СПС меняет имидж. «Либеральные идеи сейчас отстаивает „Единая Россия“, а правые ворчат просто», — сказал бывший эспээсовец Павел Крашенинников.
Ребрендинг СПС несколько запоздал — так считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. По мнению политолога, инициатором ребрендинга СПС стал все-таки не Никита Белых, а Анатолий Чубайс, который наконец-то понял, что его экономическая деятельность на посту главы РАО «ЕЭС» мешает успешному развитию его политических проектов. |
Лидер Союза правых сил Никита Белых объявил о том, что его партия готовится провести ребрендинг, который повлечет за собой изменение названия, символики и кадровое обновление движения.
Но большинство опрошенных газетой ВЗГЛЯД российских политиков не верят в то, что «косметический ремонт» позволит СПС возродиться в качестве серьезной политической силы.
Глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников, в Государственной думе третьего созыва входивший во фракцию СПС, считает, что под брендом СПС в разное время существовали разные партии. «Был СПС Кириенко, куда я пришел, был СПС как парламентская фракция, и был СПС, проваливший предвыборную кампанию в Думу, теперь мы видим четвертый этап», — рассказал газете ВЗГЛЯД Крашенинников.
Смена внешних атрибутов
«По мнению Рыжкова, если на правом фланге оставить все без изменений, то демократов ожидает провал на выборах» Как считает Павел Крашенинников, судьба партии оказалась печальной и неудивительно стремление отказаться от этого бренда. «Либеральные идеи сейчас отстаивает „Единая Россия“, а они там ворчат просто», — подчеркнул он. По его словам, пагубно на СПС сказались попытки объединения с „Яблоком“, с которым у партии не может быть ничего общего, а также малая известность лидера движения.
Скептически относится к затее с ребрендингом и бывший сопредседатель СПС Ирина Хакамада. Зампредседателя общественно-политического движения «Российский народно-демократический союз» уверена в том, что партия пытается поднять свой очень низкий рейтинг методами пиара и никакого изменения по существу в партии произойти не может. «Если не произойдет объединения демократов в одну колонну, то никаких перспектив нет», — призналась газете ВЗГЛЯД Ирина Хакамада.
Руководитель информационного управления «Единой России» Леонид Горяинов считает, что простой ребрендинг не в силах помочь ни одной политической партии. «Политика основывается на защите интересов тех или иных слоев населения, и если избиратели заинтересованы в вас как в такой силе, у вас все хорошо», — заключил Горяинов. Не поможет правым и кадровое обновление. По мнению Горяинова, политическая культура в России повышается и мы постепенно уходим от лидерских партий к партиям идеологическим.
Решение правых изменить имидж оправданно, но это относится только к смене внешних атрибутов, сказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы от КПРФ Виктор Илюхин. «Я не думаю, что они откажутся от своей идеологии, а значит, им придется трудно, Россия левеет, также как и ряд других государств», — убежден Илюхин.
Но главный недостаток СПС депутат от КПРФ видит в том, что партия отражает интересы крупного капитала, а не основной массы населения. Крупный капитал давно разочаровал российское общество, не реализовав те надежды, которые возлагались на него в начале 90-х. «Можно сколько угодно менять вывеску, но социальная основа останется, а значит, правых ждет провал за провалом», — констатировал Виктор Илюхин.
Не Никита Белых, а Анатолий Чубайс
По мнению политолога Алексея Мухина, инициатором ребрендинга СПС стал Анатолий Чубайс (фото ИТАР-ТАСС) |
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Российской партии жизни, ребрендинг СПС не сможет угрожать объединительному процессу, инициированному РПЖ, поскольку аналогичные процессы на правом фланге до сих пор были крайне неудачными и почти нет надежды на то, что они станут успешными теперь.
«Как показала практика, взаимоотношения ветеранов правого фланга очень сложны, да и в целом проблема политических пенсионеров чрезвычайно болезненно сказывается на обновлении российского политического пространства», — отмечают в Партии жизни.
Кроме того, у избирателей существует устойчивое недоверие к СПС, которое преодолеть путем ребрендинга не представляется возможным. Поэтому не исключен отток от правых политиков, не успевших окончательно испортить себе репутацию. Как рассказал источник из руководства РПЖ, возможно, в скором времени его партию пополнят выходцы из «Яблока» и СПС.
Ребрендинг СПС несколько запоздал — так считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. По мнению политолога, инициатором ребрендинга СПС стал все-таки не Никита Белых, а Анатолий Чубайс, который наконец-то понял, что его экономическая деятельность на посту главы РАО «ЕЭС» мешает успешному развитию его политических проектов. Исходя из этого Чубайс прибег ко вполне рыночной мере — ребрендингу. Но, по мнению Мухина, пока остается неясно, поменяет ли СПС основного спонсора и идеолога. «Я не вижу, кто из крупных предпринимателей решился бы сейчас окормлять СПС», — признается политолог.
Единственным оптимистом среди опрошенных газетой ВЗГЛЯД политиков оказался лидер Республиканской партии депутат Госдумы Владимир Рыжков. Он положительно воспринял заявления Белых. «На протяжении нескольких лет я и мои товарищи говорим о необходимости обновления демократического движения», — говорит депутат. По мнению Рыжкова, если на правом фланге оставить все без изменений, то демократов ожидает провал на выборах. Со своей стороны, лидер республиканцев предлагает начать создание принципиально новой демократической партии.