Решить для себя гаражный вопрос раз и навсегда способны или очень богатые, или очень бедные московские автовладельцы. Первые могут вложить средства в строительство коммерческого гаража, вторые - получить место на муниципальном паркинге. Для автомобилистов, принадлежащих к среднему классу, власти города разработали программу "Народный гараж". Правда, чтобы получить качественное хранилище для машины по сходной цене, придется проявить "инициативу снизу".
По данным агентства ABARUS Market Research, за последние 10 лет автопарк России увеличился в 2.5 раза и по состоянию на осень 2005 года насчитывал более 25 млн.
автомобилей. Особенно наглядно тенденция к быстрому росту числа автомобилей видна в Москве. За последние годы автопарк столицы увеличился в 10 раз и превысил 3 млн. автомобилей. Неудивительно, что "гаражный вопрос" в Москве по остроте почти сравнялся со знаменитым "квартирным".
До недавнего времени наиболее популярным способом хранения машин в столице считалась установка "ракушки" - их в городе, по разным оценкам, от 300 до 700 тыс. Однако жестяные тенты породили проблему нерационального использования дефицитных земель и перегруженности дворов, в результате чего столичные власти несколько лет назад объявили "крестовый поход" против "ракушек". По данным опроса, проведенного по заказу ОАО "Московские информационные технологии", лишь около четверти респондентов паркуют автомобиль на платной парковке, десятая часть - в гаражах, 13% - в "ракушках". Примерно половина оставляет машину во дворе. При этом поиск места для ночевки автомобиля отнимает все больше сил и нервов.
Московские власти пытаются решить проблему, активизируя строительство гаражей. По словам главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, в нынешнем году объемы гаражного строительства увеличатся с 70 тыс. машино-мест до 100 тысяч. Главным вопросом остается один - кто заплатит за новые гаражи? У правительства Москвы есть программа строительства муниципальных гаражей. Машино-места в них будут сдаваться в аренду по минимальным ставкам представителям льготных категорий. Фактически городские власти используют ту же схему, что и при решении жилищного вопроса. Но в случае с гаражами они предложили любопытное новшество - программу "Народный гараж". Предполагается, что стоимость гаража в рамках программы будет существенно ниже, чем в стандартных многоэтажных гаражах. Городские власти будут предоставлять будущим владельцам "народных гаражей" льготы по ставкам земельной аренды и по плате за подключение к инженерной инфраструктуре.
Пока программа "Народный гараж" делает первые шаги - недавно к ее реализации приступили в Центральном округе, завершив разработку предпроектной документации для строительства сразу трех таких паркингов. Гаражи появятся по адресам: ул. Госпитальный Вал, вл. 5, к. 3, 4 и ул. Покровка, 40. Кроме того, идет строительство первого "народного гаража" в Северо-Восточном округе. Однако программа - и в этом заключается едва ли не главная новация "Народного гаража" - рассчитана на инициативу "снизу". Если строительство муниципальных гаражей инициируется и ведется полностью городскими властями, то "народные гаражи" будут строиться, что называется, "по заявкам трудящихся".
Именно жители - будущие инвесторы и владельцы "народных гаражей" - будут выступать с инициативой строительства паркингов в своем районе. От них власти ждут предложений по расположению будущего гаража. Для подачи заявки жители должны организовать инициативную группу - что-то вроде кооператива. Именно она будет иметь дело с чиновниками, проектировщиками и подрядчиками. Пока первые "народные гаражи" строятся по инициативе окружных властей. Но в будущем мэрия сделает ставку именно на самоорганизацию граждан.
Вопрос - насколько москвичи воспримут предложенную правительством Москвы новацию. Результаты опроса дают основания надеяться, что идея "народного гаража" будет пользоваться спросом. Многие москвичи уже сейчас осознают, что покупка гаража - единственный способ раз и навсегда решить проблему парковки. Так, около трети респондентов, имеющих в семье автомобиль, выразили готовность приобрести гараж в течение ближайших 5 лет. Многим близка и идея инвестиционного строительства гаражей. По данным опроса, порядка 40% респондентов, выразивших готовность приобрести гараж в ближайшую "пятилетку", готовы инвестировать сбережения в строительство своего гаража.
Григорий Бекетов Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU