В 2007 году столичные власти полностью возьмут на себя затраты на строительство многоуровневых паркингов. Новая версия городской программы «Народный гараж» позволит большему количеству москвичей приобретать машино-место, стоимость которого не будет превышать 150 тыс. рублей в наземном паркинге и 600 тыс. рублей в подземном гараже.
Правда, по оценке аналитиков, несмотря на все усилия властей, принципиально изменить ситуацию на московском рынке паркингов не удастся.
«Минимальная себестоимость одного машино-места сейчас составляет порядка 4 тыс. долларов, – пояснил сертифицированный Российской гильдией риелторов аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов. – Таким образом, запланированных 600 млн. рублей хватит как раз именно на 5,5 тыс. машиномест». Для миллиона нуждающихся в паркинге это капля в море.
Ниже рыночной
«Программа частного инвестирования в строительство многоуровневых гаражей оказалась несостоятельной», – заявляли год назад в московском Управлении гаражного строительства, представляя новый правительственный проект «Народный гараж». Спустя год ситуация повторилась, однако на сей раз несостоятельным признан механизм финансирования строительства «народных гаражей».
Напомним, что согласно старой схеме жители столицы должны были сами инвестировать средства в строительство многоуровневых паркингов, по окончании которого каждый участник программы получал в собственность оборудованное машино-место.
Однако такой вариант проекта развития не получил, и теперь правительство Москвы приняло решение покрыть затраты на адаптацию земельных участков и строительство многоэтажных гаражей из бюджетных средств. Об этой инициативе журналистам рассказал заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города правительства Москвы Константин Королевский.
«Строительство муниципальных гаражей – социальная программа. Поэтому в ближайшее время город выделит ГУП «Управление гаражного строительства» бюджетный кредит размером в 600 млн. рублей, который будет направлен на создание системы многоуровневых гаражей-стоянок по всей Москве», – сообщил Королевский.
По его мнению, цели проекта «в наименьшей мере учитывают коммерческую составляющую, преследуя в первую очередь решение транспортных проблем столицы». Таким образом, появится возможность реализовывать созданные боксы по практически прямой себестоимости их строительства; при этом площадь, отведенная под одну машину, будет составлять не менее 40 кв.м. Стоимость подобного машино-места окажется ниже рыночной на 30-40% и не будет превышать 150 тыс. рублей в наземном паркинге и 600 тыс. рублей в подземном гараже.
Районные стоянки
Новая версия городской программы «Народный гараж» должна, по мнению столичных экспертов, значительно ускорить процесс замещения «инвестиционных гаражей», строящихся на деньги частных инвесторов, более интересными, с точки зрения рядового автовладельца, муниципальными гаражами. Пока же, по словам Константина Королевского, доля московских частных гаражей составляет около 90% от общего количества.
Сейчас в работе находится порядка 100 земельных участков, по 33 объектам проведены конкурсы и определены подрядные организации. «В четвертом квартале мы выйдем на стройплощадки. Из 33 объектов 20 планируем ввести в будущем году. Это порядка 5 тыс. машино-мест, но это только первый шаг», – отметил Королевский.
По его словам, в настоящее время разработана исходная разрешительная документация по 42 адресам, где разместят «народные гаражи». В августе 2006 года начнется строительство первых подобных паркингов, два из которых примут клиентов уже в начале 2007 года, отметил чиновник.
Касаясь вопроса о преимуществах наземных многоуровневых гаражей, первые из которых будут построены уже к 2007 году, чиновник рассказал о намерении правительства Москвы в будущем превратить подобные постройки в некий центр инфраструктуры отдельного района.
«Некоторые помещения гаража можно отвести под магазины или кафе, а на его крыше разместить спортивный центр», – сказал он. Кроме того, некоторые из гаражей, ночью выполняющие роль районных стоянок, днем будут использоваться в качестве перехватывающих парковок, призванных разгрузить центр столицы и уменьшить транспортные потоки из области.
Константин Королевский добавил, что для покупки государственного машино-места в кредит в некоторых российских банках уже открыта специальная ипотечная программа, приоритет в которой, впрочем, отдан покупателям пакета «квартира плюс гараж».
Капля в море
Константин Королевский сообщил, что недавно в столице были ужесточены нормы гаражного строительства. Так, если раньше на одну тысячу жителей полагалось 210 машино-мест, то сегодня эта цифра составляет 330. Всего в рамках городской целевой программы на 2005–2007 годы в столице планируется ввести 330 тыс. машино-мест в гаражах. «Это 6,7 млн. кв. м площадей», – отметил Королевский.
Несмотря на эти усилия властей, по оценке аналитиков, принципиально изменить ситуацию на московском рынке паркингов не удастся. «Минимальная себестоимость одного машино-места сейчас составляет порядка 4 тыс. долларов, – пояснил сертифицированный Российской гильдией риелторов аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов. – Таким образом, запланированных 600 млн. рублей хватит как раз именно на 5,5 тыс. машино-мест». Если же исходить из расценок, указанных Королевским, выйдет и того меньше. А, по некоторым данным, в паркинге нуждаются порядка миллиона москвичей.
«При таком раскладе этих машино-мест хватит только для удовлетворения потребностей инвалидов и малоимущих москвичей, – подчеркнул Бекетов. – Чтобы решить проблему, такого количества априори недостаточно, – это капля в море».
Однако, по мнению начальника отдела маркетинга компании «Правовой центр жилья» Юрия Кочеткова, даже эта «капля в море» будет преимущественно распределена по плану «Народный гараж», а не роздана бесплатно малоимущим. «Сейчас в России действует политика по активизации граждан, – пояснил Кочетков. – Именно поэтому их провоцируют на те или иные кредиты».
По его данным, распределение этих дотационных гаражей будет происходить между жителями неприватизированных квартир. При этом среди проживающих по найму есть весьма значимая категория людей, которые не приватизировали жилье в расчете на расселение, так как при нем жителям неприватизированных квартир предоставляют более выгодные условия, нежели собственникам жилья.
«Недавно мы проводили исследование, которое показало, что люди готовы платить за машино-место в Москве уже не 2-3 тыс. долларов, а 20-25 тыс. долларов, то есть гораздо больше стоимости самой машины, которая будет стоять в гараже, – рассказал Кочетков. – И это не только представители хорошо обеспеченных слоев населения. Просто люди задумываются о будущем и стараются сберечь свое имущество, в том числе и машину, и не хранить ее на неблагоустроенных парковках».
Кочетков считает, что для людей, вовсе не имеющих гаража, дотационный гараж – тоже подарок, так как из запруженных дворов зачастую трудно выехать, кроме того, там очень высок уровень криминогенности. Ведь зачастую кражи происходят даже из «ракушек».
«При этом все «ракушки» уже посчитаны и есть план их постепенного сноса», – добавляет Бекетов. Но основная проблема возведения на месте «ракушек» многоуровневых паркингов – несогласованность владения землей, – продолжает Кочетков. – Множество «ракушек» расположено либо под ЛЭП, либо над разными трубо- и кабелепроводами, которые необходимо переносить, а это требует большого количества согласований».
«Наконец, переезду на новые места противятся зачастую и сами владельцы «ракушек», они обращаются в суды, блокируют строительство и вообще активно противодействуют процессу строительства этих паркингов, – сказал аналитик. – По преимуществу на нейтрализацию такого рода действий и будет направлена новая программа московских властей».
Однако если заявленные чиновниками Москвы темпы по возведению дотационных гаражей в год – порядка 5 тыс. машино-мест – останутся без изменений, им вряд ли за 2006–2007 годы удастся выстроить заявленные по плану 330 тыс. машино-мест.
Александр Горло, Дмитрий Скворцов Взгляд
Статья о недвижимости получена: IRN.RU