Развитие рыночных отношений в России определило повышение роли выставочной деятельности. Выставки и ярмарки стали центром сосредоточения информации о ситуации на рынке и одной из самых эффективных форм взаимодействия потребителя и производителя.
Учитывая, что выставки — одна из самых активных форм маркетинга, потребность в них растет с каждым годом. Однако, по единодушному мнению специалистов, Москве остро не хватает современных выставочных площадей. По словам заместителя генерального директора компании «Экспо-Парк Выставочные проекты» Анны Макаровой, «сегодня ситуация с выставочными площадками в Москве напряженная.
Об этом можно судить на примере Центрального дома художника, в котором мы проводим 12 выставок в год. Развитие выставочной кампании предполагает появление новых тематик. Сейчас нам достаточно трудно найти временные ниши в напряженном плане ЦДХ для их представления. А предложения поступают от многих организаторов».
Еще в прошлом году в столице было всего пять крупных площадок, подходящих для проведения выставок международного уровня: Экспоцентр, ВВЦ, «Сокольники», Гостиный Двор и Манеж.
С открытием в конце 2003 года на территории торгово-выставочного комплекса «Крокус-Сити» (65-й км внешней стороны МКАД) соответствующего всем международным стандартам выставочного центра «Крокус-Экспо» ситуация, казалось, несколько изменилась к лучшему. Однако в ночь на 15 марта пожар уничтожил Манеж (более 6 тыс. кв. м выставочной площади в центре города, потолки 11 м, бетонное покрытие пола с высокой несущей способностью).
По разным оценкам для проведения выставок столице не хватает как минимум 170 тыс. кв. м, и такая ситуация сохранится еще несколько лет.
Нельзя сказать, что столичные власти игнорируют проблему, ведь в мировой практике каждый доллар, вложенный в выставочную индустрию, приносит бюджету города $6–10. Приезжают люди, тратят деньги в отелях, ресторанах, магазинах, появляются новые рабочие места — все это налоговые поступления в бюджет. Так, объем ассигнований из средств бюджета города Москвы для финансовой поддержки московских организаций, участвующих в выставках и ярмарках, в 2003 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом и составил около 122 млн. руб. В Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы создана кафедра профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов в области выставочно-ярмарочной деятельности. Доходы от нее, получаемые бюджетом столицы, удалось увеличить с 7 млрд. в 2000 году до 14 млрд. руб. в 2003-м.
Впервые за два десятилетия на территории бывшей ВДНХ начнется возведение нового выставочного павильона, который будет больше всех, построенных в советское время.
ВВЦ занимает 240 га в Северо-Восточном округе столицы. На них расположены 70 павильонов с выставочной площадью около 170 тыс. кв. м. Акционеры ГАО «ВВЦ» — правительство Москвы (30 %) и Минимущества РФ (70 %). То, что по сути является неоспоримым преимуществом ВВЦ, а именно, его большая территория, фактически стало основным недостатком комплекса. Исторически сложившаяся планировка оказалась нерациональной, выставочные здания расположены далеко друг от друга, отсутствует возможность въезда на территорию. Павильоны не соответствуют современным требованиям: не оборудованы системами кондиционирования, в большинстве из них невозможна подача электричества и воды на стенды.
Площадь нового павильона составит 40 тыс. кв. м. Строительство должны завершить к лету 2005 года, стоимость проекта оценена в $30–40 млн. (из расчета $800–1000 за 1 кв. м). ГАО «ВВЦ» намерено финансировать строительство при участии инвесторов. Вложить деньги в проект готовы и компании, занимающиеся выставочной деятельностью, поскольку выставочному оператору выгодно быть совладельцем комплекса и иметь преимущественное право при проведении собственных выставок.
ГАО сейчас разрабатывает проект строительства еще нескольких выставочных павильонов общей площадью 150 тыс. кв. м, но место для них еще не определено.
Утраченный было Манеж тоже рано или поздно вернется в строй.
Почти сразу после открытия «Крокус-Экспо» его владелец, известный предприниматель Арас Агаларов, объявил о планах строительства второй очереди выставочного комплекса, в два раза больше только что открытой. Нахождение комплекса вблизи МКАД, вне центра Москвы является его конкурентным преимуществом, поскольку отсутствуют проблемы с доставкой выставочного оборудования. Кроме того, здесь предусмотрена автомобильная парковка на три тысячи мест. Расположение «Крокус-Экспо» вне центра города соответствует мировой практике размещения крупных выставочных площадок.
Хотя первоначально планы господина Агаларова строить выставочный комплекс в районе МКАД были восприняты в профессиональной среде довольно скептически, уже сейчас, например, выставочная компания MVK перевела ряд своих проектов с «базы» в Сокольниках в «Крокус-Экспо».
Увеличивать свои выставочные площади собирается и ЗАО «Экспоцентр». Здесь разрабатывают план строительства новых павильонов общей площадью 20 тыс. кв. м, рассматривают возможности улучшения инфраструктуры выставочного комплекса на Красной Пресне, в том числе строительства многоэтажного паркинга. В прошлом году в выставочном комплексе на Красной Пресне были организованы 84 выставочных мероприятия на общей площади 510 тыс. кв. м, из которых 309 тыс. кв. м занимали российские экспоненты.
Культурно-выставочный центр «Сокольники» к 2006 году планирует увеличить выставочные площади на 6 тыс. кв. м.
Пока же на московском рынке можно констатировать жестокий дефицит выставочных площадок, соответствующих международному уровню. Существующее предложение недостаточно для быстро растущего выставочного рынка. Учитывая планы как московского правительства, так и частных инвесторов, можно предположить, что такая ситуация сохранится по крайней мере в течение ближайших пяти лет.
Сергей Декалин Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU