В ближайшее время власти российской столицы начнут целый ряд проектов по освоению подземного пространства города. Если раньше под таким «освоением» понималась постройка метро или сооружение подземных переходов, то теперь идея мэрии куда более впечатляющая.
Речь идет не только и не столько о создании отдельных объектов, которые решают «точечные» проблемы города - например, автотоннелей или подземных торговых комплексов. Новые подземные сооружения будут решать комплекс задач сразу, А значит, строить их будут в основном там, где у города накопились особенно сложные проблемы. Так, подземное строительство начинается на площади Павелецкого вокзала, на Болотной площади, на площади Тверской заставы (у Белорусского вокзала).
Одним из наиболее ответственных объектов нового подземного пространства Москвы станет комплекс на Пушкинской площади.
Подземная часть есть и у сегодняшней «Пушки» - но пока это обыкновенные бетонные коридоры, переполненные торговыми палатками и людскими толпами. Вместо них, по замыслу проектировщиков, будет создано единое пространство, в котором разместятся торгово-досуговый центр, подземный паркинг, в который уберут мешающие движению стоянки на поверхности и автомобильный тоннель.
С тоннеля и началась идея создания новой подземной части Пушкинской площади. Любой москвич знает, как непроходимы автомобильные пробки в центре города в час пик. Пушкинская площадь в этом смысле уже давно пользуется дурной славой.
В 2003 году эксперты проводили комплексное исследование организации дорожного движения в Центральном округе столицы. Они пришли к выводу, что «полумеры» вроде изменения режима работы светофоров или частичного расширения проезжей части проблему Пушкинской площади не решат.
После того как стало ясно, что без тоннеля не обойтись, специалисты начали просчитывать различные варианты строительства. У обывателя само слово «тоннель» порой вызывает ассоциации с грандиозными сооружениями. К слову, в Москве такие есть - например. Лефортовский или строящаяся под Серебряным бором подземная часть Краснопресненского проспекта.
Но случай с Пушкинской площадью - совсем иное депо: расчеты показали, что тут можно обойтись совсем «малой кровью». Для того чтобы «развести» в разные плоскости потоки машин на Тверской улице и Бульварном кольце, достаточно построить короткий тоннель, проходящий под самой границей Пушкинской площади. Подобных сооружений в Москве достаточно много. Они есть и на Садовом кольце - например, на Триумфальной площади и на Бульварном - на Арбатской площади.
В пользу именно такого проекта говорит природный рельеф Пушкинской площади. Здесь Тверская улица проходит как бы по бровке холма, который под прямым углом пересекает Бульварное кольцо. Планируемый тоннель выровняет траекторию движения автомашин по Бульварному кольцу. Вместо того чтобы, пересекая Тверскую, подниматься на холм, а затем спускаться с него, машины поедут по ровной поверхности - только под землей. Соответственно сильно заглублять тоннель в землю не придется, равно как и строить на площади эстакады.
Первыми, кто выиграет благодаря строительству тоннеля, будут местные жители. Сейчас им приходится вдыхать все «продукты жизнедеятельности» автомобильных пробок, которые могут стоять на площади, не двигаясь, часами. А после того, как будет построен тоннель, часть интенсивного автомобильного движения будет упрятана под землю. К тому же движение на «Пушке» наконец по праву можно будет назвать «движением», а не «стоянием». Благодаря согласованным проектам «разведения » транспортных потоков в районе Пушкинской площади, Белорусского вокзала и Сокола на всем протяжении питерской трассы - от Манежной площади до МКАД - будет наконец-то организовано бессветофорное движение. Впрочем, в городе никто несобирается строить суперскоростную гоночную автостраду - скорость потока будет плавно снижаться по мере приближения к центру.
Помимо автомобилистов, в выигрыше окажутся еще и пассажиры метро. Сегодня в районе Пушкинской площади расположены три станции метрополитена, это один из ключевых пересадочных узлов всей системы. Но если две из станций («Пушкинская» и «Тверская») связаны между собой хотя бы приемлемыми переходами, то станции «Чеховская» повезло гораздо меньше. Она стоит «особняком», на изрядном удалении, что отнюдь не всегда удобно, особенно зимой или в дождь. Новое подземное пространство на Пушкинской площади даст москвичам единое пешеходное пространство, объединяющее все три станции метрополитена, от которых можно будет одинаково легко попасть и в новые магазины, и на парковку. По существу, под Пушкинской появится «всепогодная» часть города, в которой будет все необходимое, чтобы жители не зависели от капризов климата.
Сегодня проект нового подземного пространства существует лишь в виде общей идеи, и работа над его деталями продолжается. В проектировании участвуют как столичные, так и иностранные компании. Московские специалисты тщательно следят за тем, чтобы проект не причинил ущерба окружающим постройкам и культурному наследию. Археологи уже готовят проекты научных исследований.
Поиск элементов старинных построек, которые могут быть обнаружены в ходе подземных работ, - первая задача. А эксперты НИИОСП им. Герсеванова исследуют близлежащие здания, в первую очередь их фундаменты. Проектировщики занимаются прохождением многочисленных экспертиз и согласований. Однако они уверяют, что первоначальная идея комплексного освоения подземного пространства, создания «всепогодной» части города с минимальным влиянием на окружающие сооружения изменений не претерпит. Эта идеология проекта обсуждена и закреплена решением Общественного совета при мэре Москвы.
Иван Быстров Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU