Перебазирование промышленных предприятий Москвы, по мнению аналитиков, за последние два года приняло относительно цивилизованные формы. Если раньше публикации на эту тему изобиловали военными терминами - «захват», «бастион», «принудить к капитуляции», а слово «беспредел» было едва ли не самым мягким при описании «правовой культуры» происходящего, то сегодня Город (под ним принято понимать исполнительную и законодательную власти Москвы) и Инвестор уже предпочитают не «воевать», а договариваться.
В ближайшее время предполагается провести круглый стол, в котором будут участвовать представители и Города, и промышленности, и инвесторов. Каждая сторона готовит свои проекты будущих правил игры. Они не публикуются – никто не хочет открывать карты заранее, но то, что подготовка к столу идет самая серьезная, – несомненно.
Еще один существенный момент – создание единой комиссии, которая будет заниматься всеми городскими конкурсами. Ее возглавил Геннадий Дегтев. Безусловно, интересы Города и Инвестора иногда совпадают, а иногда не совпадают категорически, поэтому механическое сложение их мнений – задача неблагодарная и, более того, бесполезная. Сегодня мы попытаемся озвучить мнение Инвестора о ситуации, сложившейся на рынке столичной земли. Наш респондент – Николай Хитаров, член совета директоров строительной корпорации «Баркли».
- Николай Дмитриевич, общеизвестно, что привлекательных для инвесторов площадок в Москве осталось немного, и значительная часть находится под «развалившимися» предприятиями. Всеми отмечается ужесточение правил игры в этом секторе рынка. Как вы оцениваете качество сегодняшних конкурсов?
- Сейчас происходят весьма существенные и очень быстрые изменения, поэтому именно на сегодня комментировать не возьмусь: как бы честно я ни прокомментировал именно сегодняшнюю ситуацию, к моменту выхода публикации она может измениться до неузнаваемости. Но ситуацию, которая была до начала изменений (четыре-пять месяцев назад), я обрисую.
Что меня, как инвестора, не устраивает? Прежде всего, недостаточность и недостоверность информации. Сразу вспоминается реальная ситуация. Площадка вместе со зданием выставлена на конкурс. Информация опубликована. Площадка хорошая, все стороны в проекте заинтересованы. В самый последний момент выясняется, что у значительной части площади есть конкретный владелец, который был, скажем так, весьма удивлен, прочитав в газете вышеупомянутую информацию. В данном случае никакой злонамеренности и сознательного умалчивания не было – про владельца просто-напросто забыли. Мне такой подход к организации конкурса нормальным не кажется.
Момент следующий. Город выдает готовый, разработанный инвестиционный договор. Я, инвестор, участвую в конкурсе и его выигрываю. Однако юристы компании считают, что в некоторые пункты договора необходимо внести уточнения. Но здесь позиция Города бывает неоправданно жесткой: дескать, «не хочешь – не подписывай». По моему мнению, Город и Инвестор не должны быть сторонами противоборствующими, поскольку куда продуктивнее – быть сторонами договаривающимися. Но, увы, удается это далеко не всегда, и подчас договор заменяется диктатом со стороны Города.
Продолжение следует. Предположим, что я, как Инвестор, свою подпись под договором уже поставил. Но это еще не все. Наш договор идет по департаментам, и департаменты вносят изменения, а моя подпись уже стоит, и деваться мне уже некуда. И эта ситуация нормальной мне тоже не кажется.
Еще одна ситуация. Площадка для меня, безусловно, привлекательная, но до меня здесь работал другой инвестор, потом по своим внутренним причинам работать на ней прекратил. В договоре указано, что я обязан компенсировать этому инвестору все документально подтвержденные расходы, произведенные по данной площадке. Но до подписания договора или проведения конкурса я не имею не только реальных документов, но даже общую сумму этих расходов мне не говорят. И не потому, что скрывают, а потому что никто ее и не выяснял. Получается пресловутая «русская рулетка». Я в нее играть не хочу, но если площадка для меня привлекательна – приходится.
- Вернемся к предприятиям. Насколько инвестор может обратить в свою пользу объективно существующие противоречия в законодательстве?
- Сначала отвечу как инвестор, потом – как аналитик. И эти ответы не совпадут. Корпорацию «Баркли» к рейдерам (земельным спекулянтам – Ред.) еще никто причислить не пытался, поэтому я имею право, так сказать, абстрагироваться. Давайте понимать, что в интересах бизнеса грамотный инвестор, имеющий сильную команду юристов, прямо нарушать Закон не будет, но использовать упомянутые противоречия в законодательстве может.
С другой стороны, как аналитик, сторонний наблюдатель, я скажу, что это стратегически неправильно. Конечно, недомолвки, противоречия, непонимания между Городом и Инвестором – это нормальные рабочие моменты, которые будут всегда. Но сегодняшний объем этого «непонимания»… Если мы не договоримся, то в итоге мы проиграем все.
Теперь конкретно о выводе предприятий и о соответствующих конкурсах. Здесь позиция Города мне не во всем понятна. Есть две стороны медали. Одну я понимаю и полностью одобряю. Идет грамотное обследование московских предприятий, и составляются соответствующие списки. Часть этого списка – предприятия реально необходимые городу, социально значимые. Они исторически были и должны быть здесь и дальше. Полностью согласен, подход грамотный и правомерный. Город свои интересы отстаивать обязан. А вот насчет предприятий, подлежащих перебазированию, опять выступлю как инвестор. Если данная конкретная площадка мне нужна – зачем мне участвовать в конкурсе? Город относительно данного конкретного предприятия принял определенное решение, это решение опубликовано - я могу начать скупку акций этого предприятия, проведение предварительных работ по выводу, и так далее… Я сам найду место, сам договорюсь со всеми заинтересованными сторонами и сделаю это намного эффективнее, чем Город, поскольку, в отличие от Города, аппарат фирмы куда более компактен и нацелен на конечный результат. А вот уже конкретные мои, как владельца выводимого предприятия, предложения пускай Город и контролирует на предмет законности и соблюдения своих интересов.
- Как вы относитесь к созданию единой городской комиссии по конкурсам, которую возглавил Геннадий Дегтев?
- Я это решение считаю верным. У г-на Дегтева репутация человека умного, порядочного, безусловно, сильного профессионала и человека весьма жесткого. И для решения тех задач, которые перед ним поставлены, последнее качество, увы, необходимо.
Если же говорить о прогнозах – то грядущие издержки мы все уже видим. Конечно же, это будет «конвейер», и, в ряде случаев, подход будет чисто формальным. Но я альтернативы не вижу. Когда все это (законный вывод промпредприятий – Ред.) реально заработает? Минимум через полгода, хотя, в официальной прессе регулярно озвучивается мнение, что «было все плохо, а теперь, после создания комиссии, все единым махом станет хорошо…». Несерьезный подход… Ситуация сегодня сложилась такая, какая сложилась, и навести порядок быстро не получится. Должна заработать система, а это – серьезный процесс, требующий определенного времени.
И последнее. Корпорация «Баркли», как инвестор, безусловно, стратегически заинтересована в том, чтобы была определенность и стабильность. Мы собираемся жить и работать в России. И мы очень надеемся на то, что войны локального масштаба наконец закончатся и ситуация стабилизируется.
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU