Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Любовь к большим... И к маленьким

 

Любовь к большим... И к маленьким

 

 

Инвестиционная активность в секторе торговой недвижимости и в III квартале года продолжала оставаться очень высокой. И это, несмотря на то, что доходность операций с торговыми объектами сегодня редко превышает 18-22 процентов. Однако в данном сегменте коммерческого рынка недвижимости остались «точки», которые способны приносить инвесторам и более значительную прибыль.

Сектор насыщается

Впрочем, иностранные девелоперы, как и прежде, предпочитают «синицу в руке». Иначе, чем объяснить длящуюся вот уже более пяти лет их любовь к крупным торговым центрам?

загрузка...

 

 

На начало сентября в Москве функционировало 54 торговых центра (по классификации — все свыше 4 тыс. кв. м), с общей площадью примерно 800 тыс. кв. м, что эквивалентно 42 кв. м торговой площади на 1000 жителей Москвы и Московской области. При этом количество торговых площадей за 20 месяцев 2002 и 2003 гг. увеличилось в два раза по сравнению с тем же периодом в 2000-2001 годах.

Тем не менее, по количеству торговых площадей и торговых центров Россия существенно отстает от Центральной Европы (среднеевропейское соотношение — 198 кв. м торговых площадей на 1000 жителей). Однако кажущийся дефицит торговых метров с лихвой компенсируется в Москве рынками и другими формами неорганизованной торговли — на них приходится, по разным оценкам, от 38 до 50 кв. м на 1000 жителей.

При этом насыщенность торговыми предприятиями дала результат: уровень свободных помещений в торговых центрах в Москве увеличился по сравнению с предыдущими годами, составляя в среднем по городу 3-5%, тогда как в 2000 г. эта цифра не превышала два процента.

В лучших торговых центрах (внутри Садового кольца и вдоль Кутузовского и Ленинградского проспектов) была отмечена новая тенденция — рост базовых арендных ставок составил в среднем 5-6%, в то время как в торговых центрах за пределами Садового кольца базовые арендные ставки продолжили снижаться под влиянием растущего предложения (как минимум на 3-5 процентов). Арендные ставки по лучшим торговым помещениям в среднем по городу на конец августа составили 1400 долл. за кв. м в год, в то время как средние арендные ставки по торговым центрам были значительно ниже (около 850 долл. за кв. м в год), что объясняется более низкими арендными ставками для якорных арендаторов и ресторанного сектора. Кроме того, многие владельцы торговых центров предоставляют постоянным арендаторам скидки — до 5-10 процентов.

Средние арендные ставки по лучшим торговым коридорам (Тверская улица, Столешников переулок, Кузнецкий мМост и Новый Арбат) незначительно увеличились за первые три квартала года до 2000 долларов за кв. м в год (на 4 процента). Общее предложение по лучшим торговым коридорам оценивается сегодня в 400 тыс. кв. м при уровне свободных помещений от 6 до 8 процентов. Наиболее активными арендаторами магазинов на улицах являются магазины модной одежды и аксессуаров, а также рестораны. Кстати, доходность по торговым предприятиям в этих «коридорах» может составлять 35-40% в год, но существует объективный ограничитель такой инвестиционной деятельности — дефицит свободных помещений.

Сложность выбора

Торговые помещения справедливо считаются самым «капризным» сектором коммерческой недвижимости, так как для их сдачи или продажи владельцам приходится соблюдать ряд условий. И в отличие от арендаторов офисов или складов торговцы очень мобильны: последние при плохих делах готовы в считанные недели перепрофилировать магазин или, что еще более реально, попытаться сменить помещение.

Очень значим для магазинов такой фактор, как «проходное место». За хорошее расположение порой приходится серьезно доплачивать. Исключение — только магазины для автомобилистов или узкоспециализированные «точки», для которых важен удобный проезд. Например, перемещение объекта с Пятницкой улицы в район Татарских переулков способно изменить цену аренды в 2-2,5 раза.

Неоднозначно оцениваются на рынке магазины без подсобного помещения. В этом случае «уходят» только «точки» небольшой площади (киоски и павильоны).

Наиболее популярны, как и прежде, магазины в ЦАО. Но беда центра — мало новых помещений. В основном на рынке присутствуют здания прошлых лет. Наиболее часто в них выставляются на продажу или аренду помещения площадью 150-250 кв. метров. Если сравнивать с предложением офисов, то доля маленьких торговых помещений (80-120 кв. м) очень мала. Но именно такие магазины и в самом большом дефиците.

Если сравнивать стоимость аренды магазинов и офисов в центре города, то цены на торговую недвижимость при прочих разных показателях (расположение, площадь, срок аренды и пр.) выше офисных цен на 40-50 процентов. Это еще раз доказывает инвестиционную привлекательность магазинов. Специалисты рынка так кратко объясняют эту ситуацию: «Магазины располагаются на первых этажах людных улиц, а офисы — где придется».

Факторы успеха

Весьма важным считается фактор «проходное место», однако его формализация крайне затруднена. Например, перемещение объекта от станции метро «Белорусская» в сторону Лесной улицы способно изменить цену аренды в 3-5 раз.

Среди центров локального влияния можно выделить как наиболее сильнопритягательные: Дорогомиловская ул., центр Нового Арбата, район м. «Смоленская» со Старым Арбатом, Пушкинскую площадь, Таганский универмаг. Менее сильные центры притяжения — Покровка и Покровский бульвар, Люсиновская улица. Наиболее низко котируются район Трубной площади и Трубной улицы, район Новоспасского моста. Несмотря на расположение в географическом центре Москвы, цены аренды и продажи здесь в 2,5-3 раза ниже, чем на Арбате или в Столешниковом переулке.

Перемещение магазина с обычной улицы во дворы меняет цену аренды в среднем на 25-30 процентов. Примерно на столько же дешевеет магазин и при перемещении в подвал с первого этажа. А вот качественный ремонт, в отличие от офисных центров, совсем незначительно увеличивает стоимость аренды — не более чем на 10% по сравнению с обычным состоянием. В свою очередь, необходимость качественного ремонта понижает цену на 15-20 процентов.

Важным моментом является ограничение торгового профиля. Магазины с каким-либо ограничением (например, нельзя продавать продовольствие и особенно спиртное) падают в цене до 15-20 процентов.

Необычно высокой ценой характеризуются магазины-киоски и павильоны, цена аренды метра в них выше как минимум на 30% по сравнению с обычными магазинами. Это связано с тем, что практически вся общая их площадь — торговая (более 85%). При этом в продуктовых магазинах соотношение подсобных и торговых помещений составляет в среднем 1:3, а в промтоварных — 1:4. Поэтому инвестиции в небольшие продовольственные магазины, а также в магазины одежды небольшой площади (как правило, это бутики) приносят инвесторам доходность в размере 25-30% в год. Обычно и тот, и другой формат распространен внутри Садового кольца.


Николай Шмелев Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Любовь к большим... И к маленьким":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Hyundai Accent, Peugeot 206: Большой переполох в маленьком квартале

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Accent, Peugeot 206 Посмотреть другие фото (4) Став больше и дешевле, 206-й забрался в чужие владения. До недавнего времени среди доступных седанов не было равных несгибаемому «Акценту».

» Познавательное про авто - 3145 - читать


Большие секреты про маленький живот

Ох уж эти извечные проблемы похудания! Сколько хлопот они нам доставляют. И вот когда вы, ограничивая себя в самых любимых кушаньях наконец-то добиваетесь желаемого результата, ваш животик выглядит просто безупречно.

» Оздоровительная гимнастика - 2287 - читать


Большие проблемы с маленькой книжкой

Материал предоставлен журналом Кадровое дело / Принимая сотрудника на работу, опытный специалист кадровой службы в первую очередь поинтересуется его трудовой книжкой. Ведь именно благодаря этому документу он получит достаточно четкое представление о том, что за человек пришел в коллектив, каков его профессиональный стаж, уровень квалификации, как долго он остается верен "родному" предприятию. Вместе с тем трудовая книжка - это еще и основной документ, свидетельств ...

» Управление и менеджмент - 4483 - читать


Обзор Merriam-Web ter Unabridged Dictionary – большой словарь в маленьком смартфоне

Создатели популярнейшего переводчика SlovoEd из Paragon Software Group продолжают радовать пользователей новыми языковыми продуктами. Несколько месяцев назад состоялся коммерческий запуск продукта под названием Merriam-Webster для платформы UIQ 3. 0.

» Ноутбуки, КПК и телефоны - 3108 - читать


Большая семья в маленькой квартире

В идеале каждый член семьи должен иметь свою комнату, личное пространство, где он сможет уединиться, которое он может оформить согласно своим представлениям о красоте и уюте. Но жизнь вносит свои коррективы, а отсутствие достаточного количества комнат – это не повод отказываться от родительского счастья. Дружная семья сможет жить и в маленькой квартире, а задача родителей – постараться обеспечить удобство и комфорт для всех.

» Дизайн и интерьер - 5919 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Любовь к большим... И к маленьким

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru