Бизнес-парки, расположенные за границами крупных городов, — формат коммерческой недвижимости, популярный в Европе. Возводя бизнес-парки в Подмосковье, девелоперы вынуждают москвичей примерять на себя западный образ жизни. Скоро некоторым из них придется ездить на работу не в центр города, а за его пределы. Вероятность смены офиса больше, если москвич работает в международной компании.
Перспективная тенденция — переселение москвичей за город и, как следствие, комплексное освоение территорий, создание инфраструктуры — стала ориентиром для девелоперов, занимающихся коммерческой недвижимостью.
В ближайшем Подмосковье начался бум офисного строительства.
По данным компании Prime City Properties, большинство проектов на внешнем поясе МКАД сконцентрировано вокруг нескольких центров притяжения, которые способны стать новыми деловыми районами. Важным компонентом в них является наличие инфраструктуры — торгово-развлекательной, гостиничной и т. д., благодаря которой эти районы становятся пригодными не только для работы, но и для проведения досуга. В первую очередь это кластер коммерческой недвижимости на пересечении МКАД с Ленинградским шоссе, образованный под влиянием международного аэропорта “Шереметьево” и район Мякининской поймы.
По мнению экспертов фирмы Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R), одна из основных тенденций развития офисной недвижимости в области — строительство нового для России формата коммерческой недвижимости: бизнес-парков. Мировой опыт свидетельствует, что такой формат является наиболее востребованным за пределами мегаполисов, где земля дешевле городской и есть возможность создания не просто офисных площадей, а зданий различного назначения — от производственного до жилого. Например, на 71-м км МКАД, между Ленинградским и Волоколамским шоссе, бизнес-парк класса А “Гринвуд” (130 000 кв. м) строит компания Coalco вместе с Московским консультационным центром. Проект представляет собой комплекс из 13 офисных зданий, гостиницы, апартаментов и развлекательных заведений. Комплекс “Кантри-парк” (первая очередь — 18 000 кв. м) в Химках продолжает возводить коммуникационная компания Race Сommunications. Развитая инфраструктура делового парка включает ресторан, салон красоты, кафе, складские площади, причал для яхт, большую рекреационную территорию. В планах — строительство отеля и зала конгрессов. Проект Platzdarm Development — “Химки-Сити” представляет собой своего рода город в городе, где будут представлены не только офисные помещения класса В+ (около 100 000 кв. м), но и жилье, гостиница на 250 номеров, торговые площади, рекреационная зона и яхт-клуб. “Бизнес-парк Химки” — 100 000 кв. м класса А — проект IKEA. Кроме офисных зданий здесь будут две гостиницы на 375 и 250 номеров, апарт-отель на 250 номеров, торговый центр, конгресс-холл, фитнес-центр.
Важная составляющая бизнес-парков — высокая обеспеченность машино-местами. На Западе привычное явление — офис, расположенный за городом, куда сотрудники добираются на своих автомобилях. Например, в “Кантри-парке” пятиуровневая парковка на 260 мест, арендаторам гарантируется одно машино-место на каждые 50 кв. м арендуемой площади, а в “Гринвуде” обеспеченность парковочными местами еще выше — 40 кв. м на одно машино-место. Для сравнения: в Москве в бизнес-центрах соответствующего класса обеспеченность машино-местами в два, а то и в три раза меньше. Уже на этапе сдачи площадей арендаторов информируют о том, что до бизнес-парка от ближайшего метро будут курсировать служебные автобусы-“шаттлы”.
Площади первой очереди одного из крупнейших в Подмосковье БЦ класса В+ — “Кантри-парка”, возведенного в начале 2004 г., полностью сданы. По мнению экспертов C&W/S&R, спрос на качественную офисную недвижимость в Подмосковье формируют крупные западные или российские компании, которые хотят сократить расходы на аренду площадей для так называемых бэк-офисов. Арендаторами площадей в бизнес-парках в первую очередь становятся международные компании, для руководителей которых понятен их принцип функционирования. Например, BMW в “Кантри-парке” арендовала под головной офис 3000 кв. м, а Porsche и Volvo Truck — 2100 кв. м.
Москвичи привыкли ездить на работу в центр города, а не двигаться в обратном направлении. Опыт отдельных компаний, сменивших офисы в центре на площади в бизнес-центрах за Третьим транспортным кольцом, показал, что в такой момент из них уходило порой 20-30% сотрудников. Но тенденция децентрализации офисов крупных компаний, переезды бэк-офисов в периферийные районы, планы отдельных компаний разместить офисы в Подмосковье (например, в “Химки Бизнес-парке” планируют арендовать помещения Ford и DHL) показывают, что москвичам придется менять привычки. Выбирая офис вдали от центра города, руководство фирмы на первый взгляд заботится о деловых интересах и экономит на арендных платежах. Но истинная картина открывается позже. Добираясь на работу в центр города на автомобиле черепашьим шагом, многие автомобилисты отмечают, как быстро движется транспорт в обратном направлении — из центра города до МКАД. А это означает, что дорога в подмосковный офис по времени окажется более короткой, чем до Садового кольца. В западных столицах это уже проверенный опыт.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU