Спор, кому вести гигантскую стройку под стенами Кремля на месте сносимой гостиницы "Россия", не утихает уже два года.
Дойдя до Президиума Высшего арбитражного суда, на прошлой неделе он вернулся в первую инстанцию - Московский городской суд. Но это никак не влияет на работу над проектом городского квартала, который появится здесь. После того как на заседании общественного городского совета была одобрена концепция, предложенная известным английским зодчим Норманом Фостером и командой архитекторов института "Моспроект-2", началось уточнение функций и внешнего облика каждого отдельно взятого здания.
Итак, что же готовят проектировщики москвичам и гостям столицы на участке в 12 гектаров, раскинувшемся по соседству с Красной площадью?
По мнению директора института "Моспроект-2" Михаила Посохина, равного этому проекту по значимости и масштабу нет не только в России, но и пока во всей Европе. И в самом деле, с одной стороны, самый центр Москвы - Красная площадь, собор Василия Блаженного... С другой стороны, сносится действующая гостиница на 6 тысяч мест, простоявшая всего три с половиной десятка лет. Но природу пристального интереса, который прикован сейчас к этой точке, потомственный архитектор предлагает разделить на две составные части. Понятно, что и для сноса, и для строительства требуются большие финансовые ресурсы, что всегда связано со столкновением интересов тех, кто хотел бы вложить деньги, а затем извлечь прибыль.
Но этот конфликт лежит вне градостроительной сферы. Цель архитекторов состоит в другом: найти такое решение, при котором новый квартал органично впишется в существующую историческую среду. Это удалось. Хотя, напомню, не с первой попытки. После обсуждения первого варианта проекта, например, у мэра Москвы Юрия Лужкова возникло опасение - не зададутся ли москвичи, увидев новостройку, вопросом: а надо ли было сносить "Россию", если вместо одной махины появилась другая? Чтобы этого не случилось, проект отправили на доработку. Рассказывает Михаил Посохин:
- Предложенные здания и в первоначальном варианте все-таки были этажей на пять пониже прежней "России". Но за счет плотности застройки и того, что метров на 20 они приближались к линии Москвы-реки, действительно создавалось впечатление излишней монументальности. После переработки, если взглянуть на макет, сразу понятно, что ГУМ, Гостиный двор, Теплые ряды и ряд других существующих зданий значительно крупнее тех, что предлагается построить. К тому же чем ближе к Москве-реке, тем они ниже. Отступили новостройки и от церквей вдоль Варварки. Пандусы, по которым с этой же стороны автомобили поднимались к гостиничному входу, будут разобраны, и на их месте появятся прогулочные зоны. Здания, выходящие сюда, тоже понизятся, чтобы гармонично смотреться по соседству с имеющейся здесь мелкой застройкой. Таким образом, в первом ряду окажутся трех- и четырехэтажные дома, затем - пятиэтажные и так далее - не выше семи этажей.
По самой же застройке легко проследить улицы, которые когда-то начинались от Китай-города и спускались к Москве-реке. Это стало возможным после того, как проектировщики ликвидировали четкую ось, просматривавшуюся в предыдущем варианте проекта посредине участка, центром которого был концертный зал. Было решено, что правильнее сделать акцент на визуальной точке в виде собора Василия Блаженного, на который и направлена теперь одна из двух главных улиц квартала, берущая начало от церкви на берегу Москвы-реки и выходящая на Красную площадь, к Спасской башне. Вторая магистраль идет от Китайгородского проезда к угловой башне Кремля и на храм Христа Спасителя. А на их пересечении образуется треугольная площадь, с которой можно попасть практически во все здания квартала.
