Недвижимость для кинотеатров пользуется большим спросом со стороны сетевых операторов. Столичные сети приобретают новые площадки для девелопмента или здания своих конкурентов вместе со всем кинооборудованием. Вслед за московскими сетями в столицу подтягиваются операторы из других городов и даже стран, готовые вкладывать инвестиции. Они приобретают не по одной, а по пять и более площадок. Кинотеатры развиваются далеко не только как мультиплексы в составе торговых центров.
Им по-прежнему нужны отдельные здания, где они чувствуют себя самодостаточным бизнесом.
В числе первых кинотеатров нового поколения с системой Dolby Digital, выпукло-вогнутыми гигантскими экранами и эксклюзивным интерьером были в Москве “Kodak Киномир” на “Тверской”, “Пять звезд” на “Павелецкой”, “Ролан” на “Чистых прудах”, “Киноцентр” на “Краснопресненской”, “МДМ-Кино” на “Фрунзенской”… Наряду с ними с начала 2000-х гг. сетевые операторы киноиндустрии, такие как “Формула кино” или “Каро Фильм”, реконструировали ряд районных зданий кинотеатров. Эти здания простояли в запустении во время кинозастоя 1990-х гг. После десятилетия забвения искусство “живых картинок” стало возрождаться в России. С началом 2000-х гг. в одной только Москве кинодевелоперы понастроили столько зрительных залов, что в 2004 г. этому сектору рынка недвижимости аналитики предсказали насыщение и замедление темпов строительства. Но пришел 2006 год, потом 2007-й, а гиганты индустрии все объявляют о новых проектах строительства и реконструкции зданий, об их аренде и покупке. Отдельно стоящих кинотеатров становится больше. Сетевые бренды, которые с самого начала заняли отдельные здания целиком под кинотеатры, продолжают действовать в том же стиле, открываются в очередном районе независимо от торговых или многофункциональных центров. Как “Пять звезд”, открывшая после кинотеатра на “Павелецкой” здание в Бирюлеве.
В декабре 2006 г. американская компания Rising Star Media, управляющая сетью “Киностар De Lux”, объявила, что намерена открыть до 2008 г. четыре новых кинотеатра в России. Два из них появятся в Москве (два других — в Санкт-Петербурге). Для развития сети “Киностар de Lux” Rising Star Media планирует привлечь кредит Международной финансовой корпорации (IFC). По данным IFC, общая стоимость проекта оценивается в $68 млн. Кредит размером $20 млн от IFC уже получает сеть “Синема-Парк”.
Другой известный оператор — “Каро Фильм” в последние годы занялся покупками современных зданий кинотеатров в Москве, уже принадлежавших киносетям или непрофильным операторам. Он стал владельцем кинотеатра “Мечта” на Каширском шоссе, а в начале 2007 г. приобрел кинотеатр “Пушкинский” в центре столицы. “Пушкинский” холдинг “Каро” выкупил у мэрии Москвы. Сумма сделки составила почти $30 млн. До этого “Каро Фильм” арендовал в “Пушкинском” 2500 кв. м площадей, и передать весь кинотеатр напрямую холдингу мэрия по закону не могла. Она обязана была провести тендер, на котором стартовая цена здания составляла 767 млн руб. “Каро Фильм” предложил на 1 млн руб. больше.
В феврале 2007 г. оператор “Кронверк Синема” из Санкт-Петербурга объявил об аренде помещений в столичном “МДМ-Кино”. Компания собирается реконструировать эти площади, и общий объем инвестиций в них может составить от $6 млн до $8,5 млн. Но на этом питерцы не остановятся: они подыскивают еще пять площадок в Москве. В целом на московские проекты у компании может уйти в течение года $13 млн. С 1 марта “МДМ-Кино” закрыт на реконструкцию, а когда откроется, то в одном из залов зрителям презентуют цифровой кинопроектор. Инвестиции в первый этап реконструкции должны составить $500 000, которые в основном пойдут на закупку техники. Например, цифровой кинопроектор обойдется в 150 000 евро. Компания собирается увеличить площадь кинотеатра в здании МДМ, когда соседние помещения освободят другие арендаторы. А к концу года обещает открыть семизальный мультиплекс в Орехове-Борисове и пятизальный кинотеатр на Алтуфьевском шоссе, максимально оборудовав их цифровыми проекторами. Дальше компания пойдет в Киев. От нее не отстает “Синема-Парк”, собравшийся расширяться в Москве и выйти на Украину.
Стратегию того же “Кронверка” по экспансии в Москве можно было бы объяснить задачей внедрять повсеместно цифровой проектор. Такая услуга пока широко не распространена. Но если бы рынок кинотеатров был уже перенасыщен, компании было бы сложнее открываться даже с нововведением. И тем более вкладывать средства в реконструкцию зданий. Во всяком случае, не в таких объемах. Если учесть девелоперские планы всех других сетевых операторов, то можно понять, насколько пока далек киносегмент рынка недвижимости в Москве от насыщения. И в частности, сектор отдельно стоящих кинотеатров. Развитие сетей и открытие ими новых залов можно объяснить и тем, что на рынке недвижимости происходит так называемый передел. То есть здания прошлых лет, не всегда удачные по концепции и морально устаревающие, уступают место новым стандартам 2006-2008 гг. То же самое происходит в секторе торговых центров. В частности, именно о грядущем переделе говорили аналитики Colliers International и некоторые сетевые операторы, когда в 2004 г. предсказывали насыщение.
Развитие сетей и открытие новых залов стимулирует и такой мощный фактор, как зрительский интерес. Уже были исследования на тему, что киноголод 1990-х в России пробудил у общественности огромный аппетит и она накинулась на все киноновинки, как только они стали появляться. До сих пор зритель не сыт кинотеатрами. Кино помогает людям укрыться в мире мечты от суровой российской действительности. Кассовые сборы российских кинотеатров за 2006 г. увеличились на 30% до $412 млн. Примерно такой же рост был и в 2005 г., по исследованиям профильного журнала “Кинобизнес сегодня”. Для сравнения: с декабря 2004 г. по ноябрь 2005 г. в прокате появилось 320 кинолент, но собрали они $317 млн.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU