X5 Retail Group решила заработать на российской недвижимости. Как стало известно “Ведомостям”, ритейлер запускает сеть крупных торгцентров площадью 50 000-80 000 кв. м. Это непрофильный проект, и развивать его компания будет в партнерстве с крупными инвестфондами либо западными девелоперами. Поиском партнеров, скупкой участков и начальным этапом строительства занимается специально созданное подразделение — Х5 Development.
X5 Retail Group — крупнейший в России продуктовый ритейлер. Управляет сетями дискаунтеров “Пятерочка” и супермаркетов “Перекресток”. Чистая выручка за 2006 г. — $3,55 млрд, EBITDA — $365 млн. X5 контролируют совладельцы “Альфа-групп”, в свободном обращении на LSE находятся 24,8% акций голландской X5 Retail Group N. V. Капитализация на LSE вчера — $7,07 млрд.
Структура под названием Х5 Development упоминается в презентации отчета группы за II квартал 2007 г. “Мы достигли прогресса по ряду направлений, включая создание земельного банка для наших гипермаркетов и торговых центров, запуск деятельности Х5 Development и строительства логистической и складской инфраструктуры”, — прокомментировал директор по развитию Х5 Retail Group Андрей Рыбаков и добавил, что X5 Development была образована в феврале 2007 г., а ее задача — создание и развитие сети торговых центров в крупных городах европейской части страны.
“В стадии реализации четыре проекта: два в ближайшем Подмосковье, один в Рязани и один в Самаре. Площадь каждого из центров — порядка 60 000 кв. м”, — сообщил Рыбаков. Финансовый директор Х5 Виталий Подольский говорит, что эти торгцентры рассчитаны в первую очередь на развитие крупноформатных проектов: гипермаркетов Frank и супермаркетов.
“Покупкой земли и строительством занимаются и "Пятерочка", и "Перекресток", но их проекты гораздо меньше по площади. У нас появилась возможность построить объекты от 50 000 кв. м до 80 000 кв. м, где крупные форматы Х5 станут якорными арендаторами. Но мы не собираемся управлять торгцентрами и финансировать их. Задача Х5 Development — оформление участков, дизайн, надзор за строительством и подбор партнеров-соинвесторов. Мы хотим оставить за собой либо долгосрочную аренду, либо право собственности на торговые площади под свои магазины. Остальное будет в управлении и собственности партнеров”, — объяснил Подольский. Сейчас Х5 ведет переговоры с потенциальными соинвесторами: рассматриваются ведущие международные фонды недвижимости либо крупные девелоперские компании, обсуждается возможность нахождения стратегического партнера по таким проектам для всего Х5, заключил он.
Один из менеджеров Х5 Development рассказал “Ведомостям”, что под строительство торгцентров отведены два участка: сразу за МКАД по Калужскому шоссе и в 5 км от МКАД по Киевскому шоссе. Это подтвердил директор по рознице крупной сети непродовольственных гипермаркетов, знакомый с планами Х5.
По словам Подольского, первый торгцентр планируется сдать в конце 2008 — начале 2009 г., Х5 рассматривает возможность создания единого сетевого бренда для этих объектов. Сколько будет вложено в Х5 Development, Подольский говорить отказался.
Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко оценил стоимость четырех объектов примерно в $100 млн.
“Находчивый способ минимизировать издержки: отдельно стоящие гипермаркеты проигрывают по потоку потребителей торгцентрам, но развивать такой формат в одиночку — дорогое удовольствие”, — комментирует аналитик “Уралсиба” Андрей Никитин.
Скорее всего, Х5 будет действовать по схеме sales-leaseback: продаст все площади в торгцентрах и возьмет их в долгосрочную аренду, полагает директор департамента торговой недвижимости Collier International Максим Гасиев.
Вряд ли у Х5 возникнут проблемы с выбором партнеров — за последние полгода инвестировать в российский рынок торговой недвижимости решили свыше десятка иностранных инвестфондов, причем каждый планировал вложить не менее $500 млн.
Мария Плис Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU