В ближайшее время в Москве могут появиться подводные гаражи. К таким нестандартным ходам Москву подталкивает хроническая нехватка мест для парковки автомобилей, количество которых растет с каждым днем. Первая такая стоянка, рассчитанная на 800 легковых автомобилей и 38 автобусов, появится под Водоотводным каналом. Согласно проекту гараж будет связан с подземным пространством под пешеходной зоной, Якиманской набережной и Малой Якиманкой. Еще одну подводную автостоянку планируется построить под каналом в районе Болотной площади.
Предполагается, что она станет составной частью подводного развлекательного комплекса "Водный мир"
Впрочем, надо полагать, что подводные гаражи все-таки останутся штучным товаром. Их строительство при нынешних технологиях слишком дорого для того, чтобы обеспечить машиноместами всех желающих. А пока правительство Москвы сосредоточено на более привычных и - что главное - более дешевых способах размещения машин.
Главная проблема, с которой сталкиваются попытки властей цивилизовать парковки, - дороговизна мест в новых гаражах, Шутка ли - цена места в самых дорогих подземных гаражах порой превышает 20 тысяч долларов. Из-за этого многие москвичи просто не могут позволить себе хранить машину где-либо, кроме двора или детской площадки.
Но отцы города придумали, как удешевить гаражи на 30 - 40 процентов. Для этого разработана программа "Народный гараж". Изначально основная ставка делалась на инициативу самих автовладельцев.
По планам правительства Москвы граждане должны были сами создавать инициативные группы, которые предлагали бы управам построить гараж. Также участники инициативных групп должны были брать на себя сбор средств на строительство. Город же со своей стороны брался выделять земельные участки и обеспечивать доступ к инженерной инфраструктуре по минимальной стоимости.
Таким образом, "льготная" цена "народных гаражей" должна была образоваться за счет особых условий, обеспеченных правительством Москвы, и за счет того, что жители брали бы на себя значительную часть организационной работы. Однако действовать самостоятельно привыкли далеко не все. Поэтому в большинстве случаев дальше стихийных собраний и разговоров на тему: "А неплохо бы построить гараж" - дело не шло.
Для того чтобы ускорить процесс, схема, по которой реализуется программа, была изменена. Теперь финансировать строительство паркингов будут не сами москвичи, а правительство Москвы. А организационную и строительную работу возьмет на себя московское государственное унитарное предприятие "Управление гаражного строительства".
ГУП будет начинать работы за счет собственных и привлеченных средств. Город, в свою очередь, будет выдавать управлению кредиты по минимальной ставке, которая также позволит удешевить гаражи. К тому же на строительство "народных гаражей" планируется направить все 600 миллионов рублей, которые город рассчитывает заработать на инвестиционных гаражах в нынешнем году. Напомним, что сегодня в Москве около 90 процентов всех гаражей строятся на инвестиционной основе, оставшиеся 10 процентов - муниципальные. Ожидается, что по мере развития программы "Народный гараж" доля инвестиционных гаражей будет сокращаться, а социальных - "народных" и муниципальных - расти.
Новая схема, по которой пойдет реализация программы, имеет еще одно преимущество. Не все москвичи имеют опыт работы с проектировщиками и строителями. А значит, велик риск возникновения новых "долгостроев" или того, что на рынок выйдут недобросовестные игроки.
По новой схеме весь процесс - от выделения участка до собственно строительства - будет находиться под жестким контролем городских властей. Поэтому ни застройщик, ни проектировщик не смогут вольно трактовать свои обязанности и злоупотреблять доверием горожан. По окончании строительства гаражи будут продаваться по цене, которая, по словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константина Королевского, будет отличаться от себестоимости на 10 процентов.
Исходя из главной задачи программы - минимизации стоимости машиноместа, - будут проводиться конкурсы проектировщиков и подрядчиков строительства. Сейчас для реализации программы выделено более ста земельных участков. Из них 43 уже имеют акты разрешенного использования. По 33 прошли конкурсы по подбору генпроектировщиков, которые за счет средств городского бюджета разработают проектно-сметную документацию. К концу сентября Моcгорэкспертиза даст свой вердикт по каждому из проектов, а в четвертом квартале начнется строительство.
Как ожидается, первые "народные гаражи" будут сданы в эксплуатацию в декабре 2007 - январе 2008 годов. Согласно планам только первые 33 гаража дадут городу около 7 тысяч новых машиномест. Всего же целевая городская программа "Народный гараж" на 2005 - 2007 годы предусматривает строительство 330 тыс. машиномест (б - 7 миллионов квадратных метров площадей). Это в полтора раза больше, чем по аналогичной программе на 2002 - 2004 годы, которая предусматривала строительство 210 тыс. машиномест. Так, в 2006 г. будут построены 111 тыс. мест для хранения автомобилей, а в 2007 г. - уже 133 тыс.
Дмитрий Павлов Тверская, 13
Статья о недвижимости получена: IRN.RU