Хороший офис для бизнеса - уже половина успеха. Найти и арендовать офис - это только кажется что просто. Тем более важно суметь правильно сориентироваться на рынке офисной недвижимости, где так много разнообразных предложений.
А у нас переезд
"Все, пора снимать новый офис", - хоть одному руководителю когда-либо приходила такая мысль в голову. Однако поиск нового офиса дело серьезное, которое займет ни один день.
Кроме того, хороший руководитель задумается прежде всего не только о своем удобстве, но и о комфорте сотрудников: удобно ли им будет добираться до работы, ходить на обед, какие в округе инфраструктура, транспортная доступность и т.д. Поэтому, если ваша компания решила "сменить место жительства", то стоит задуматься об этом заранее. Начнем по порядку.
А из нашего окна
"По количеству строящихся в настоящее время офисных помещений традиционно лидирует центр столицы, а также восток и юг", - говорит аналитик департамента Агентства недвижимости DOKI Александр Скобкин. "Каждый округ Москвы по-своему привлекателен для строительства офисов. Например, в центре высокая деловая активность, развита инфраструктура, центр транспортно хорошо доступен, а также здесь сосредоточено богатое культурно-историческое наследие. Все это делает центр особенно привлекательным для бизнеса", - считает А. Скобкин.
По данным АН DOKI, в число наиболее значимых объектов 2005 года входят:
"Капитал Плаза" (на "Белорусской");
"Башня на Набережной" (Краснопресненская набережная);
"Бизнес-Парк Крылатские Холмы"
"Яуза-Тауэр";
"Семеновский" Офис-Парк
Однако, как прогнозирует аналитик, дефицит свободных пространств рано или поздно приведет к сокращению темпов строительства в центральных районах города. Уже сегодня многие бизнес-центры в ЦАО строятся на месте зданий старой постройки, которые либо сносятся, либо реконструируются или жилые помещения переводятся в нежилые.
Вместе с тем, он отмечает, что на данном фоне большой резерв площадей сосредоточен на юге и востоке столицы, где под бизнес-центры активно осваиваются здания и территории многих промышленных предприятий. Кроме того, помещения больших площадей по приемлемым ценам в этих районах более доступны, чем в центре.
"Конечно, подыскивая офис, в первую очередь арендатору необходимо обратить внимание на район расположения офиса. В одном случае арендатор выбирает офис по принципу "поближе к клиенту", в другом - по критерию "минимальные затраты", особенно если это касается больших площадей под склады и производства", - отметил А. Скобкин.
Ставки выше
Конечный пункт, к которому приводят поиски офиса, - арендная ставка. По прогнозам экспертов, увы, в ближайшем будущем ставки по аренде за офисные помещения снижаться не будут. Наоборот, в 2005 году цены выросли на 5-10 процентов. По словам А. Скобкина, в настоящее время офис класса "В" можно снять в различных районах столицы по цене 0 за кв. метр в год, а аренда офиса класса А в центре обойдется уже в 2-3 раза дороже, не считая НДС и коммунальных расходов.
Если эксперты прогнозируют, что в недалеком будущем в самых востребованных округах столицы уже негде будет строить новые бизнес-центры, очевидно, что строительство развернется и в Московской области. "Сегодня, в погоне за большими площадями и дешевыми метрами многие столичные компании переезжают из центра и других обжитых мест в отдаленные районы и даже за МКАД. Конечно, многое зависит от специфики бизнеса арендатора", - полагает А. Скобкин.
Тем не менее, в настоящее время подмосковный рынок офисной недвижимости не может похвастаться таким большим количеством офисов класса А и В, в основном здесь преобладают офисные помещения классов С и D.
Заместитель директора департамента маркетинга компании "РИГрупп" Янис Жуков считает, что в Московской области в настоящее время нет бизнес-центров в классическом понимании. "Офисные помещения, сдающиеся в аренду, как правило - реконструированные или отремонтированные производственные корпуса или общественные здания различного назначения, которые изначально строились для других целей", - говорит он. "Проекты по строительству бизнес-центров в МО, которые реализует "РИГрупп" выполняются с учетом всех требований, предъявляемых к офисным помещениям, а именно: удобное месторасположение, оптимальные планировочные решения, современная архитектура, наличие паркинга, удовлетворение потребностей арендаторов в средствах связи, телекоммуникации и т.д", - добавил Я. Жуков.
В свою очередь, А. Скобкин утверждает, что сегодня на областном рынке все большую популярность приобретают разборные офисные конструкции, которые очень удобно разворачивать возле складских и производственных комплексов, транспортных узлов, стройплощадок и т.д. За считанные месяцы возводятся щитовые конструкции, и к ним подводятся коммуникации. "Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить окрестности Рублевки и Новой Риги, а также международных аэропортов Шереметьево и Домодедово, где располагаются многие грузовые таможенные терминалы и оптово-различные компании, такие, как "Сладко", "Перекресток" и т.д", - добавил он.
Мария Чумакова Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU