В рамках целевой программы на 2005--2007 годы в столице планируется ввести 330 тыс. машиномест. Программа "Народный гараж" находится в активной стадии реализации. Об этом сообщил журналистам первый заместитель руководителя московского стройкомплекса Константин Королевский.
Чиновник всячески старался передать слушателям свой оптимизм по поводу перспектив гаражного строительства в Москве.
По его данным, сейчас 90% всех гаражей в столице возводится на коммерческой основе. Однако, как заявил Константин Королевский, уже в ближайшее время власти намерены уменьшить этот процент за счет реализации программы "Народный гараж" и участия города в строительстве паркингов при социальном жилье. По словам господина Королевского, городские власти решили изменить механизм финансирования программы "Народный гараж".
Если согласно старой схеме москвичи должны были сами инвестировать строительство, то теперь это будет делать город. Получив бюджетный кредит, ГУП "Управление гаражного строительства" станет строить и параллельно вместе с районной управой продавать машиноместа местным жителям. По рыночной цене места в паркингах будут продаваться только в случае, если их не приобретут на условиях программы жители окрестных домов.
Называть льготную цену машиноместа господин Королевский отказался.
"Народный гараж" – это не готовый продукт, а технология, – пояснил он. – Сам гараж может быть в любом исполнении – наземный, подземный, боксовый, механизированный, и себестоимость его будет разной. Надо учитывать и то, что окажется в пятне застройки, и сколько будет стоить вывод обременений. Только после этого можно будет говорить о конкретной цене".
Впрочем, минимальную себестоимость машиноместа в гаражном комплексе господин Королевский все же назвал. По его оценке, себестоимость машиноместа составит от 150 тыс. рублей.
Однако по телефону горячей линии программы в ГУП "Управление гаражного хозяйства", которое и является основным исполнителем проекта, корреспонденту, представившемуся потенциальным пайщиком, объяснили, что в лучшем случае он сможет купить гараж по цене $6,5 тыс. Деньги нужно будет выплатить в течение года, пока будет разрабатываться проектная документация, а строительство может занять еще год. Так что стать счастливым владельцем гаража удастся не раньше, чем года через два.
Еще одна новация, о которой рассказал Константин Коралевский, – строительство паркингов рядом с социальном жильем.
По словам Королевского, такие гаражи будут передаваться гражданам, проживающих в квартирах по договору социального найма, в долгосрочную аренду с правом выкупа, либо реализовываться по близким к себестоимости ценам. На вопрос, кому и на каких условиях будут предоставлять аренду, кто получит право выкупа и кто будет все это решать, чиновник ответить не смог. "Мы рассмотрим порядок возвратности средств и утвердим его, возможно, до конца июня", – уточнил он.
Строиться "народные" и "социальные" гаражи будут методом "замещения", то есть на месте старых плоскостных гаражей появятся новые многоэтажные комплексы или жилые дома с многоярусными подземными парковками.
"Мы не можем позволить себе так неэффективно использовать земельные участки, – заявил Константин Королевский. – Мы выводим [то есть сносим – ред.] дома и промышленные предприятия, и тратить землю на плоскостные сооружения никак нельзя, должно быть замещение". Что касается коммерческого строительства, то, как пояснил чиновник, граждане, имеющие документы на "выводимый" гараж (но не ракушку), имеют право на денежную компенсацию либо на долгосрочную аренду машиноместа в коммерческом гараже.
В дальнейшем, как пояснил Константин Королевский, всех инвесторов жилых домов будут обязывать строить под ними подземные гаражи. А отдельно стоящие паркинги могут иметь право на существование лишь в составе многофункциональных комплексов – с магазинами на верхних этажах и спорткомплексами на крышах. Земля должна использоваться эффективно.
Именно ради этой эффективности и активного "замещения" частных гаражей, похоже, и затеяна вся эта "народно-социальная" гаражная программа.
При этом, как считают в Коллегии правовой защиты автовладельцев, машиномест в Москве больше не станет, власти просто играют цифрами.
"Земля в Москве очень дорогая, и методом "замещения" можно будет освободить ее на суммы, значительно превышающие затраты на строительство "народных" гаражей, тоже, кстати, вовсе не убыточное для города, – заявил президент коллегии Виктор Травин. - Что же касается увеличения машиномест, то этого не произойдет.
Власти называют цифры, касающиеся нового строительства, но молчат о том, сколько при этом будет снесено существующих гаражей. Возможно, это число будет значительно больше".
Вызывают сомнения у господина Травина и предлагаемые способы компенсации. "Раньше человек имел гараж в собственности, теперь он попадает в кабалу под названием "долгосрочная аренда", и не факт, что сможет когда-нибудь выкупить свое машиноместо, – считает он. – А многочисленные владельцы "ракушек" не получат вообще ничего".
По мнению юриста коллегии Александра Рыбалко, программа "Народный гараж" в ее первоначальном виде буксовала не из-за пассивности и неорганизованности москвичей, а из-за того, что экономический интерес принимающих решения чиновников превышал все иные соображения. В результате каждый такой "народный" гараж завязал в согласованиях и превращался в коммерческую стройку.
Кроме того, по словам господина Рыбалко, в управах засекречена любая информация о том, сколько на конкретной территории положено машиномест, сколько их имеется в настоящий момент и какова их цена. "Я не думаю, что что-то может измениться в результате перехода на новую схему финансирования этой программы и что власти вдруг станут руководствоваться интересами граждан и обеспечением их прав, – заявил Александр Рыбалко. - Для них существуют куда более важные вещи – например, план по сносу ракушек.
И, конечно, по-прежнему все будет упираться в экономические интересы тех, кто будет принимать решения".
Газета.ru
Статья о недвижимости получена: IRN.RU