Прежняя "Россия" и территория вокруг нее, как известно, существовали в основном для гостей столицы и туристов. Москвичи сюда шли разве что на очередной концерт поп-звезды в концертный зал "Россия". Принимаясь же за реконструкцию, столичные власти ставили задачу создать культурный центр России, который стал бы местом притяжения для всех, где любой человек независимо от возраста и места жительства мог бы найти себе занятие по душе. "Именно такое место и получат в конце концов, как я надеюсь, москвичи", - сказал корреспонденту "РГ" Михаил Посохин. Вместо концертного зала "Россия", где артистам негде было даже переодеться, предусмотрено строительство целых трех: концертного зала многоцелевого назначения на 2,5 тысячи мест, второго, поменьше, для классической музыки и третьего - для постановок мюзиклов и варьете. Вместо гостиницы, пусть большой, но давно не вписывающейся по уровню сервиса даже в три звезды, появятся пять-шесть отелей, отвечающих требованиям международных операторов гостиничного дела. Правда, сказать, как именно они будут называться и найдется ли среди них место новой "России", пока никто не может.
Еще одно новшество - впервые на этом месте появится возможность для размещения музейных выставок мирового уровня. Проектировщики исходили из того, что в любом из ныне существующих музеев страны огромное количество произведений хранится в запасниках, о которых часто мало что знают даже сами хранители ценностей. Дефицит же площадей не случаен. Дело в том, что музеям требуются не просто дома, а технически оснащенные компьютерными, электронными системами, способными обеспечить и заданный температурный режим для экспонатов, и гарантию их сохранности. Строить их сложно и дорого. Тем не менее проект городского квартала предусматривает сооружение целых трех блоков таких зданий.
Побывав на выставке или концерте, надеются архитекторы, москвичи и гости отсюда не будут спешить домой, а захотят погулять, продолжить общение с друзьями. Это можно будет сделать как в прогулочных зонах наверху, так и в подземном пространстве, где раскинется громадная торговая площадь с множеством магазинов, ресторанчиков, кафе и прочих заведений. Уехать же домой проблемы тоже не составит. Рядом - метро "Китай-город". Возможно, квартал свяжет с ним крытый пешеходный переход - такая идея сейчас обсуждается. Множество паркингов, разместившихся под торговой площадью, сделают это место привлекательным и для автомобилистов.
"Как будут выглядеть новые здания? Неужели их построят в стиле хай-тек?"- опасаются поклонники московской старины. "Скорее всего, все-таки нет, стеклу и металлу здесь не место, - утешил Михаил Посохин. - Хотя на самом деле хай-тек, - напомнил он, - это прежде всего высокие технологии, которые позволяют, например, распиливать в наши дни гранит на пластины пятимиллиметровой толщины". По его убеждению, уместнее здесь будет сдержанная архитектура с нормальными пропорциями, с чертами, а главное, качеством XXI века.
А на вопрос, в какие цвета раскрасят квартал, расположенный по соседству с красной Кремлевской стеной, Посохин ответил: "Скажу лишь то, что лично я никакой красной архитектуры здесь не вижу. А вот белый мрамор и даже белый гранит не исключаю. Москва - северный город, и надо учитывать, как архитектура влияет на настроение людей". В качестве примера он привел собор Василия Блаженного. 450 лет назад, когда его строили, яркие сочные краски храма выглядели наверняка контрастными на фоне окружающих изб и деревянных узких улочек. Мастера пошли на это, считает Посохин, с единственной целью - подарить людям радость. Вот и свою главную задачу в этом проекте он видит в создании людям радостного, светлого настроения от жизни, которая в будущем квартале не должна затихать ни на час.
Справка "РГ"
Площадь участка - 12 га. Площадь застройки - 69 500, общая площадь комплекса - 361 000, в том числе: подземная - 35 000, наземная -326 000, в том числе 2 этажа в стилобате - 128 500 кв. м.
Отели - 99 000, апартаменты - 10 000 кв. м. Культурно-общественные площади - 89 500, в том числе - концертный зал - 31 000, выставки и музеи - 28 800, торгово-общественные площади - 57 500, технические - 30 000, подземные паркинги - 7500 кв. м.
Любовь Пятилетова Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU