- Рынок загородных домов активен, и все же с какими проблемами приходится сталкиваться компании, занимающей на нем одно из ведущих мест?
- Как любой бизнес, строительство таит в себе энное количество подводных камней, но мне бы хотелось побеседовать сегодня лишь об одном из них, а именно о наличии большого количества неорганизованных строительных бригад, так называемого "шабашстроя". Зачастую подобные компании состоят из людей самых разных специальностей. Самых разных, но не строительных. Понятно, они пошли колесить по просторам нашей страны не от хорошей жизни, как ясно и то, что они готовы пойти на любые уступки по оплате своего труда, лишь бы заполучить заказ. Хорошо, если среди них найдется хотя бы пара человек, построивших дом, - отсюда и качество. Естественно, конечный результат, предлагаемый "шабашстроем", тоже оставляет желать лучшего.
Итоги работы таких бригад многочисленными памятниками стоят во всех районах нашей области, и проблема зачастую не только в том, что строительство выполнено безграмотно, а скорее - в отсут-ствии элементарных экономических знаний, позволяющих, например, составить смету. Когда заказчик и горе-бригада ударяют по рукам, естественно оговариваются суммы, но в силу абсолютного незнания "специалистами" конъюнктуры рынка стройматериалов, транспорта, а порой и просто конструкций, необходимых для последовательного возведения зданий, фактическая стоимость работ многократно увеличивается. Немалую роль играет и отсутствие проектной документации, что, во-первых, не дает возможности иметь перед глазами полную картину происходящего, а во-вторых, и это самое негативное, предоставляет заказчику ложный шанс на внесение изменений, дополнений и переделок в ходе строительства.
- В чем вы видите причины имеющегося спроса на "шабашстрой"?
- Ситуация, когда на достаточно большой части рынка загородного домостроения прочно держатся непрофессионалы и неспециалисты, порочна. И складывается она оттого, что заказчик непременно желает оставить для себя пусть маленький, пусть совсем небольшой, но шаг к отступлению: управляя финансовыми рычагами, желает вмешиваться в процесс строительства, и с его, заказчика, точки зрения, правильно и, самое главное, вовремя вносить коррективы в работу. Впоследствии он понимает, насколько его действия были бы более разумными, доверься он специалистам известной серьезной фирмы.
Когда мы общаемся с заказчиками, прошедшими через горнило "шабашстроя", с заказчиками, просящими нас спасти дом, в 100% случаев выясняется, что основная причина их обращения к бригадам - это желание сэкономить средства, а основной толчок - рекомендации какого-нибудь знакомого, которому сейчас таким способом строят дом. Ну так подождали бы, пока достроят, чтобы по-смотреть, как это получится. В итоге - еще два недостроенных дома и их хозяева, обозленные на всех строителей и мир вообще.
Ситуацию можно проиллюстрировать и на таком примере: у вас появилось свободное время и желание для того, чтобы, скажем, подлечить зубы. Вы идете в стоматологическую клинику, имеющую достаточно хорошую репутацию, там вам составляют план лечения, оговаривают его стоимость и после этого приступают непосредственно к лечению. Вам же не придет в голову зайти в какую-нибудь подворотню, поискать там дешевого стоматолога, который чисто теоретически мог бы выдернуть зуб за бутылку водки.
Конечно, лечение в клинике дороже, но, пускаясь в авантюру под названием "сам себе стоматолог", никогда не знаешь, что принесет тебе завтрашний день, да и принесет ли: То же самое с "шабашстроем".
- Весьма колоритный пример. Но существует ли путь разрешения этой проблемы?
- Да, и он мог бы называться "сознательность через информацию". Заказчик должен ясно представлять, что ему нужно для проведения строительства, кроме материалов. Во-первых, это полностью разработанный и согласованный в необходимых инстанциях проект. Во-вторых, определение в соответствии с данным проектом реальной стоимости строительства и, соответственно, планирование своих финансовых возможностей, позволяющих вести работы без перерыва. В-третьих, сотрудничество с профессионалами, имеющими лицензию и, что не менее важно, большой опыт.
А для успешной борьбы с "шабашстроем" требуется объединение усилий всех участников цивилизованного рынка загородного строительства. Это не значит, что мы должны создавать "летучие отряды", которые какими-либо насильственными методами производили бы его ликвидацию. Речь идет о формальном объединении организаций, имеющих авторитет на рынке загородного строительства. Объединения для выработки единой политики, правил, если хотите, цивилизованных взаимоотношений всех участников рынка - и покупателей, и продавцов.
Ведь есть же, например, городская гильдия риэлтеров, членство в которой является для агентства недвижимости своеобразной визитной карточкой. На нашем же рынке каждая организация работает сама по себе, не задумываясь о том, что омертвленные "шабашниками" стройки больно бьют по имиджу и авторитету всей строительной братии. Может быть, имеет смысл использовать для этих целей уже имеющуюся Ассоциацию "Загородная недвижимость", придав ее деятельности необходимую направленность? Хотелось бы, пользуясь случаем, обратиться к коллегам со страниц вашего журнала с просьбой высказать свое мнение по этому вопросу.
И конечно, поздравляю всех читателей, коллег и будущих заказчиков с наступившим Новым годом и Рождеством, желаю здоровья, удачи и успехов на стройке!
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru