Вслед за офисными и торговыми проектами в поле зрения инвесторов в 2005 году попал и гостиничный бизнес. Скептически настроенные девелоперы и олигархи наконец заинтересовались освоением нового сегмента: было объявлено о старте ряда проектов и заключении крупных сделок. Тогда эксперты назвали 2005 год самым успешным для гостиничного бизнеса в России. О том, что изменилось на рынке Москвы и регионов за первое полугодие 2006 года, корреспонденту газеты "Бизнес" Маргарите Федоровой рассказала старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко.
- Как изменилась за последние полгода загрузка столичных отелей?
- Падение уровня загрузки столичных гостиниц наблюдается в последние полтора года, из которых данный показатель снижался непрерывно в течение 12 месяцев с мая 2005-го по май 2006 года. Объясняется это, по нашему мнению, высокими темпами роста цен на номера, которые в свою очередь идут вверх из-за огромного дефицита номерного фонда Москвы. К примеру, в Лондоне насчитывается около 70 тыс.
гостиничных номеров, в Москве же это всего 9-10 тыс. номеров, соответствующих современному стандарту.
Сейчас средняя стоимость номера без учета налогов, без завтрака в столичной гостинице современного формата составляет около $306. Для многих подобная цена уже достигла некоего психологического барьера. Некоторые компании уже не могут позволить себе разместить своих сотрудников в хороших гостиницах бизнескласса, которым в свою очередь приходится либо арендовать апартаменты, либо останавливаться в более дешевых отелях.
Вследствие этого падает и загрузка гостиниц. Так, в конце прошлого года в среднем по рынку этот показатель за 12 месяцев составлял около 74%. Уровень же загрузки на май 2006 года - примерно 67% (средний уровень загрузки за первые пять месяцев года - только 62%). Стоит отметить, что приближение к некоему психологическому барьеру уже замедлило рост цен на номера. Темпы роста по сравнению с прошлым годом снизились в два раза.
- Столь ощутимый дефицит предложения вызван все-таки низкой активностью инвесторов на гостиничном рынке Москвы, по сравнению с тем же офисным или торговым? Какие, по вашему мнению, существуют основные проблемы, так или иначе сдерживающие развитие этого рынка?
- Самая главная проблема - отсутствие площадок, которые подходили бы для реализации успешных проектов. У всех интересных участков, где экономически выгодно строить гостиницы, уже есть хозяева. Конечно, столичные власти пытаются решить эти вопросы, но даже обещанные льготы не на все проекты смогут заманить инвесторов. Из озвученных не так давно нововведений самым значимым для девелоперов, скорее всего, является обещание города брать на себя обязательства по частичной компенсации процентных платежей по кредитам, взятым под гостиничные проекты. До сих пор для инвесторов основной трудностью остается привлечение финансирования для строительства гостиницы.
В случае реализации офисного проекта в банк могут быть предоставлены долгосрочные договоры аренды, гарантирующие стабильный поток платежей, гостиничный же оператор, за редким исключением, не может, да и не станет гарантировать постоянный доход по объекту. К тому же даже само строительство трехзвездной гостиницы международного класса обходится дороже возведения офисного здания класса А: $2,2-2,3 тыс. за 1 кв.
м и $1,5 тыс. за 1 кв. м соответственно.
-Тем не менее кто сегодня вкладывается в гостиничные проекты?
- Это, например, операторыинвесторы, которых до недавнего времени на российском рынке еще не было. Как правило, это компании, не обладающие громкими именами и вынужденные предлагать своим партнерам интересные условия сотрудничества, такие как соинвестирование проектов.
Примером может служить Orco Group, купившая у "Системы-Галс" гостиничную часть комплекса на улице Покровка в Москве.
Кроме этого, на очереди стоят европейские операторы, которые готовы вкладывать деньги для проникновения на новый для себя рынок России.
Стратегия подобных компаний рассчитана именно на вхождение в объекты, а не только управление ими, что предпочтительнее для большинства крупных международных сетей.
Также стали активно заявлять о себе инвесторы-операторы. Такие компании готовы приобретать готовые отели (или строить их) с последующим их самостоятельным управлением- без брэнда или с ним, по условиям договора франшизы с международными операторами. Определилась и третья группа гостиничных игроков, в которую входят обычные инвесторы, ориентированные на приобретение уже готовых объектов и последующую сдачу их в управление гостиничным сетям.
- Как изменяется гостиничный рынок в регионах?
- Среди основных городов России, где идет активное развитие гостиничного рынка, выделяются Калининград и Екатеринбург. В остальных городах больше слов, нежели реальных проектов. Стоит, конечно, отменить стремление многих западных сетей выйти на российский рынок именно через региональные проекты. Активность международных операторов обусловлена более низким порогом вхождения на эти рынки, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Здесь практически нет конкуренции и, соответственно, компании могут диктовать свои тарифы и условия.
Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU