Как стало известно "Бизнесу", вслед за холдингом, который кроме профильных дискаунтеров "Пятерочка" в 2003 году начал строительство гипермаркетов "Карусель" и планирует запуск сети супермаркетов "Франк", краснодарский ритейлер также хочет попробовать силы в крупных форматах. Эксперты называли мультиформатность одной из самых актуальных тенденций на розничном рынке как минимум на ближайшие пять лет - и ритейлеры оправдали их прогнозы. Как оказалось, это один из самых эффективных инструментов проведения быстрой региональной экспансии.
"Магниту" тесно в дискаунтерах
Источники "Бизнеса", знакомые с ситуацией в компании, утверждают, что "Магнит" готов открыть первые крупноформатные магазины уже в 2007 году. "Недавно "Магнит" начал работу над концепцией супермаркетов.
Формат будет совершенно нетипичен для "Магнита": уже не жесткий дискаунтер, а, скорей, экономичный супермаркет площадью 1,5-2,5 тыс. кв. м. Первые магазины такого размера планируется открыть уже в 2007-2008 годах",- сообщает один из поставщиков сети.
О выходе "Магнита" на рынок супермаркетов осведомлен и заместитель гендиректора "Патэрсона" Николай Габышев. ""Магнит" строит торгцентр в Новороссийске.
Торговая площадь супермаркета, который сам же "Магнит" и займет,- 1,5 тыс. кв. м.
Это будет не привычный для этой сети бюджетный формат, а супермаркет с расширенным ассортиментом, собственным производством и т. д.",- говорит он. Сотрудник одного из инвестиционных банков, просивший не называть его имени, говорит, что в ходе роуд-шоу представители "Магнита" декларировали, что компания планирует в ближайшее время начать строительство гипермаркетов.
В "Магните" отказались комментировать свои планы.
Но, по мнению участников рынка, это был бы логичный шаг. "В отчетности перед IPO "Магнита" отмечалось как фактор риска большое количество у компании арендованных магазинов. Это значит, что какие-то договоры аренды могут быть расторгнуты, да аренда, когда у компании 1,5 тыс.
магазинов,- это большие расходы",- говорит сотрудник одной из сетей. Согласно проспекту "Магнита", 88,4% всех магазинов компании - арендованные. "Логично было бы деньги от IPO потратить на приобретение недвижимости.
Покупать на рынке торговой недвижимости уже нечего. Соответственно, нужно строить.
Строить 500-метровые дискаунтеры нет смысла, гораздо перспективней заняться супери гипермаркетами",- заключает Габышев из "Патэрсона".
Равнение на Калининград
В своем стремлении развивать сразу несколько форматов "Магнит" не одинок. Генеральный директор компании De Rigo Сергей Моисеев напоминает, что федеральные сети повторяют путь калининградских ритейлеров. В Калининградской области основные операторы - "Виктория" и "Вестер" - еще с начала 2000х годов развивают сразу несколько форматов: от cash & carry до дискаунетров. "В городе могут быть удачные места, тем не менее не подходящие под формат сети. У ритейлера два варианта. Либо искать только устраивающие его помещения. При таком подходе рано или поздно придется выходить за пределы своего региона. Второй - брать все помещения на своей территории. Придется, правда, запускать несколько форматов. Это расходы. Но они меньше чем риски выхода в новый регион",- говорит Николай Власенко, министр промышленности Калининградской области, один из основателей сети "Виктория".
Москва отличается от Калининграда. В Калининграде, по оценкам Власенко, на долю трех крупнейших ритейлеров ("Виктория", "Вестор", "Седьмой континент") приходится около 60% розничного товарооборота области. ВМоскве же на все магазины современных форматов- около 25%. Среди московских сетей мультиформатных операторов немного. "Седьмой континент" в 2004 году ввел новую градацию своих магазинов по площади и местоположению: магазин у дома, универсам и полулюксовый магазин "Пять звезд", а с 2005 года начал развитие гипермаркетов "Наш". Турецкий "Рамстор", выйдя на российский рынок в 1997 году с гипермаркетом, позже стал открывать супермаркеты и магазины у дома.
Дальше других пошел прямой конкурент "Магнита" - компания "Пятерочка". Как и краснодарский оператор, она изначально специализировалась на бюджетных магазинах небольшой площади. Но весной 2003 года компания решила выйти на рынок, на который до тех пор претендовала только французскаяAuchan Group - начала строительство сети гипермаркетов "Карусель". По словам главного исполнительного директора "Пятерочки" Олега Высоцкого, на сегодняшний день работает семь "Каруселей", до конца года планируется открыть еще десять. Однако и двух форматов "Пятерочке" оказалось мало. Недавно стало известно, что компания готовит к запуску новую концепцию - супермаркеты "Франк". Несколько месяцев назад один из топ-менеджеров "Пятерочки" рассказал корреспонденту "Бизнеса", что к 2010 году компания планирует построить в России около 2,5 тыс. дискаунтеров (250 магазинов в Петербурге, 600-700 в Москве, около 200 в области, 1,2 тыс. в регионах) и 150-180 "Каруселей". Источники, близкие к компании, утверждают, что план по строительству "Франков" также предусматривает открытие нескольких сотен магазинов.
Каждому региону свой формат
Планы "Магнита" по строительству крупноформатных магазинов укладываются в общую тенденцию, считают аналитики. В частности, в исследовании ИК "Ренессанс капитал" о перспективах мультиформатности сказано так: "Ритейлеры все чаще сталкиваются с хорошими помещениями, которые не подходят конкретной сети по формату. Однако дефицит торговых площадей заставляет операторов все равно их использовать". Старший аналитик Альфа-банка Светлана Суханова называет свои аргументы в пользу мультиформатности: "Работа в нескольких форматах позволит выравнивать динамику продаж всего торгового холдинга.
Ведь в какой-то год могут быть низкие продажи в дискаунетрах, в какой-то - в гипермаркетах и т. д.".
Однако Моисеев из De Rigo полагает, что в первую очередь ритейлеров мультиформатность привлекает как очень эффективный инструмент проведения региональной экспансии. "Придя в город, многоформатный ритейлер может открыть три-пять дискаунетров для бедных, два-четыре супермаркета для среднего класса и еще один-два гипермаркета на выезде из города. И все- силами одной компании город уже полностью "закрыт" для конкурентов",- полагает он.
Высоцкий из "Пятерочки" соглашается с этой версией: "Мы хотим захватить значительную часть рынка и поэтому должны развивать одновременно дватри брэнда: так будут задействованынесколько целевых аудиторий".
Николай Власенко считает, что пик увлечения ритейлеров мультиформатностью еще не наступил. "Компании активно будут развивать сразу несколько форматов как минимум до 2012 года,- считает он.- Это позволит ускорить тотальную экспансию, пока рынок свободен. Эта практика будет распространена до тех пор, пока две-три крупнейшие сети не займут около 40-45% рынка. Тогда конкуренция станет по-настоящему жесткой, и операторам придется выбирать не больше одногодвух наиболее успешных своих брэндов. Правда, произойдет это не раньше чем через пять-шесть лет".
Сергей Канунников Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU