Два шотландских коммерсанта, Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр, основали в Санкт-Петербурге торговую компанию, переехавшую в 1880‑х годах в Москву. Через пять лет фирма открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи в доме Хомякова на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Вскоре торговый дом для большого универмага выкупил владение братьев Купчинских, расположенное на Театральной площади.
Это было типичное старомосковское строение, первый этаж которого занимали различные магазины, а на остальных этажах размещались меблированные комнаты. Здание выбрали неслучайно: его местонахождение в самом центре Москвы во многом предопределило успех предприятия. Вокруг находились известные пассажи, а на Кузнецком Мосту располагались только самые лучшие магазины. Посещение этого района и его торговых заведений стало своего рода традицией.
Открытие магазина «Мюр и Мерилиз» состоялось 10 сентября 1885 года. Растущую с каждым днем популярность универмага подтверждала скорость, с которой открывались новые отделы. «Подобного громадного магазина, — отмечали обозреватели прессы в 1888 году, — по внутреннему помещению, равно и по обилию и разнообразию продающихся в нем товаров, положительно нигде нет в России». Тут располагалось 25 отделов, причем акцент был сделан на одежде и тканях. На верхнем этаже вели оптовую торговлю (в 1891 году фирма от нее отказалась). А в доме Гагарина на Кузнецком Мосту находилось еще одно отделение «Мюр и Мерилиз», где продавали ковры, клеенку, лампы, товары для дома и хозяйственные принадлежности.
Вот как описывал универсальный магазин журнал «Царь-колокол» в 1891 году: «Иногда кажется, что попал в какой‑то этнографический музей. Со всех концов России, случается, сходятся сюда образчики самых разнообразных типов. И все это кипит, несется неустанною рекой куда‑то из одних отделений в другие, и голова начинает кружиться, следя за этими волнами народа. Посмотрите, рядом с щеголеватыми москвичами, капризно роющимися в грудах материй, хотя бы на эту куцую провинциалку. Какое захолустье выбросило ее в Москву? Как она жадно вглядывается в прелестные костюмы проходящих мимо дам! Видимое дело: она сама явилась сюда преобразиться и торопливо изучает, что ей надо. Она знает, что здесь найдется все».
Чтобы описать все товары, которыми торговал «Мюр и Мерилиз», не хватило бы и целой статьи, ведь их фирменный каталог насчитывал около 800 страниц, при том что в нем отсутствовали товары оружейного, фехтовального и рыболовного отделений! Печатали и специальные сезонные каталоги, опережавшие своим появлением продажу перечисленных товаров в магазине. Каталоги от «Мюр и Мерилиз» высылали во все концы Российской империи бесплатно. По ним покупатели заказывали товары почтой. Стоимость вещи, купленной в магазине и заказанной через каталог, была одинаковой. Торговый дом придерживался жесткой политики ценообразования: его руководители заявляли, что выставленные ими цены умеренные и окончательные. Не приходилось мечтать даже о незначительных скидках: ведь это не базар, не торговые ряды, а цивилизованный магазин! И все же на покупках удавалось сэкономить во время сезона распродаж.
Забота о клиентах и репутации своей фирмы являлась непреложным правилом «Мюр и Мерилиз». Так, многих покупательниц приводила в восторг темная комната, освещенная газом: находясь в ней можно было судить о цвете материй при вечернем освещении. Эту изысканную услугу скопировали с модных лондонских универмагов. Кроме того, торговый дом бесплатно высылал образцы тканей (правда, с убедительной просьбой вернуть их обратно после ознакомления). Посетители никогда не беспокоились и о правильности полученного за покупки счета. Их привлекало также и то, что на Петровке можно купить «лучшие товары Европы». В рекламе магазина особо подчеркивалось, что здесь продается то, что нельзя приобрести в другом месте. Каталог «Мюр и Мерилиз» предупреждал публику, что их торговый дом «нигде в городах внутри империи представительств не имеет и никаких отделений не открывал и впредь открывать не будет». Все покупки свыше определенной суммы магазин отправлял в любую точку страны за свой счет. А если клиент оказывался недоволен, товар меняли или возвращали деньги. Нельзя было вернуть только вещь, хотя бы раз бывшую в употреблении, вышедшую из моды или возвращенную по окончании сезона. Заметим, что правила торговли практически не отличались от современных.
Ложка дегтя в бочке меда
Однако судьба этого крупнейшего в Москве универсального магазина не так уж и безоблачна. В 1892 году в главном отделении «Мюр и Мерилиз» произошел пожар. Он начался воскресным февральским днем, когда в здании никого не было. Распространиться огонь не успел, но вода, подаваемая пожарными машинами, нанесла ущерб, испортив товар. Убытки торгового дома оказались бы несравнимо больше, если бы помещение полностью не оборудовали автоматически действующими огнетушителями. Потери возместила страховка, и уже во вторник магазин вновь принимал покупателей. Владельцы универмага не исключали, что происшествие — не случайность, и поджог — дело рук конкурентов.
Второй, более сильный пожар случился 24 ноября 1900 года. За несколько часов полностью выгорели второй и третий этажи здания, тушением пламени были заняты все московские пожарные экипажи. От строения остались лишь стены. Казалось, что процветанию «Мюр и Мерилиз» пришел конец.
Однако никого из сотрудников не уволили, за всеми на период поиска другого помещения для магазина сохранили жалованье. И это при том, что численность работников приближалась к тысяче! Стоит отметить, что владельцы торгового дома всегда внимательно относились к своим служащим. Например, магазин работал до семи часов вечера, по воскресеньям в универмаге был выходной, а помимо жалованья сотрудники получали бесплатный обед из двух блюд и чая. Для Европы такое отношение к служащим являлось нормой, а для Москвы — необычным новшеством.
Вскоре после пожара на углу Петровки и Кузнецкого Моста арендовали три верхних этажа дома Хомякова. Правда, со строительством нового здания владельцам универмага пришлось повременить. С одной стороны, убыток от пожара выбил предприятие из финансового равновесия (хотя помещение и было застраховано в Первом российском страховом обществе на 450 тыс. руб., а товар — на 1 млн руб.), а с другой — появилась возможность возвести более современное здание, превосходящее все остальные магазины Москвы. Для этого пригласили архитектора Р. И. Клейна.
Роскошному бриллианту — достойную оправу
Свое будущее строение Клейн спроектировал в стиле английской готики. Малые размеры земельного участка заставили архитектора «вытянуть» здание вверх. Вместо прежних трех этажей и подвала в новом магазине стало семь этажей и два подвала — самое высокое торговое заведение в Москве. Следуя новому слову в архитектуре, впервые в городе при сооружении здания решили использовать железобетон, с помощью которого в Америке возводили небоскребы. Его применение давало возможность создавать более тонкие стены и колонны, вместе с тем увеличивая полезную площадь. К инженерным расчетам привлекли лучшего специалиста в области металлоконструкций В. Г. Шухова. Кстати, впервые в российской строительной практике в магазине на уровне первого и второго этажей были устроены витрины из зеркального стекла.
Новое здание для «Мюр и Мерилиз» возвели за 28 месяцев, на стройке ежедневно трудились 260 человек. Строительство обошлось почти в 1,5 млн руб. И 4 августа 1908 года все отделы магазина встречали первых посетителей.
В универмаг покупатели попадали через главный вход, у которого дежурил приветливый швейцар. Правда, обычно, прежде чем пройти внутрь готического замка, люди любовались огромными витринами, украшенными электродуговыми лампочками по образцу лучших универсальных магазинов Германии. Слева от главного входа расположился парфюмерный отдел, поэтому гостей встречало чудесное благоухание. Двойная лестница с двумя бронзовыми торшерами и электрическими лампами была одной из достопримечательностей универмага. Стоя на ней, покупатель мог обозревать наибольшее количество товаров.
Второй этаж «Мюр и Мерилиз» отвели в основном под продажу дамских туалетов. На третьем этаже предлагали как женские платья, так и мужские и детские костюмы, спортивные товары. Там же, на третьем этаже, находилась комната ожидания. Это помещение наряду со справочной и службой информации по Москве стало новшеством для Первопрестольной. Кроме того, в магазине трудились «проводники, владеющие иностранными языками», а потому зарубежные покупатели чувствовали себя вполне уютно. На четвертом этаже размещались администрация, отделы детских игрушек, музыкальных инструментов и ресторан. В подвале здания располагались хозяйственные отделы и рассылочное отделение. Перемещаться с этажа на этаж покупателям помогали лифты (всего их было два). Подъемные машины являлись гордостью обновленного магазина, ведь они впервые появились в московском торговом заведении!
Планировка помещений была максимально удобной и для покупателей, и для служащих. Просторные шляпные и часовые мастерские на шестом этаже имели электрическое освещение в отличие от торговых залов, которые почти все освещались газом. На верхнем этаже также находился кабинет врача, курительная комната для работников и дворницкая. На двух этажах располагалась отдельная кухня для сотрудников.
Многие стремились попасть на службу к Мюру и Мерилизу. Эта работа была престижна и хорошо оплачиваема. Барышень, трудившихся в магазине, москвичи ласково называли мюрмерилизочками. Поклонники встречали их вечерами у магазина с букетами и сладостями. Такого собрания женихов не знало ни одно другое торговое заведение в Москве.
Флагман советской торговли
После революции 1917 года магазин «Мюр и Мерилиз» национализировали и передали в пользу Московского городского комитета по продовольствию и транспорту. В 1922 году бывший «Мюр и Мерилиз» и располагавшийся в соседнем здании Голофтеевский пассаж объединили в Центральный универсальный магазин Мосторга.
ЦУМ по‑прежнему оставался лучшим в городе. Число его покупателей росло день ото дня. Ежедневно магазин посещали более 30 тыс. человек. Пресса сообщала: «Это значит — целый уездный город за день здесь прошел. Миллион за месяц — на 850 продавцов». Тут, как и раньше, можно было приобрести все: от булавок до мехового манто. Но, кроме того, посетители имели возможность купить и «уникальный» товар: к универмагу прикрепили отдельные фабрики, которые выпускали продукцию только для Центрального универсального магазина по его заказам. В 1926 году газета «Правда» писала: «41 тысяча названий — ассортимент товаров универмага. Коровий дойник и рояль. Фотоаппарат и детская соска. Охотничье ружье и колбаса. Иголки и кровати. Громкоговорители и сапоги. Флейты и кастрюли». Большим спросом пользовались предметы ежедневного потребления: фитили для керосинок, слюда, хозяйственные сумки-авоськи с деревянными ручками. Все эти товары рабочие советского государства могли приобретать по специальным лимитным книжкам. Для них в ЦУМе был открыт кредит на широкий ассортимент товаров.
Магазин не только поддерживал дореволюционную славу, но и покорял новые высоты, оставаясь передовым во всем. Здесь постоянно появлялись какие‑то усовершенствования. В начале 1930‑х годов универмаг впервые в стране организовал опытно-показательную универсальную торговлю промышленными товарами высокого качества по повышенным ценам. Коллектив ЦУМа стал инициатором внедрения в практику самообслуживания, в магазине организовали открытую выкладку товаров на прилавках. Для того чтобы покупатель остался доволен приобретенным товаром, Центральный универмаг заключал с предприятиями промышленности взаимные социалистические договоры под девизом «Сделано отлично — продано отлично». Работники магазина не оставались в стороне и от производственных процессов. В так называемые Дни качества они выезжали на предприятия, где проходили специальные собрания, и сообщали о претензиях покупателей к качеству и оформлению изделий, вносили свои предложения. Благодаря этим мерам число покупателей магазина увеличилось до 100 тыс. человек в день!
После Великой Отечественной войны были разобраны пострадавшие Голофтеевский и Александровский пассажи. На их месте в 1974 году возвели новый корпус ЦУМа, спроектированный архитекторами С. И. Никулиным, Ю. В. Омельченко и А. А. Казаковым. Решенное в духе времени сооружение не могло конкурировать с основным зданием Р. Клейна: монотонный фасад и отсутствие акцентов резко контрастировали с изысканным строением начала века.
Масштабной реконструкции и капитальному ремонту главное здание магазина подвергли только в 1995 году. Тогда же было решено расширить торговые площади и пересмотреть ассортиментную структуру магазина. В результате объявленного международного тендера на создание проекта модернизации универмага победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH — одна из самых известных проектно‑строительных организаций, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов. Стоимость работ составила 22 млн долл.
Во время модернизации ЦУМ продолжал работать. За счет более рациональной планировки и организации торгового пространства его площадь увеличили до 33 тыс. кв. м. Доступ покупателей к товарам стал удобнее, появились современные лифты и эскалаторы, автоматизировали обработку товаров, оборудовали места отдыха покупателей и так далее. По окончании работ магазин ни в чем не уступал лучшим зарубежным универмагам.
Правительство Москвы, стремясь к воссозданию уникального историко-архитектурного центра столицы, 16 октября 2001 года приняло решение о развитии торгового комплекса. В результате было начато строительство нового корпуса с подземной двухуровневой автостоянкой, который соединят с основным зданием ЦУМа. Открытие планируют в 2007 году.
Титова Наталья Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU