Строительный бум, нарастающий в последние несколько лет в России, спровоцировал активное развитие смежных с недвижимостью отраслей - архитектуры, дизайна, мебельного производства. Появление современных офисных площадей, изменение планировки квартир, строительство индивидуальных коттеджей диктует совершенно новые подходы и производителям мебели. О том, как развивается сектор мебельного ритейла и как меняются предпочтения отечественных потребителей при выборе мебели для дома или офиса, рассказал РИА Новости председатель совета директоров мебельной компании «ФЕЛИКС» Илья Кондратьев.
Справка. Компания "ФЕЛИКС" создана в 1991 году, в 1995 году был открыт первый салон по продаже офисной мебели.
Сегодня торговая сеть Компании является самой разветвленной на рынке и объединяет более 55 салонов в России и Казахстане, а также два представительства за рубежом - в Германии и Объединенных Арабских Эмиратах. С продукцией «ФЕЛИКСа» работают более 450 дилеров в 100 городах России, а также в Казахстане, Украине, Белоруссии, Кыргызстане, Грузии, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане. В 1998 холдинг создал собственное мебельное производство в подмосковном Подольске, в 2001 году открыл ещё одну высокотехнологичную мебельную фабрику - в Москве (Кожухово). В 2003 году «ФЕЛИКС» приобрел Жарковский деревообрабатывающий комбинат в Тверской области. Ежемесячно фабрики компании выпускают свыше 100 тысяч изделий офисной, гостиничной мебели, а также мебели для учебных и дошкольных учреждений, мебели для дома.
Илья Адольфович, сейчас в стране наблюдается бум строительства жилой и офисной недвижимости. На Ваш взгляд, как меняются в последние годы предпочтения клиентов?
Действительно, с бурным развитием в нашей стране рынка недвижимости, появлением современных офисных центров, изменением планировки жилья постепенно меняются и предпочтения покупателей. Мы это отчетливо ощущаем. Если раньше клиент обращал внимание в первую очередь на цену, выбирая типовые варианты мебели эконом-класса, то теперь люди стараются приобрести мебель, что называется, «не как у всех». При этом выбором оригинальной мебели дело не ограничивается: заказчики все чаще обращаются к нашим дизайнерам, для того, чтобы оформить свой офис в соответствии с фирменным стилем или проработать различные варианты домашнего интерьера.
Пока эта тенденция наблюдается, прежде всего, в Москве. Хотя и в российских регионах все больше покупателей при оформлении квартиры или офиса отдают предпочтение созданию индивидуального имиджа, а не цене вопроса.
Думаю, что в ближайшей перспективе этот процесс будет только развиваться.
Насколько острая конкуренция существует сегодня на мебельном рынке России и кто, по Вашим наблюдениям, выигрывает?
Еще несколько лет тому назад продукция российских фабрик конкурировала с импортом только в самых дешевых сегментах мебельного рынка. Происходило это за счет хорошего качества при более низкой (на 30-50%) цене. Затем процесс импортозамещения начался в сегменте мебели среднего класса, в том числе кабинетов для руководителей. Сегодня эта тенденция уже коснулась и сегмента дорогой элитной мебели. Собственно, эта ниша сейчас является основной, где иностранные производители составляют нам серьезную конкуренцию. Но если раньше здесь была представлена исключительно продукция именитых европейских фабрик, то в этом году «ФЕЛИКС» сумел предложить потребителям мебель премиум-класса собственного производства - комплект «ВЕРСАЛЬ», выполненный с элементами из массива и отделкой шпоном. Это первый российский президент-комплект и он является достойной альтернативой импортным моделям - по качеству и дизайну ни в чем не уступает итальянской и испанской мебели, а по цене гораздо привлекательнее. А вот в сегменте дизайнерской мебели итальянцы и испанцы по-прежнему вне конкуренции. В этой нише российским клиентам мы предлагаем мебель, эксклюзивно поставляемую нам ведущими европейскими фабриками.
Вместе с тем, сегодня наблюдается конкуренция со стороны производителей дешевой мебели из Белоруссии и Китая. Несмотря на более низкое качество продукции, у них есть значительные преимущества в конкурентной борьбе: в Белоруссии производители мебели имеют государственную поддержку в виде дотаций, а в Китае используется более дешевая рабочая сила. Поэтому политика нашего государства должна обеспечить защиту российского производителя.
Компания «ФЕЛИКС» работает с итальянской, испанской, польской мебелью, но ее доля постоянно сокращается. В свое время пробовали продавать мебель азиатских производителей, но она не нашла отклика из-за низкого качества и длительного срока доставки. Именно отечественная мебель пользуется все большей популярностью у покупателя.
В нашей сети лишь 30% товарооборота приходится на мебель зарубежного производства, остальные 70% - продукция, изготовленная на наших фабриках. При этом доля Компании «ФЕЛИКС» на рынке офисной мебели России, по нашим оценкам, достигает 28%, а в сегменте офисной мебели из ДСП, МДФ и дерева эксперты оценили нашу долю в 40%. Если говорить о Москве, то здесь, по данным Миланского института исследований мебельной промышленности (CSIL, Италия), «ФЕЛИКС» контролирует более 50% рынка офисной мебели.
Что позволяет отечественной продукции вытеснять импорт? Какие конкурентные преимущества российских производителей Вы назвали бы в числе основных?
Чтобы не отстать в конкурентной борьбе, надо постоянно следить за современными тенденциями в производстве и дизайне.
Например, на наших фабриках установлено современное высокотехнологичное оборудование, частично разработанное и изготовленное специально для «ФЕЛИКСа» ведущими мировыми поставщиками из Италии и Германии. «ФЕЛИКС» первым среди российских производителей офисной мебели начал изготавливать мебель из стекла, использовать в отделке натуральное дерево - шпон, массив, в том числе ценных пород древесины.
Компания имеет сертификат соответствия международным стандартам системы менеджмента качества ISO-9001-2001 применительно к проектированию, разработке, производству, монтажу и обслуживанию мебели, что позволяет нам не только выпускать, но и конструировать мебель - у нас есть собственное конструкторско-дизайнерское бюро. И наши разработки номинируются и побеждают в конкурсе в области промышленного дизайна мебели «Российская кабриоль», где представляются коллекции, созданные, в том числе, и приглашенными зарубежными дизайнерами. Поэтому можно смело говорить о прорыве российских мебельщиков не только в технологическом плане, но и в сфере дизайна.
Крупные отечественные производители сейчас выигрывают за счет того, что выпускают качественную продукцию, которая стоит дешевле импортной, потому что при покупке российской мебели клиенту не приходится из своего кармана оплачивать весьма внушительные транспортные и таможенные расходы.
Еще один аргумент в пользу выбора российской мебели - сжатые сроки доставки. К тому же, мебель может быть очень быстро заменена в случае рекламаций, а их у нас совсем немного, значительно меньше, чем на западных фабриках - по данным статистики, доля дефектной продукции на производстве «ФЕЛИКСа» составляет 0,3%, в то время как на большинстве европейских фабрик этот показатель доходит до 1-2%. Кроме того, мы имеем возможность оперативно устранять причины, вызвавшие нарекания со стороны покупателей, а также осуществлять доукомлектацию и замену вышедших из строя деталей.
Планирует ли компания инвестировать средства в развитие мебельного производства? Намерены ли вы в ближайшее время организовывать новое мебельное производство на территории России, помимо уже имеющихся в Подольске и Кожухове?
На сегодняшний день существующих производственных мощностей вполне достаточно. В ответ на растущий спрос мы увеличиваем количество цехов на наших фабриках, однако в целом развиваемся не экстенсивным путем, а интенсивным - увеличиваем производительность труда, внедряя новые технологии и обучая персонал. Этот путь более перспективен, поскольку он позволяет снижать издержки, что, в конечном счете, уменьшает стоимость нашей продукции.
Планируете ли в дальнейшем развивать розничную сеть вашей компании?
В настоящий момент фирменная сеть «ФЕЛИКС» объединяет более 55 салонов «Мир офисной мебели». Общая торговая площадь сети превышает 30 тысяч квадратных метров. До конца текущего года будут открыты еще несколько магазинов.
В принципе можно сказать, что франчайзинговая сеть салонов офисной мебели уже сформирована, фирменные магазины работают практически во всех наиболее значимых для нас регионах России. Поэтому в дальнейшем розничную сеть по продаже офисной мебели мы будем развивать не количественно, а качественно - расширять площади салонов или открывать несколько магазинов в одном городе, предоставлять новые услуги.
Кроме того, в этом году стартовал наш новый проект - создание в РФ и Казахстане сети франчайзинговых магазинов мебели для дома фабрики «Европа», входящей в состав нашей компании. На сегодня открыто уже девять магазинов этой сети. К концу 2007 года мы планируем довести количество этих салонов до 15-ти. В целом рынок мебели для дома является для нас очень перспективным, поскольку он примерно в пять-шесть раз больше рынка офисной мебели. Потому на развитие сети салонов «Европа» мы сделаем основной акцент и, думаю, в 2008 году мы откроем не менее 20-30 магазинов под этой торговой маркой.
У «ФЕЛИКСа» есть собственный складской комплекс площадью более 30 тысяч квадратных метров. Насколько хватает вам его ресурсов? Планируете ли вы расширять его в дальнейшем или развивать сеть складских комплексов в регионах вашего присутствия?
Незначительные складские запасы у наших региональных партнеров есть. Держать же там большие складские резервы нецелесообразно, поскольку у нас очень большой ассортимент - около 50 коллекций собственного производства, модельный ряд каждой коллекции включает огромное количество элементов, в каждой серии предусмотрена широкая цветовая гамма. Кроме того, необходимо поддерживать складские запасы по наиболее востребованным коллекциям зарубежного производства. Поэтому клиентам наших региональных фирменных салонов, будь то в Хабаровске или во Владивостоке, мебель доставляется в самые сжатые сроки со склада из Москвы. Это гораздо выгоднее, чем держать колоссальное количество мебели на складах по всей стране.
Что касается нашего московского склада, то в связи с активным развитием направления мебели для дома «Европа» потребность в дополнительных складских площадях в ближайшее время у нас вырастет. На конкурсной основе мы выиграли право долгосрочной аренды дополнительной территории рядом с нашей фабрикой в Кожухово и планируем построить там еще один складской комплекс в несколько этажей, с общей площадью застройки более 9000 квадратных метров.
Как изменились по сравнению с прошлым годом объемы продаж компании и насколько динамично растет сейчас российский мебельный рынок в целом?
Выручка наших фабрик в первом полугодии 2007 года выросла на 32,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и достигла 1 198 миллионов рублей. Торговый оборот денежных средств компании за этот же период увеличился на 25%. По итогам года, полагаю, рост оборота будет еще больше. В 2006 году торговый оборот средств компании составил 4 468 миллионов рублей.
По прогнозам экспертов, увеличение объемов рынка офисной мебели в нашей стране может составить в 2007 году около 10-15%. Таким образом, мы растем быстрее рынка, причем доля собственной продукции в продажах компании продолжает увеличиваться.
Думаю, рост рынка мебели в России отражает общую экономическую ситуацию в стране. Повышение уровня жизни населения стимулирует активный интерес к мебели для дома, при этом спрос смещается в сторону более качественных и дорогих моделей. То же самое происходит на рынке офисной мебели. Увеличение инвестиций в экономику, строительство новых деловых центров - все это способствует росту спроса на офисную мебель, ведь неслучайно динамика рынка офисной мебели служит одним из индикаторов развития в стране бизнеса в целом.
РИА "Новости"
Статья о недвижимости получена: IRN.RU