта

Был у меня клиент из красных директоров, человек с непререкаемыми убеждениями и сильной волей. Как-то, понаблюдав за его отношениями с подчиненными, я спросил его: « Вы не замечаете, что они вами иногда манипулируют?»

» Бизнес идеи - 2427 - читать


Советы консультанта: Как повышать цены

Наверняка вам уже не один раз хотелось повысить цены на свою продукцию или услуги, но всегда что-то останавливало. Вероятно, страх потерять клиентов и нанести урон бизнесу. Действительно, играть с потребителем при помощи цен столь же выгодно, сколь и опасно.

» Бизнес идеи - 2497 - читать


Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

"Ведомости" / Елена Чиркова Многие считают, что если изложить бизнес-идею на бумаге в произвольном формате, то банкиру она будет так же ясна и понятна, как и самому автору. Ничего подобного! В лучшем случае читатель самопального бизнес-плана не сможет оценить прибыльность проекта или проверить расчеты, так как часть предпосылок для финансового моделирования в документе опущена, а в худшем — он не поймет даже, в чем состоит идея проекта.

» Управление и менеджмент - 1972 - читать


Советы консультанта. Лидер для бизнеса: функционер или стратег

"Ведомости" / Игорь Шехтерман Галина Рогозина Компании, находящиеся на разных этапах развития, требуют руководителей разных типов. Например, на этапах становления бизнеса более эффективны лидеры-стратеги, а на этапе планомерного развития — эксперты-функционеры. Стратегическое лидерство имеет дело с перспективой, удержанием в поле зрения предназначения, миссии организации, с эффективностью и результатами.

» Управление и менеджмент - 1857 - читать


Советы консультанта: Отчет об устойчивости бизнеса

"Ведомости" / Наталья Хонякова Крупнейшие мировые компании в последнее время стали регулярно публиковать отчеты не только о финансовых, но и о социальных результатах своей деятельности. Социальные отчеты входят в моду и у нас. Некоторые крупные компании уже опубликовали такие отчеты, другие заявили, что готовятся их выпустить.

» Управление и менеджмент - 1975 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Рост бизнеса: требования к лидера

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru