Интерес розничных компаний к девелоперскому бизнесу давно признан одной из тенденций именно российского рынка. Западные ритейлоры предпочитают не замораживать деньги в недвижимости, а направлять на развитие сети, поэтому их магазины в основном арендуют помещения. Другое дело российские торговцы — большинство из них строят не только здания для своих магазинов, но и торговые центры гораздо большей площади, часть которой сдается в аренду. Например, турецкая “Рамэнка”, созданная для управления супермаркетами “Рамстор”, едва ли не большую часть доходов получает от операций с недвижимостью.
Ноу этой тенденции недавно появилась и обратная сторона: девелоперские компании, изначально специализировавшиеся на строительстве коммерческой недвижимости, диверсифицируют бизнес, открывая собственные магазины.
Естественно, без опыта и налаженных связей с поставщиками сделать это трудно. Но обе проблемы решает покупка франшизы у известных ритейлоров.
В начале апреля DVI Group, строящая торговые центры в регионах, объявила, что будет отныне с неменьшим энтузиазмом открывать одежные магазины по франчайзингу. Для этого DVI приобрела франшизу на турецкую марку Adilisik у компании “Сити-Стар” (держатель генеральной лицензии на Россию) и на российскую марку Lo у ГК “Кволл”. Для открытия магазинов DVI намерена выделять по 130-300 кв. м в своих торговых центрах в Перми, Екатеринбурге, Ижевске и др. Другие торговцы одеждой единогласно заявили, что возможность размещать магазины в собственных торгцентрах дает очевидное конкурентное преимущество.
А вот торговые центры “Твой дом”, которые строит Crocus International, долгое время сдавали площади в аренду супермаркетам “Перекресток”. Но потом девелоперу показалось интересным торговать самостоятельно, и он заключил с “Перекрестком” договор усеченной франшизы — супермаркеты стали именоваться “Твой дом” (как и торгцентры), но работали они по технологиям “Перекрестка”, в том числе закупали товар с распределительного склада ритейлора.
Розничные компании, активно продающие франшизу, пытаются привлекать в качестве партнеров именно владельцев недвижимости, которую те сдают в аренду. Девелоперам сулят высокие показатели доходности. Например, в материалах торгового дома “Копейка”, посвященных франчайзинговому предложению сети, говорится, что EBITDA margin у франчайзинговых “Копеек” составляет 2-3%, если магазин арендует площади, и 5,5-6,5%, если помещение находится в собственности владельца магазина.
Спрос на франшизы федеральных ритейлоров растет с каждым годом, но предложение лицензий все еще невелико. По данным компании Expofair, организатора выставки по франчайзингу “Купи брэнд”, по сравнению с зарубежными странами отечественный сектор франчайзинга все еще мал: сейчас на нем работает всего около 200 франчайзеров (продавцов лицензий), из которых 63,9% — российские компании. Средний показатель по Европе — 93,7% местных франчайзеров, что может говорить как о недостаточной сформированности рынка, так и о том, что зарубежные компании проявляют очень большой интерес к России. При этом по темпам развития франчайзинга Россия находится на одном из первых мест в мире — количество франчайзеров фактически ежегодно удваивается. Число франчайзи (покупателей лицензий) к концу 2005 г. превысило 1200 компаний, их количество растет примерно на 20% в год.
По оценке Expofair, в 2005 г. рынок франчайзинга в России (совокупные франчайзинговые платежи) составил примерно $4,63 млрд, что на 12% больше, чем в 2004 г. Лидером рынка является розничная торговля — в ней задействовано 31,2% от общего числа франчайзеров в России и более 35% российских франчайзи. На 2-м месте — сектор общественного питания (27,3% франчайзеров и 22% франчайзи), на 3-м — сфера услуг (11,7% франчайзеров и 16% франчайзи). В среднем по России на одного франчайзера приходится около шести франчайзи. Больше всего франчайзеров (около 43%) работает в Москве и ЦФО, более 15% оперируют в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе, около 12% — в Уральском федеральном округе.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU